Мой класс

На фото: встреча с классом. 2014 год. Они расстались со школой уже 35 лет назад.


                За годы работы в школе мне довелось учить и выпускать не одну сотню учеников, но самыми родными для меня стали  выпускники моего  10 «Б» класса. В самом начале моей работы в школе пришлось быть три года классным руководителем в Мазейской восьмилетней школе. Принял  6-й класс, также «Б», а выпустил  8-м  в 1973 году. Более сорока лет прошло со дня выпуска. Однако с ребятами  первого  выпуска мы ни разу организованно не встречались, как это мы делаем с  моим  10 «Б»  в Верхней Матрёнке. Лишь с отдельными учениками иногда перезваниваемся, встречаемся в райцентре.  Дело, наверное, в том, что после восьмого класса  они все  поступили в Добринские  средние школы № 1  или 2 и, получив аттестаты о среднем образовании, считают себя  выпускниками этих  школ. А второй причиной  является то, что я  не оставил глубокого следа в их сердцах. Возможно и такое! 


             Совсем по-другому  у меня сложились отношения с  выпускниками  десятого класса, где я был классным руководителем всего лишь один год. Сказался  некоторый  опыт работы со старшеклассниками, приобретённый в Ильичовской средней школе и, что немаловажно,   качественный состав класса. В классе  уже  до меня был сформирован  здоровый, дружный и ответственный  коллектив, в чём несомненная заслуга моей предшественницы,  Белкиной Светланы Васильевны. С первых дней работы с классом я старался  найти с ними общий язык, увлечь интересными занятиями, подготовить к взрослой жизни. Как – то незаметно для себя  эти парни и девушки (ребята были все рослыми и физически крепкими, а девочки  были уже девушками) стали мне близкими и родными. Почувствовал я, что и  воспитанники  стали  ближе ко  мне: начали  советоваться со мной по многим вопросам, кое в чём копировать меня,  особенно  ребята.  На  работу я всегда  ходил в костюме  и обязательно с галстуком. Их у меня было больше дюжины. Водолазок и свитеров я не признавал, как и рубашек нараспашку. Я и сейчас, находясь на пенсии, продолжаю носить  под костюм галстуки и выглядеть  так, как подобает интеллигентному человеку.


                Постепенно юноши моего класса заменили свои свитера и разноцветные  водолазки  на  костюмы с однотонными рубашками, а некоторые одели и галстуки. Несколько человек из класса  стали заниматься со мной фотографией. Как таковой кружок я не вёл, просто занимался с ними на общественных, как говорят, началах. В старой  школе  негде было и проводить-то кружки. Занимались в две смены, свободного  кабинета  не было. Занимались  в лаборантской комнате  кабинета физики после  всех занятий. А с каким желанием и увлечённостью  постигали фотодело мои  воспитанники.  Сам я  с детства приобщился к этому интересному занятию и был довольно профессиональным фотографом. Спустя пять-семь лет мои воспитанники, тогда уже фотокружка, занимали первые места на областных фотоконкурсах среди учеников. А тогда я просто делился опытом со своими  ребятами, а в основном, кстати, девушками. Именно девушки и были моими основными  учениками фотодела. Два – три парня и около десяти девушек  занимались  фотографией. Это ведь сейчас сделать фотографию может даже первоклассник. Имей цифровой аппарат и компьютер, несложные навыки,  и  каждый  сам себе  фотограф.  А тогда  надо было правильно заснять, навести проявитель, закрепитель, а затем проявить  фотоплёнку. После её просушки  вновь  навести химикаты и  с помощью фотоувеличителя  спроецировать и отпечатать фотографии. После этого промыть и отглянцевать их. Это  если кратко.  А по сути,  занятие фотографией были далеко не простым, но очень интересным делом.  Многие мои выпускники до сих пор занимаются фотографией, а Ситникова  Лидия много лет работала фотографом  в солидной студии города Липецка.



                Проведение основных праздников было по сложившейся традиции  распределено между классами. Вечер встречи с выпускниками, как правило,  готовят выпускные классы этого года.  Десятых классов в тот учебный год было два:  мой класс «Б» с 31 –м учеником, и  «А» с 33-мя учениками,  где классным руководителем была Перова Мария Павловна.  Программу вечера мы подготовили  настолько интересную, что  на нём  негде было яблоку упасть. Весь школьный коридор  был заполнен  выпускниками прошлых лет,  и  самодеятельным артистам  едва  находилось место для выступления. Сценки и  интермедии, пародии и стихи, сольные и групповые песни   заканчивались овациями зрителей. Аккомпанировал  на баяне я,  и это также имело определённое значение для сближения с  учениками.  Кстати сказать,  на линейке в честь последнего звонка  ученики моего класса подарили школе (читай для меня) баян «Кунгур». Отдельно со своим классом мы подготовили хорошую программу и ко «Дню Советской Армии и Военно - Морского Флота».


                Все годы работы в Верхнематрёнской средней школе я преподавал историю и обществоведение в старших классах. Таким образом, включая ещё классные часы,   для общения с  классом было предостаточно времени.  Конечно, для того, чтобы познать своих питомцев,  одного года работы недостаточно, но большего времени  у меня просто не было.  Для этого нам потребовались даже не годы, а десятилетия. Я говорю нам, потому что я  познаю  их, а они -меня  уже  четвёртое десятилетие. Это взаимопознание  происходит  в наших общениях   как непосредственно здесь, в селе, в районе, на вечерах встречи с выпускниками, в дни зимних студенческих каникул, а также на  традиционных встречах.   Эти встречи  проводим через каждые пять лет. Четыре последние  проводили на День России, то есть 12 июня.



                Собираемся у меня или около  школы. Едем на кладбище, где покоится их первая учительница Колесникова  Тамара Леонидовна и уже трое одноклассников, и возлагаем цветы к их могилам. Затем отправляемся в Котельников сад (бывший помещичий), где  и проходит основная часть встречи. В это  время в саду  такое  изобилие  цветов, такой несравненный аромат от них и некошеной травы, что кажется, попал  ты в  земной рай.  Благодаря нашему  выпускнику Крутских Виктору, теперь уже Михайловичу, здесь сооружён большой дощатый стол и  расчищена поляна.  Последние двадцать лет Виктор  возглавлял колхоз имени Фрунзе, а  сейчас является исполнительным директором акционерного общества им. Фрунзе. Через него и  Матыцину Ольгу (в девичестве  Харину) как раз и происходит связь с остальными одноклассниками. Кроме оставшихся в живых 28 выпускников на встречах бывают и трое одноклассников, ушедших из школы после 8-го класса.  Рязанцев Валерий и Крутских Виктор живут и работают  в родном селе, а Перов Сергей приезжает из Петербурга. Он бизнесмен и эти поездки на встречи для него не так обременительны в материальном плане. Скорее всего, они даже полезны ему для психологической разгрузки.



           К сожалению,  собраться всем классом не удаётся по разным причинам, но 20-25 человек  присутствует всегда.  И вот накрыт стол, и все заняли свои места.  Я открываю застолье  и первый тост объявляю за ушедших учителей и одноклассников. Молча, вставанием поминаем учителей и товарищей. Всем  моим питомцам  исполнилось  по пятьдесят лет, но трое не  дожили до этой даты.  Это Крутских Василий Иванович, Матыцин Владимир Михайлович и Путилин Виктор Васильевич.  Затем  я предоставляю слово  согласно списку по школьному журналу Колесниковой – Мазаевой Галине Петровне. Она рассказывает о своей жизни за  последние пять  лет. Таким образом,  все  мы узнаём, что она уже дважды бабушка, более двадцати лет отработала  в паспортном столе Жердевского РОВД Тамбовской области, имеет много ведомственных поощрений.   Затем  все участники встречи рассказывают о  том, что изменилось в их жизни за последние годы. Временем не ограничиваем, но большинство укладываются в три – пять минут,  а некоторым и минуты достаточно. После четырёх – пяти  таких самоотчётов поднимаются бокалы,  и все принимают на грудь предпочитаемые напитки.

                Среди моих питомцев есть  представители многих профессий,  и их перечисление заняло бы много места. Скажу лишь то, что все они  нашли своё место в жизни  и многими из них можно гордиться.  Последним,  выступающим на встрече, бываю я, их классный руководитель. Как и они, я  сообщаю о том, как прожил эти пять лет, что  интересного произошло за это время. Шутки, смех, песни и танцы под магнитофон, и мои взрослые  дяди и тёти вновь превращаются  в беззаботных мальчишек и девчонок.   При расставании они преподносят  мне на память о встрече подарок.   Они знают мои увлечения,  и дарят  книги или рыболовные принадлежности. Через два года исполнится 35 лет после их выпуска, и мы должны вновь встретиться. Будем надеяться!

P.S. Эта глава была написана два года назад, но пролетели эти  два года и мы вновь вместе. Несколько человек не попали в  этот кадр (припоздали), но они есть на других снимках.



Рецензии
Лишний раз убедилась, прочитав эту волнительную главу, что школа, Виктор, стала для вас вторым домом.Вы-учитель от Бога.
"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь".Нет у меня сомнения, что вы, Виктор, именно такой педагог.
С душевным теплом.
Кира.

Кира Крузис   06.07.2018 11:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.