Это не пошло бы на пользу ни России, ни Германии

RLD

"ЭТО НЕ ПОШЛО БЫ НА ПОЛЬЗУ НИ РОССИИ, НИ ГЕРМАНИИ"

В интервью историк Вольфганг Акунов затрагивает положительные стороны русско-германских отношений и советует проявлять больше взаимопонимания

ББ: Глубокоуважаемый господин Акунов, сейчас, в связи со столетним юбилеем начала Первой мировой войны, средства массовой информации Германии сообщают главным образом о сражениях на Западном фронте. Многим молодым людям слово "Верден" говорит больше, чем "Танненберг". Может быть, сегодня немцам не хватает исторического интереса к событиям на Восточном фронте той войны?

Aкунов: Я не хотел бы впадать в чрезмерные обобщения, но в Ваших словах есть доля истины. Русскую армию в годы Первой мировой войны уже тогда несколько пренебрежительно именовали "русским паровым катком". Между тем, без русского наступления в августе 1914 года в Восточной Пруссии не случилось бы "чудо на Марне". Две русские армии генералов Самсонова и Ренненкампфа пожертвовали собой ради спасения Парижа. Немцы были вынуждены снять с Западного фронта несколько полноценных дивизий, чтобы успешно противостоять русским в Восточной Пруссии. Русская армия настолько ослабила австро-венгерские вооруженные силы, что те с конца 1914 года. в особенности же, после Брусиловского прорыва 1916 года, были не в состоянии противостоять русским на Восточном фронте без помощи германских войск. Германии приходилось постоянно поддерживать колеблющийся австро-венгерский фронт все новыми частями, перебрасываемыми с Западного фронта, что заметно ослабляло германский нажим на французов и британцев, в том числе и под Верденом.

ББ: За прошедшие столетия российско-германские отношения были весьма переменчивы. Их спектр колебался между дружеским сотрудничеством и войной на уничтожение. Не потерпит ли долгосрочное мирное сотрудничество между нашими странами новое фиаско вследствие внешнеполитических противоречий, связанных на этот раз с Украиной?

Aкунов: Мне не хотелось бы в это верить.

ББ: Значит, Вы не считаете, что актуальная внешнеполитическая ситуация таит в себе угрозу для российско-германских отношений?

Акунов: В настоящий момент я, несмотря на всю риторику, не вижу серьезной угрозы. Было бы очень печально, если бы, к моему величайшему сожалению, она действительно возникла. Это не пошло бы на пользу ни России, ни Германии.

ББ: В настоящее время из "русского", кажется, снова лепят "образ врага". Не могли бы Вы привести нашим читателям положительные примеры нашего сотрудничества с Россией в прошлом?

Aкунов: Охотно. Если бы русские в ходе наполеоновских войн не оказали активной поддержки Австрии и Пруссии, к которым лишь впоследствии присоединились и другие германские государства, те сами никогда бы не смогли одержать верх над Наполеоном. Достаточно указать на русско-австрийское братство по оружию под Аустерлицем  в 1805 и на русско-прусское братство по оружию под Прейссиш-Эйлау и под Фридландом в 1807 году. В освободительной войне 1813 года - причем особенно в Битве народов под Лейпцигом 1813 года, на полях сражений во Франции, вплоть до взятия Парижа в 1814 году, русские и немцы сражались вместе против общего врага. Именно русский Царь Александр I при заключении в 1807 году Тильзитского мира, добился от Наполеона I сохранения Прусского государства. При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году немало германских военных - например, Карл фон Клаузевиц - и государственных деятелей - например, барон фон Штейн - служило русскому Царю. Вспомните Таурогген 1813 года! Русско-прусскую Силезскую армию под командованием генерал-фельдмаршала Блюхера. Спасение Австрийской монархии от Венгерской революции, которую удалось подавить лишь благодаря помощи русских войск. Да и победа немцев над Наполеоном III в ходе Франко-прусской войны 1871 года была бы немыслимой без русской поддержки. Следует вспомнить и об антибольшевицкой русско-немецкой Западной Добровольческой Армии князя Авалова-Бермондта, действовавшей в Прибалтике в 1919 году, которая, хотя и пала жертвой интриг Антанты, стала блестящим примером русско-немецкого братства по оружию - и это почти сразу после Первой мировой войны!

Можно было бы привести немало иных примеров этого рода, но мне кажется, приведенных вполне достаточно.

ББ: В настоящее время Президент Путин последовательно защищает интересы России. Исходит ли от этого угроза для Германии и Европы? И какие интересы Германии следовало бы представлять на Украине?

Акунов: Всякий ответственный глава государства или правительства, вообще-то призван последовательно защищать интересы своего собственного, а не какого-то иного государства, не так ли? Само по себе это, по-моему, не представляет угрозы для соседних государств. Германии же следовало бы, естественно, представлять на Украине свои собственные, то есть германские интересы.

ББ: Прибалтийские государства и НАТО с обеспокоенностью следят за процессами, происходящими на Украине. Не реагирует ли Россия на них столь же обеспокоенно? В конце концов, НАТО расширяется на Восток...

Aкунов: Вы сами это говорите. Я глубоко убежден в том, что многострадальная Россия, вопреки всем тяжким историческим испытаниям, выпавшим на ее долю, остается и останется европейской страной, на которую наложили свой неизгладимый отпечаток западная культура и христианская религия. Европа должна сделать все, что только может, чтобы не оттолкнуть Россию от себя непродуманными шагами, чтобы не вынудить ее искать иные, чуждые ей и Европе, ориентиры в Азии, на Востоке. Мне было бы очень жаль, если бы дошло до этого, поскольку считаю всякое "евразийство" совершенно искусственной конструкцией, абсолютно чуждой русской сущности, остающейся, вопреки всем наслоениям, насквозь европейской, христианской, западной. Я - за Европу от Дублина до Владивостока.

ББ: Похоже, вновь грядет "холодная война". Вы были переводчиком на процессе Матиаса Руста. В 1987 году этот (западный) немец посадил свой самолет поблизости от Красной площади в Москве. Вообще-то его поступок был чистым безумием для эпохи "холодной войны". Но не бывают ли подобные безумные поступки иногда нужны для демонстрации необходимости поговорить друг с другом?

Aкунов: Побольше бы таких посланцев мира и примирения. Старинная русская пословица гласит: "Худой мир лучше доброй ссоры!"

ББ: Вы уже выступали у нас с докладом по приглашению одной из студенческих корпораций-буршеншафтов. Как Вам там понравилось? Не следует ли нашим буршеншафтам больше интересоваться Россией и активнее общаться с русскими?

Aкунов: Это были одни из лучших дней моей жизни. Говорю это совершенно искренне. Я чувствовал себя, как дома, как брат среди братьев, причем даже разница в возрасте не давала себя знать. Разумеется, Вашему уважаемому буршеншафту следовало бы больше интересоваться Россией и активнее общаться с русскими. Со своей стороны, Ваш скромный друг готов оказать Вам всяческую помощь и поддержку в этом благородном деле. Вот вам моя рука!

ББ: Глубокоуважаемый господин Акунов, большое Вам спасибо за беседу!

Aкунов: Не за что! Пока мы будем говорить не только друг о друге, но и друг с другом, мы всегда поймем друг друга.

(Опубликовано в журнале: "БУРШЕНШАФТЛИХЕ БЛЕТТЕР" 1+2/2014, 129-й год выпуска).   


Рецензии
Госп.Акунов перечисляет примеры,когда без русских не было бы немецких побед - а перед этим, в предъидущем абзаце - говорит о том, что без русских не было бы чуда на Марне... Как будто это тоже немецкая победа! Все это как-то слитно, одной интонацией.
Если бы это был не Акунов - я бы не удивилась.
Но так, как ни в чем не бывало,и даже с положительными эмоциями говорить о событии,предварившем Немецкую Трагедию 20 века - да еще в интервью немецкому журналу... Согласитесь, это нелогично,госп.Акунов.

Нина Тумасова   27.09.2014 00:20     Заявить о нарушении
А Вы вчитайтесь повнимательнее в текст. Журнал говорил о том, что в сознании молодых немцев боевые действия на Восточном фронте в Первую мировую войну, в т.ч. вклад России в победу Антанты над Центральными державами (например, битва при Танненберге - ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КТО ЕЕ ВЫИГРАЛ), занимают меньше места, чем боевые действия на западной фронте, напр. битва под Верденом (ОПЯТЬ-ТАКИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КТО ЕЕ ВЫИГРАЛ). Самопожертвование русских армий в Восточной Пруссии обеспечило победу французов на Марне, сорвав взятие немцами Парижа - и об этом современные молодые немцы знают мало. Что ж тут непонятного? Alles liegt klar auf der Hand. Журнал, как Вы, видимо, поняли, не счел ответы интервьюируемого на вопросы журнала нелогичными или неуместными. Интервью было дано как раз в связи с годовщиной Первой мировой войны (вы ведь ее имели в виду под событием, предваряющим Немецкую трагедию ХХ века), и мне не совсем понятно, как его можно было дать еще, кроме как "ни в чем ни бывало"? И что значит "с положительными эмоциями"? Война - явление, сопровождающее человечество с древнейших времен, и, видимо, будет неизбежно сопровождать его и впредь (по крайне мере, в "жизни нынешнего века"). И хотя война неизбежно связана со злом (человекоубийством, разрушениями и пр.), она не есть зло сама по себе. Очень часто, напротив, война есть средство предотвратить куда большее зло. В войне есть своя роковая диалектика, противящаяся ее однобокому истолкованию как в духе расслабленного пацифизма, так и в духе романтического беллицизма, не говоря уже о брутальном милитаризме. Более того: в войне наличествует весьма существенный нравственный смысл. Он, в частности, связан с формовкой и выковкой в "стальных грозах" (говоря языком Эрнста Юнгера) войн особенного, рыцарского типа человека-воина. "Нравственное значение войны в смысле выработки человеческой породы было гораздо шире войны в собственном смысле слова. Нравственный тип воина, рыцаря, человека, с оружием в руках защищающего свою честь, честь слабых, честь своей семьи, честь своей родины, был преобладающим и оказал подавляющее влияние на нравственное сознание и на этос, он ставился выше всех других типов. Аристократ, дворянин, благородный, быд прежде всего воин, готовый оружием поддержать честь. Древние, жестокие, воинственные инстинкты человека перерабатываются в благородство породы, в мужественное отношение к жизни, бесстрашие перед смертью, готовность всегда ставить Честь и Верность выше жизни. Воинская этика всегда вырабатывала силу характера, противилась изнеженности и размягчению мужского типа, придавая инстинктам жестокости придавать силу благородства. "И нельзя отрицать того, что хотя историческое рыцарство умерло, некоторые выработанные им черты стали характерной принадлежностью высшего человеческого типа" (это уже не Эрнст Юнгер, а Николай Бердяев). Не знаю, о том ли я Вам толкую, что Вас волнует. Если нет, будьте уточнить Вашу мысль. С уважением,

Вольфганг Акунов   27.09.2014 18:10   Заявить о нарушении
С Вашим отвлеченным (несколько)взглядом на это противостояние и на войну вообще, и с выводами -- я согласна.
Благодарю за ответ.

Нина Тумасова   03.01.2016 19:43   Заявить о нарушении
Вот и отлично) С Новым Годом)

Вольфганг Акунов   04.01.2016 13:03   Заявить о нарушении