33. Отчётный доклад профсоюзного комитета

НА СНИМКЕ: Качан Михаил Самуилович, т.е. я. Мне было тогда 32 года. Я был младшим научным сотрудником Института Теплофизики с окладом 105 руб. в месяц и, занимая должность Председателя ОКП, получал по совместительству ещё 110 руб. Моя семья  - это жена, Любовь Николаевна и дочка Иринка, которой тогда было 9 лет. Мы жили в двухкомнатной квартире в м-р «А» в доме 7 по ул. Правды.


Немного подробнее об отчётном дакладе, с которым я выступал на конференции.

Отчётный доклад был мною выверен до слова и произнесён без пафоса и здравиц. Деловито, даже буднично. Дикция у меня была хорошая. Не поднимая голоса, я чеканил слова и фразы, и они звучали убедительно и тревожно. Мне было что сказать, наш состав профсоюзного комитета сделал очень много, но ещё больше было предложений, которые почти не попали в нашу газету, сократившую доклад в несколько раз.

И люди знали, что мы попусту слов на ветер не бросаем. Если берёмся за что-то, делаем. Все видели результаты нашей общей работы, и сегодня я держал отчёт перед единомышленниками.

Сначала я говорил, как и положено, о социалистическом соревновании, потом о трудовой и общественной дисциплине, о потерях рабочего времени из-за опозданий на работу и прогулов.

Затем рассказал о том, что нам удалось в 1966 году повысить среднюю заработную плату рабочих на 17.3% и о начавшейся работе по переводу на новые условия оплаты труда младших научных сотрудников, лаборантов и препараторов. Сообщил, что более 1000 младших научных сотрудников и более 1200 лаборантов и препаратов уже переведены, и их заработная плата возросла на 10%.  В общей сложности на новые условия оплаты труда были переведены 4700 человек, что увеличит выплаты им на 700 000 руб. в год.

Сообщил, что правительство рассматривает проект общего упорядочения заработной платы в научных учреждениях страны.

Выразил серьёзную озабоченность профсоюзных комитетов условиями труда, подчеркнул, что мы ещё больше внимания будем уделять охране труда и технике безопасности.

Обратил внимание на недостатки медицины% перегруженность палат в больнице, неукомплектованность штатов младшего медицинского персонала, уровень санитарного состояния и ухода за больными, очереди в поликлинике, неудовлетворительное зубопротезирование.

И в детских учреждениях отсутствует младший технический персонал, поэтому воспитатели моют полы и посуду, работают за двоих.  Вопрос нехватки младшего технического персонала – один из самых острых.

Рассказал о санаторно-курортном обслуживании – ОКП в 1966 году выдал 1245 путёвок в санатории – на 343 больше, чем в 1965 г., причём 200 человек лечилось в санаториях желудочно-кишечного профиля (в 1965 году таких путёвок у нас были единицы).

В домах отдыха побывало 820 человек, на 100 больше, чем в 1965 году.

Отметил, что 468 путёвок в санатории  и 700 в дома отдыха были выданы на льготных условиях или бесплатно за счёт средств социального страхования.

Могли бы выдать путёвок на лечение и больше, но график отпусков составлен неравномерно, и в зимние месяцы часть путёвок у нас остаются невостребованными.

Сообщил о том, что профсоюзный комитет много занимался вопросами физической культуры и спорта. Сейчас в Спортклубе СО АН постоянно занимаются в секциях свыше 7 000 человек и в спортклубе НГУ – 2 400 студентов.
Отметил, что некоторые ведущие учёные своим участием в спорте пропагандируют его: председатель секции стендовой стрельбы - член-корр. Н.А. Чинакал, альпинист, мастер спорта - член-корр. А.Д. Александров, академик Ворожцов принимает активное участие в деятельности спелеологов, а в делах водно-моторной секции – академик Г.И. Будкер, председателем областной секции бадминтона избран д.т.н. А.И. Леонтьев.

Различные формы активного отдыха – туризм, рыбную ловлю, охоту, пешие походы используют 4 599 человек, а свыше 20 000 – использовали базы Спортклуба – лыжную, водно-спортивную, рыболовную.

Подробно рассказал о спортивной работе с детьми. Сейчас в спортивных секциях детской спортивной школы, которая в этом году объединила разрозненные секции, занимаются 3 500 детей – лыжами, волейболом, баскетболом, борьбой, боксом, гимнастикой, парусным спортом и фигурным катанием.

Рассказал о КЮТе. Он в прошлом году был утверждён участником ВДНХ, и в Павильоне «Юные техники» демонстрировались 5 его экспонатов. Сейчас в КЮТе готовят 15 экспонатов на ВДНХ. В КЮТе постоянно занимаются около 500 детей в 27 кружках.  Я поблагодарил Президиум СО АН за недавно принятое решение о строительстве здания КЮТа (историю этого решения я уже ранее рассказал).

Рассказал о новых направлениях нашей работы с подростками и юношеством. Мы ищем новые формы работы в развитии клубного движения среди юношества, дифференцированного удовлетворения эстетических, нравственных, интеллектуальных поисков старших школьников. В Микрорайоне «Б» на базе ТБК планируем создать своеобразную «республику», единый центр детской работы в Академгородке.

Говоря о летнем отдыхе детей, я сообщил о срыве первого сезона в пионерлагере «Солнечный» из-за вспышки дизентерии. Обсуждая причины возникновения этого заболевания, я сказал:

«Вначале полагали наличие бациллоносителя на пищеблоке. Но все работники пищеблока и столовой оказались здоровыми. Установлено, что источником заражения явился водоём для купания». Это была точка, поставленная мною в той печальной истории, о которой газета ЗНВС никогда ничего не сообщала и никто никогда ничего официально не говорил.

Я поддержал проведение Домом культуры «Академия» и «Домом учёных» «Сибирских чтений» и «Дней науки» для пропаганды новейших научно-технических достижений, а также «Октябрьских чтений», посвящённых 50-летию Советской власти.

Особо остановился я на массовых народных гуляниях – Новогоднем празднике, масленице, Дню Победы. Сообщил, что мы хотим провести массовый праздник к 10-летию Сибирского отделения АН СССР, а затем и к 50-летнему юбилею Октябрьской революции.

Рассказал я и о Картинной галерее, которая необходима «для показа мастерства советского изобразительного искусства».

Об «Интеграле», «Сигме» и других клубах сказал коротко: клубы по интересам «… стали неотъемлемой частью жизни Академгородка. А анализировать их деятельность не стал.

Говоря о развитии художественной самодеятельности, я не стал рассказывать о наших несомненных успехах, о замечательных коллективах, таких, как Симфонический оркестр, Оркестр народных инструментов, Эстрадный ансамбль, танцевальные коллективы, Театр-студия и многих других. Я высказал надежду, что «творческая самодеятельность ещё ждёт своего настоящего развития, которое станет возможным на базе нового Дома учёных.

Торговля и быт всегда были объектами нашего постоянного внимания. Я констатировал, что нарушения правил торговли  всё ещё бывают часто. Контролёры ОКП составили свыше 100 актов на недовесы в магазинах и анализов на калорийность блюд в столовых. Комиссия общественного контроля провела несколько внезапных ревизий магазинов. Я с сожалением констатировал на вялую реакцию ОРСа «Сибакадемстроя» на наши акты и ревизии.

Критике подверглись и очереди в столовых, когда сотрудники институтов затрачивают на обед по часу и более. Я отметил, что в зоне институтов на 11 000 работающих имеется всего 700-800 посадочных мест в столовых и буфетах.

Я сказал также и о том, что погибает лес вокруг Академгородка. Тысячи людей проходят через лес между Жемчужной улицей и Бердским шоссе, и, чтобы сохранить его, надо создать парковую зону. Продумать сеть тропинок и аллей.

Я закончил доклад тем, что отметил активность армии профсоюзных активистов. В работе наших комиссий участвовало около 4.5 тысяч человек, а на отчётно-выборных собраниях выступило свыше 350 человек, которые остро ставили вопросы организации труда, зарплаты, жилищно-бытовых условий, работы детских учреждений, медицинского обслуживания, подъёма уровня культуры, развития физкультуры и спорта. Внесено много деловых конкретных предложений. Работа всех месткомов признана удовлетворительной.

Газета ЗНВС в №11 от 7 марта 1967 года довольно полно опубликовала содержание доклада. Только выпустила все примеры, которые я приводил, и не назвала ни одной фамилии людей, которых я критиковал. Кое-что я помню и сегодня, спустя 47 лет, примеры были острыми, - я критиковал, невзирая на личности, но не буду сейчас называть людей, которых нет уже много лет.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/08/19/292


Рецензии