Какие перемены!

   Телевизионная февральская передача  2012 года «Субботний вечер» посвящена песням 90-х годов двадцатого столетия. А годы очень памятные, и наиболее широкий диапазон мнений по характеристике их. Для кого-то годы лихие, с потерей самой надежды на лучшее будущее, утрата работы, материальных благ. Другие неуемно радуются. А как же не радоваться?  После 70-летнего «тюремного режима» на всей территории Советского Союза, появилась полная свобода и поведения и свободного изложения мнения. Делай, что хочешь, и тебе ничего плохого от властей и общественного мнения не будет.
Развалилась «империя зла», представилась возможность «иметь столько прав, сколько можно унести», потянулись к самостоятельности, которая оказалась тем бременем, которое не донести к нужным рубежам.
Общественное мнение пока разнополюсно, ему не удается выкристаллизировать единую точку мнения по общей формулировке прогрессивности в жизни людей: 90-е годы  или они привели к регрессу, или обеспечили дальнейшее движение по пути прогресса?
Но все равно, придет время общей оценки. Преждевременность определяется еще и тем преобразованием демократов Советской власти и социалистического строя еще не завершены, и только после проявления завершающих результатов будет сделан убедительный вывод: нужны ли были эти 90-е годы?
В настоящем политическом раскладе именно и по приведенному мотиву целесообразнее, чтобы у власти на посту президента России оказался Путин, ибо нужно довершить начатое. Но как бы не считали себя предназначенными только для управления государством Путин и Медведев. нужно понимать истину начала и конца.
Румынские события с Николае Чаушеску тоже нельзя забывать, ибо отрицательные обстоятельства накапливаются за каждым. И если судить только по отрицательным последствиям, то уничтожающий гнев может созреть и в сжатые сроки. Необеспеченность детскими учреждениями рождающего поколения новой властью, на фоне того, что в социализме этот вопрос был решен, может сыграть злую шутку.
Двухразовый срок пребывания в верховной власти целесообразен и с позиции того, что этого времени достаточно выложить все, что есть полезным у власти. А кроме того, законы демократии будут требовать прихода новых людей к власти с нерастраченным багажом идей, знаний и энергией.
Искусство своими формами влияет на воспитание человека, оно вызывает различные чувства, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Искусство либо полностью служит идеологии общества, но может и частично, поддерживая одни взгляды, другие отвергая.
Песни – это часть деятельности в искусстве, часть искусства. Поэтому песни 90-х годов интересны своим участием в ломке социалистической идеологии. Задача состояла не только в том, чтобы просто ее заменить другой, а нужно было раскритиковать старую идеологию и новые ценности должны вести основную массу людей.
Кроме того, песня 90-х годов должна быть песней, как и в другие годы, песня должна постоянно вызывать чувственность.
В противоречиях между демократами и представителями социализма прослеживается четкий принцип – за социализм держатся те, которые прошли через его трудности, а молодежь, не прошедшая через трудности, не оставляет ему место в жизни.
Современной идеологией в области искусства управляет уже поколение, которое формировалось в демократическое время. Интересны в связи с этим обстоятельства: среди молодежи полностью ли покончено с социализмом? Когда боролись с социализмом, то его нужно было чернить. А сейчас общество требует с полной серьезностью созидательности. И эстрада интереснее будет, какое слово будет употреблено для увлечения человека на созидательность?
Ведущий субботнего вечера Басков показал средний вариант общечеловеческого культа, не прибегнув к порции полного уничтожения друг друга, старого и нового. Простой телезритель не осведомлен, что делается вне экрана, перечень в титрах лиц, причастных к концерту огромен, и какова роль каждого, известно только им. Или власть проявила свое  влияние и определило направление содержания?
Первыми выступила группа «Дюна». И она со всей честностью  обрисовала идеологию 90-х годов. стремление страстное иметь «лимон зеленых», которыми делиться ни с кем не желают. В оправдание этого опирается, что  с ним не нужно делиться зелеными помидорами, забирай их сам себе, а лимон только мой.  Только одна песня, исполненная «Дюной» характеризовала предстоящие перемены.
При социализме воспевался труд, а при капитализме узаконивался преступный путь доступа к миллиону долларов, ведь пути заработать их не было. Открыта дорога к экономическому и физическому ограблению. Идеология насилия и убийств, с экрана убирается все патриотическое, все формирующее сознание, призывающее к совести. Экран заполняется «мыльными операми» в количестве серий, превышающих возможности объема памяти человека. Секс подается с утра и до вечера и, конечно, в ночи, преподносится, как хлеб, систематически и постоянно.
Второй серьезный принцип внесла песня, исполненная чрезвычайно известным певцом Филиппом Киркоровым. В песне «Атлантида» он впервые запросил помощь у бога. Ранее он в этой помощи не нуждался, не надеялся на собственные силы, ну, в крайнем случае, помощь оказывала Алла Пугачева.
И Киркоров не исключение, в настоящее время религию втискивают во все стороны человеческой деятельности, религию и поповскую братию, которая скромностью не обладает, и с невиданным нахальством пытается возвысить свою роль и бога в достижении всего положительного.
В песне «Эскадрон», исполненной Газмановым, есть такие слова: «Есаул, что ж ты бросил коня? Пристрелить не поднялась рука? Конь под седлом чужака». Ожесточенность гражданской войны после Октябрьской революции обсуждается во всем мире. Подчеркивается бессмысленность сверх жестокой братоубийственной войны, с уничтожением большого количества материальных ценностей. И задается вопрос – кто же в этом виновен?
Фактически, за достоверную истину представляются доводы – бессмысленность и отсутствие необходимости проведения Октябрьской революции, звериная озлобленность рабочего класса и большевиков. Если обратиться к анализу только песни Газманова, то вывод вытекает из абсолютной необходимости.
Есаул – представитель дворянства, господствующего класса, чужак – русский мужик, рабочий. Слова «пристрелить не поднялась рука», «конь под седлом чужака» говорят о том, что дворянин есаул  категорически не желает поделиться властью, которую он организовал, несправедливую жизнь, которая устраивает только его и ему подобных, но эта жизнь чрезвычайно тяжела для других. А кто эти другие, а он их эксплуатирует. Это они подготовили для есаула коня, а он готов убить животное.
Именно ярость, гнев и нежелание быть справедливым обеспечили жестокость гражданской войны. Понявшие смысл советской власти многочисленные «есаулы» определяли состав Красной армии и руководящих органов народного хозяйства.
В своих рассказах пролетарский писатель Горький выразил мнение барина в отношении мужика, что последний не может жить самостоятельно, он нуждается в руководстве со стороны барина.
Подобными песне Газманова «Эскадрон» были и песни другого певца Талькова. Он был убит в результате междоусобиц, сопровождавших демократов в 90-е годы. Только был фанатично религиозен и яростно ненавидел советскую власть. Однако Тальков склонен был к углубленному подходу к жизни. Его выводы о том, что общественные порядки зависимы не только от власти, а, в первую очередь, слагаются из каждого из нас.  Ему могли бы принадлежать и другие глубокие выводы, но он преждевременно ушел из жизни.
Отдельные сторонники социализма Талькова и Газманова называли белогвардейской контрой соответственно № 1 и № 2. Но если Тальков занимал свою позицию в результате убежденности, то Газманов находился в типичном настроении интеллигента, умеющего успешно «вертухаться» в разных ситуациях.
Прозвучала песня и про каменное сердце. Она справедливо предупреждала о мелочности человеческой души, об обмане, о появлении всецельного бога – беспредельного богатства, которому нет преград ни перед чем. Поэтому категории чести, совести, справедливости уже нет места в повседневной жизни.
Характерна была песня в оценке текущего момента  «Мембахари   мембуру». Не могу гарантировать точность, так как это сложное сочетание поймано на слух. Что  означает указанное словосочетание не известно, возможно, на африканском языке оно имеет определенный смысл, но зритель не знает и ничего ему не разъяснили. На протяжении времени, отведенного для песни, бессмысленное «мемба  хари  мембуру»  пыталось воздействовать на чувственную сторону зрителя. Смысл указанной песни, вероятно, следует усматривать, что для авторов старое уже «не нужно», а опьяняющая свобода нового, зовущая к небесам, дала плод своего содержания в виде «мембуру».
Несколько соображений о победно шагающем в настоящее время «Шансоне», названным «мир песни – мир человеческой души».
Настоящая песня «строить и жить помогает» особенно, когда индивидуальные человеческие устремления являются мечтами прекрасной жизни. Отличие песен, претендующих на названия «Шансона», от песен обычной эстрады и патриотических состоит в том, что обычные песни претендуют на отражение общественных интересов, а затем уже личных, а иногда даже  противоречат личным. А песни «Шансона» ведут изображение жизни и ее проблем не от внешнего мира, не от общественных интересов, а от душевного состояния индивидуума, личности.
Личности богаты индивидуальными наклонностями. Диапазон от подленькой души до возвышенной, и все эти состояния выливаются на экран. Далеко не всегда чисты помыслы, составляющие внутренний мир души «Шансона», называемой  советской властью, как «блатная песня», содержал признаки, в которых характеризовались недостатки советской власти и фактически явились частью идеологии, приведшей к падению социализма, развалу Советского Союза.
В настоящее время на самых высоких постах воспевается восторг в получении безграничной свободы. Песня, кроме отражения внутреннего состояния человеческой души, как составная  часть идеологии, зовет и к определенному поведению в общественной жизни.  Без сомнений, она должна быть обращена к росту добра и созидательной жизни.  Во время разрушения   социализма весь разгул и все замахи души сделали свое дело. Сейчас она не служит формированию стабильного гражданского общества, высоконравственной культуры и мобилизации общества на производственные процессы по росту материальных благ.
Мир телевизионного «Шансона» сведен к господству кучки людей, сбежавшей при советской власти за границу. Даже если признавать, что советская власть не позволяла полноценно развиваться им, то все равно их действия в части можно признавать отрицательными, так как в осуществление своих интересов они настроены были пренебрегать общественными интересами.
Голоса лиц, прошедших американскую эмиграцию, конечно, прекрасны, однако не дело огромной России бесконечно жить в их  стенаниях о несправедливости к ним в былом, в слезах об их ностальгических переживаниях. Купаясь в богатстве, они уже не слышат стонов простого труженика, а он не прекращается еще со времен Некрасова.
Еще  одной отрицательной стороной современного «Шансона» является так называемый «тюремный мотив». Можно было понять, когда этот мотив формировался сочувствием к многочисленным политическим заключенным, которые были замучены. Можно напомнить лицам, возненавидевшим советскую власть и не любившим ничего положительного, те случаи, когда лица, за политические убеждения, отбыли по двадцать пять лет, на свободе доживали до 80-90-летнего возраста. А упивающиеся свободой, растранжиривали свое здоровье к 50-60 годам. Следовательно, жестокий режим не охватывает все стороны жизни заключенных, а наоборот, определенный режим сохранил здоровье и не подвергался крайностям  разгула развратной жизни.
Русский человек всегда сочувствует человеку, находящемуся в тюрьме по издавна сложившемуся выводу, что в России никто не может «отрекаться от сумы и от тюрьмы». Но мотивы попадания в тюрьму разные, почему должны проявлять безмерное сочувствие убийце, вору, насильнику? Вероятно, нужен специальный разговор, и песней призывать и к раскаиванию, и через ограничения законного наказания, все это должно предупреждающим образом воздействовать на лиц, предрасположенных к этому.
Тюремная тематика захватила и тех, кто не сидел в тюрьме и, фактически, не был в Сибири. Вручая приз, всем известный Жириновский, высказался, что хватит уже темы «лесоповала» - уже и леса нет, и валить его некому. Но эта тема прочно занимает сцену «Шансона».
Обратимся с кратким рассмотрением деятельности шансониста Сергея Трофимова. Он уверенно приближается к олимпу первенства и получает все больше призов, и все больше крутится на экране «Шансона». Приз «Старое кафе» песни – особые чувства наслаждения у любовниц, а дома своя семья. А на стороне то шашлычки, то коньячок, то коньячок под шашлычок. Зачем это пропагандировать со сцены? Ну, сам ходи по чужим бабам и обворовывай семью, но зачем призывать на этот путь других?
Приз Трофимову в номинации «Рыцарь» за песню «Жаль, промахнулась пани Каплан». Участников Отечественной войны осталось очень мало, но что они могут сказать – «контра недобитой контры». Трофимов фактически призывает к человеконенавистничеству. Деятельность Трофимова не может способствовать созидательности, а остаток того, что оставила советская власть, уже содержать общество не может. Поэтому, невольно время заставит пересмотреть идеологическую деятельность.
Хотя, многие шансонисты являются представителями компрадорской буржуазии. И когда они на  Майями имеют недвижимость, то русский патриотизм может быть только показным, а нынешнее льготное налоговое законодательство способствует эмигрантам получать большие доходы, чем за рубежом.  Интересы национального развития России вызовут необходимость «причесать» и «Шансон» под форму приличия не отягощая его цензурой. А в отношении лиц, которые уже сомневаются, где их Родина и место постоянного жительства, при въезде в Россию применять налог на заработки за рубежом.

Февраль 2012г.


Рецензии