1 Память Забвение - Путь Поле

1. Третий звонок

Парадоксальная вещь: всякий раз, когда я слушаю «Olvido» Астора Пьяццолы, меня переполняют воспоминания. И я почему-то уверен: в этом я не одинок! уж в этом-то, право, не одинок – наверняка и сам Пьяццола воображал некое невозвратное, наполняя опустелое опустошенным... и назвав свою прославленную пьесу словом «забвение». Словом – то бесконечно печальным, то умиротворяющим...

Что это такое – «забвение»? ЧТО мы забыли, и что мы ПОМНИМ? да и разные ли это вопросы, или только один? – а если разные, то, ЧТО естественно / первично: ПАМЯТЬ или ЗАБВЕНИЕ? Как знать – а может, за этими вещами – памятью и забытьем – стоит нечто неожиданно другое?

Скажем, если рассматривать наш жизненный путь как [авто]биография (а говоря грубо но достоверно, как Curriculum Vitae), того лучше – Отчет, то как бы значимые события мы нередко не помним вовсе, а всякий калабалык – помним не только четко и ясно, но даже чутко и ярко, едва ли не с «субтитрами» тактильного или обонятельного характера. А вот – уж совсем непонятная картина: Альцгеймер заставил мою бабушку забыть, где она и кто все эти люди вокруг. Но – до последнего она помнила/вспоминала о подробностях моей травмы, гидроцефалии и операций. Или еще. От очень пожилых людей слышал я, и не раз, что «молодость была словно вчера». Так что это: «слабая память»? или, напротив, «сильная память»?..  Или, может так:  какая-то сила – внутри или вне нас – набросила маску памяти и ее плащ?..

Кто-то – возможно, я сам – поинтересуется: и как толковать-то о времени, когда и о памяти у нас ничего толкового? Впрочем, сам же я (а возможно, некто другой) ответил бы так: никакой связи нет, господа! У времени – свои измерения, причем, совсем другие, нежели в учебниках по физике, и даже в исторических книгах! Но и у памяти свои поля, зеркала и стрелы, а у предвидения – какие-то свои (и совсем иные) абсциссы и ординаты!..

Но – связь, все-таки, есть. И в НЕЙ, ведёт время, забвение – ведомый, а память...

Лично мне в этой связи вспоминается старинная притча.
Однажды, один правитель-приколист привел к себе во дворец троих слепцов, и дал им пощупать некое существо, стоявшее прямо пред ними (так казалось правителю). Мнения горемык разошлись, как отряд без командира. Первый счел, что его познакомили с товарищем по несчастью – подслеповатым носорогом. Второй заявил: «Только что, я держал в руках змею!». Третий же скромно признал: «это – баньян»...

Откуда им было знать, что перед ними стоял СЛОН? Да и что это такое – слон?.. На что он похож?

Если история с маргинальными персонажами – падишахом и слепцами – покажется вам натянутой, то – к вашему вниманию, наша недавняя домашняя история.

Перед «переходом на летнее время», во время уборки дома, мы обнаружили странный предмет. Малышка племянница сказала, что это – «солнышко – рожица с лучиками». Племянник постарше назвал находку «лебедем». А мне таинственный предмет показался очень похожим на двоих всадников на двугорбом верблюде: два седока, два горба, да верблюжья голова («и цвет характерный!»).

Оказалось, это - детская перчатка.

И все же. Каких только слов мы не говорим, или, просто, выпускаем из уст: настоящее... прошлое... будущее... Зенонова куча (*) других слов, терминов или метафор. О чем речь-то? – ведь общего у них – не более, чем у СЛОНОЗМЕЯ и БАНЬЯНОРОГА.… Одно касание! – а нам-то кажется, что вещь – словно схвачена словом, в одно касание!.. Одно касание…

___________________
(*) Это - намек на апорию Зенона: с которого зернышка (несколько) зерен становятся КУЧЕЙ? - с какого момента цепь секунд / минут становится часом >днем >годом?!...


Рецензии