Гёте и Пушкин - горные вершины мировой поэзии 4а
1775 год. Уже 4-ый раз 18-летний герцог Веймарский Карл Август приглашает Гёте в Веймар на службу. И после разрыва с Лили Гёте соглашается, и семь последующих лет живёт в небольшом(4 комнаты), но уютном загородном доме, где постепенно разводит шикарный сад. Расставание с ним будет самой большой печалью при переезде через 7 лет в центр Веймара.
Герцог его обожает и ценит за талант и ум.
По существу вся нагрузка по решению самых важных дел герцогства ложится на плечи Гёте, да ещё участие в увеселениях герцога почти не оставляют времени для творчества.
Но Гёте, поступясь этими неудобствами, лелеял амбициозную мечту: превратить Веймар в культурный центр Германии с высоким уровнем жизни населения. Увы…Сил было потрачено много, а мечта так и осталась мечтой.
Поняв невозможность почти в одиночку решить все задуманные задачи, Гёте оставляет себе лишь Культуру, в том числе и Театр, где знакомится с интересной актрисой Короной Шретер.
Высокая, стройная, величавая с ослепительной кожей. Её голова с густыми каштановыми локонами напоминала голову львицы.
Талантлива, голос звучит как голос жрицы; играет на цитре, флейте. клавикордах…
Никогда больше Гёте не встретит женщину, в которой так гармонично сливаются искусство, талант и красота.
Они любят друг друга. Гёте пишет и ставит для неё всё новые и новые пьесы…
Но на пути стоит герцог. Он тоже любит Корону…
« « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « « «
Шарлотта фон Штейн.
«Их роман – это не счастливая история с трагическим концом. Это длинная переменчивая история из сотен высоких мгновений и тысяч мучительных часов».
Они встретились, когда Шарлотте было 33, а ему – 26. Она любила понятие «Гёте», а не его самого, а он – не живую женщину, а идеальный её образ.
В ней привлекало многое: открытый нрав, нежный печальный голос, добродетель, серьёзная простота, безукоризненные манеры, непринуждённость в беседе.
Один из друзей писал: «когда видишь, с каким артистизмом она танцует, кажется, что тихий свет полуночной луны наполняет её сердце божественным покоем».
Если сравнивать их глаза, то её – горят тихим и ровным пламенем, а его – сияют и пронзают, как молния. Однако её глаза никогда не вспыхивают, а его – не гаснут.
В ней не играют страсти Гёте.
Она из очень добропорядочной семьи.
Вышла замуж за придворного, родила ему 8 детей, из которых выжили только два сына.10 лет она жила отдельно от мужа.
Новый дом Гёте в Веймаре оказался по соседству с домом Шарлотты.
Гёте говорил ей (хоть и был моложе на 7 лет): «послал бы мне Бог такую жену… И всё-таки Гёте разбудил Шарлотту, но завоевав, близость её перестала его пьянить.
И вновь он удирает в Италию, наполненную искусством, природными красотами и разлитом в воздухе эротизмом.
Там он познакомился с молодой вдовушкой, сумевшей разбудить в нём повышенную чувственность, открыв многие секреты неистощимого Эроса.
В таком состоянии, вернувшись в Веймар, он и встретил молодую, 23-летнюю Христиану Вульпиус, ставшую сначала его любовницей, потом невенчанной женой(18 лет) и, наконец «тайной советницей фон Гёте».
Как это всё произошло…
Семья Христианы не была совсем уж простой. Отец её – недоучившийся юрист – был веймарским архивариусом. Он делал всё, чтобы дать старшему сыну достойное образование, тем более, что у юноши были некоторые литературные задатки. К моменту встречи родителей уже не было в живых. Брат Август
остался без работы, семья испытывала финансовые трудности. И вот тогда Август написал письмо Гёте с просьбой о помощи, которое передал через сестру. И встреча состоялась.
23-летняя, улыбчивая, приветливая, с чёрными локонами, обрамляющими кругленькое лицо, Христиана понравилась 49-летнему поэту.
Любовные отношения вспыхнули быстро, и уже через год у них родился наследник… Остальные четверо не выжили.
Очевидно имело места несовпадение резус-фактора, но тогда об этом ничего не знали.
И опять всё не так просто: Гёте сделал Христиану хозяйкой своего дома, фактически невенчанной женой. Кстати, с обязанностями она справлялась блестяще, сумев создать удобный и уютный дом, но общество 7-тысячного Веймара бушевало от возмущения, особенно верхушка, когда прочитала «Римские элегии» (но мне сдаётся, что они вызваны к жизни не Христианой, а той, итальянской вдовушкой, с её эротическим «мастер классом» Н.М.):
Правда, всю ночь напролёт служу я Амуру:
Вдвое меньше учён – вдвое счастлИвей зато.
Впрочем, рукою скользя вдоль бедра иль исследуя форму
Этих прекрасных грудей, разве же я не учусь?
Мраморы только теперь я постиг: помогло мне сравненье;
Учится глаз осязать, учится видеть рука.
Милая мне, не скупясь, возмещает ночными часами
Те часы, что она днём у меня отняла.
От этих стихов в ужасе госпожа фон Штейн, в гневе герцог (а сам-то хорош!). Он выселяет Гёте за городскую стену и лишь через 3 года возвращает ему дом, но и это надо было заслужить. Не случайно первенца Гёте назвал именем герцога – Август.
Через 18 лет создались условия для венчания (смерть поэта и друга Шиллера, смерть сестры Христианы, а главное, временное отсутствие герцога, который стал бы отговаривать (т.е. приказывать) от венчания.
В 1815 году у Христианы случился инсульт, а у Гёте начался новый период расцвета, что совпадает с новым увлечением. Её зовут Марианна Виллемер, а в поэзии Гёте она стала Зулейкой, с коей связан «Западно-Восточный Диван», о котором речь ниже.
А теперь простимся с Христианой, завершившей свой земной путь в1816 году, пробыв «тайной советницей» ровно десять лет. За эти годы Гёте побеспокоился, чтобы её принимали в свете. Он попросил вдову И. Шопенгауэра – мать философа Артура Шопенгауэра пригласить его с супругой не чаепитие.
Вдова согласилась, сказав: «Если Гёте считает её достойной стать его супругой, то никто не вправе отказать ей в чашке чая».
Ушла Христиана, а у Гёте продолжается послений всплеск поэтического творчества и, конечно, последняя любовь, удивлявшая и шокирующая всех, но не тем, что 75-летний старец влюбился – что ж бывает, а тем, что 18-летняя Ульрика Левецов горячо и страстно ответила на его любовь.
Их, естественно, разлучили.
Итог: Ульрика была безутешна, и прожив
96 лет, так и не вышла замуж.
Гёте тоже очень страдал.
Мне вспомнились стихи Ф. Тютчева:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
« « « « « « « « « « « « « « « « « « «
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Однако поэт нашёл утешение в творчестве.
Как отмечает Стефан Цвейг, «немецкая поэзия не знала с тех пор более блистательного часа, чем тот, когда мощное чувство мощным потоком хлынуло в бессмертные стихи»:
Ведёт к страданью страсть. Любви утрата
Тоскующей душе невозместима.
Где всё, чем жил ты, чем дышал когда-то,
Что было так прекрасно, так любимо?
Подавлен дух, бесплодны начинанья,
Для чувств померкла прелесть мирозданья.
(Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №214082000472
Анатолий Бешенцев 20.08.2014 10:58 Заявить о нарушении
Ох уж эти ДАМЫ!!!
Ваша Нелли
Нелли Мельникова 20.08.2014 12:22 Заявить о нарушении
Спасибо, Нелли, очень интересно!
Дебора Вишневская 20.08.2014 19:26 Заявить о нарушении