***
И не верь никогда – в то, что выхода нет»
Елена Гарбузова, белорусский блогер,33 г.
САРКИС КАНТАРДЖЯН
ЗАЗЕРКАЛЬЕ, ИЛИ ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сегодня 23 июля 2014 года, среда. Прошло уже почти две недели с того дня, как закончились работы по составлению учебной нагрузки на предстоящий учебный год и написанию отчета о работе, проведенной на кафедре в прошедшем учебном году. Наступили дни, когда ты можешь позволить себе бесцельное утреннее валяние в постели или уединение на даче с целью осуществления давно задуманной, но так и не доведённой до конца идеи по выборочному чтению книг из двухсот томов всемирной литературы, свезенных туда во время последнего квартирного ремонта.
Однако я не могу позволить себе ни того и ни другого, так как свои отпускные дни за предыдущие десять лет я провел с неистовством пассажира, опоздавшего на поезд и пытающегося ухватиться за поручень подножки последнего вагона. Виной тому стало решение придать бумаге внезапно нахлынувшие на меня потоки различных идей и мыслей. Это позволило мне создать галерею из нескольких десятков образов моих дворовых друзей, одноклассников, родителей, родственников и коллег по работе. В галерею были включены и образы отдельных государственных деятелей, с которыми я имел счастье общаться за последние четыре десятка лет. В результате этих стараний родились три книги воспоминаний, исторический роман и документальная повесть.
В 2013 году я решил попробовать силы в новом для себя жанре - фантастической прозе. Были написаны два рассказа. В первом из них «Устойчивое паталогическое состояние» мой герой киносценарист Саша безуспешно попытался проверить гипотезу академика Н.П.Бехтеревой о материальности мышления и сопутствующей ей передаче мыслей на расстояние. Во втором рассказе «Уроки Анастейши» была сделана попытка разобраться в причинах садо-мазохистских поступков Кристиана Грея, героя нашумевшего на Западе романа-трилогии Эрики Леонард Джеймс «Пятьдесят оттенков».
Прочитав ещё в школьные годы повесть французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», я на всю жизнь запомнил слова знаменитого писателя о разделении взрослых на две категории: тех, которые забыли, что были детьми и тех, кто всегда помнит своё детство. Поскольку я всегда относил себя ко второй группе, то с превеликим удовольствием вставил в упомянутые рассказы один из эпизодов своего детства, придавший рассказам сексуальный уклон. Оба рассказа были размещены на интернетовском сайте «Проза.ру» и по состоянию на день принятия решения написать новую историю с этими рассказами ознакомились 101 и 153 читателей соответственно.
Не существует авторов, которым безразлична дальнейшая судьба произведений. Относительно малое число читателей последних двух рассказов побудило меня написать новое повествование с несколько иной фабулой. Его героем я решил сделать все того же Сашу, который в перерывах между многочисленными любовными похождениями, вот уже почти двадцать лет обдумывал одну идею, поразившую его своей новизной и масштабностью. Он интуитивно чувствовал, что эта идея, будучи доведенной до стадии практической реализации, смогла бы в несколько раз повысить популярность сотовых телефонов, а если быть более точным – камерофонов, т.е. мобильных телефонов с функцией фотоаппарата и/или видеокамеры.
Идея возникла в богатой воображениями голове Саши в пору повального увлечения населения страны просмотром видеофильмов. На фоне этого массового психоза не стал исключением и Саша. Его друг, работающий режиссёром на студии документальных фильмов, всего на один вечер отдал ему для просмотра кассету с записью голливудского кинофильма «Выхода нет». Возвращая кассету хозяину, Саша, между прочим, заметил, что во время просмотра фильма он несколько раз прокручивал обратно заинтересовавшие его кадры. На них детективы с помощью ЭВМ пытались восстановить по полароидному негативу фотографию человека, подозреваемого в убийстве молодой женщины. В фильме упоминалась компьютерная программа, согласно которой изображение разбивалось на мельчайшие частички, которые потом за достаточно длительный промежуток времени (от нескольких часов до нескольких дней) выстраивались в искомое изображение. Результаты восстановления изображения оказались настолько точными, что стоили жизни талантливому математику - автору этой программы.
Руководство студии документальных фильмов, на которой работал Сашин друг, включило в план будущего года снятие научно-популярного фильма с условным названием «Моделирование в криминалистике». Узнав об этом, друг почему-то решил позвонить Саше. Он запомнил реакцию Саши на кассету с фильмом, содержащим эпизоды с восстановлением лица преступника по негативу, и, совершенно неожиданно для него, предложил Саше написать сценарий на эту тему. Саша согласился с условием, что сценарий будет содержать элементы фантастики.
Взвалив на плечи друга проведение переговоров с заказчиками, Саша, будучи уверенным в положительном ответе, принялся к сбору материалов для будущего сценария. Согласно его фабуле, одна очень известная фирма, специализирующаяся на разработке новых чипов для сотовых телефонов, получает заказ на разработку несуществующего на сегодняшний день универсального чипа. Последний по фотографии ребенка в детстве должен воспроизвести фотографии того же ребёнка через 5, 10, 15 и т.д. лет. И, наоборот, сфотографировав пожилого человека, с помощью этого чипа можно увидеть, как этот человек выглядел в более молодом возрасте. Фактически, суть задания сводилась к широкомасштабному компьютерному распознаванию человеческих образов в динамике.
В голливудском фильме первая часть этого задания уже была доведена до стадии практической реализации. Саша интуитивно решил проверить в знакомых ему поисковых сайтах степень разработанности второй части идеи. Был проверен следующий пост: «Сфотографировав взрослого человека, можно ли на экране сотового телефона воспроизвести его фото в молодости?».
После того как выяснилось, что в сети публикации с подобной тематикой начисто отсутствуют, в сценарии предполагалось отснять кадры с материалами, подтверждающими возможность разработки чипов со встроенной в них компьютерной программой, позволяющей воплотить в жизнь задуманное. Поскольку с момента выхода на экраны голливудского фильма прошло более двадцати лет, Саша, подумав, что наука за это время на месте не стояла, решил показать в динамике хронологию событий, позволяющих зрителю ознакомиться с новейшими достижениями науки в этой, совершенно не знакомой даже самому сценаристу, области.
Саше невероятно повезло, когда в поисковых сайтах он нашёл статью, посвященную моделированию возрастных изменений лица. К статье был приложен ролик, демонстрирующий взросление и старение человека и утверждалось, что исследователи из Университета Вашингтона разработали новую методику компьютерного моделирования старения лица человека в возрасте от 1 до 80 лет. Методика, получила название “illumination-aware age progression” — «возрастные изменения с учётом освещения» и позволяла на основании одной-единственной детской фотографии предсказать, как будет изменяться внешность человека на восемь десятилетий вперёд. Взяв в качестве исходного фото трёхлетнего ребёнка, программа в течение приблизительно 30 секунд создавала серию фотографий, отображающих, как будет выглядеть взятое лицо по мере взросления. Для оценки достоверности результатов работы алгоритма, программе предлагались в качестве исходных детские фото взрослых людей. Затем смоделированные фото сравнивались с действительными. Особенностью предложенного алгоритма являлась высокая точность, что позволяло его авторам рекомендовать предложенную методику для розыска пропавших детей, создания спецэффектов в фильмах и с большой точностью предсказать, как будет выглядеть человек через несколько лет. Правда, в статье ничего не говорилось о мощности компьютера, воплотившего в жизнь разработанную модель и о его геометрических размерах.
Из литературы по криминалистике, в главах, посвящённых моделированию, Саше удалось выяснить, что, в зависимости от способа конструирования, различают пять основных видов моделей: материальные, логико-математические, кибернетические, информационные и идеальные. В фильме «Выхода нет» была использована информационно-компьютерная модель, позволяющая осуществить трансформацию криминалистической проблемы в математическую задачу и решить её посредством использования соответствующего математического аппарата. Степень совпадения результатов, полученных с помощью этой модели, с оригиналом определялась визуально.
Саша подумал, что нечто подобное происходит ежедневно на всех контрольно-пропускных пунктах, когда пограничники проверяют соответствие фотографии, наклеенной в паспорте, с лицом человека, предъявившего этот паспорт. Разработчики будущего чипа должны были учесть и то обстоятельство, что на достоверность результатов, полученных в процессе «узнавания», влияет, например, такой фактор, как соблюдение правил фотографирования. Эти правила были разработаны французским криминалистом А. Бертильоном еще в 80-х годах 19 века. К числу не менее важных факторов были отнесены также признаки элементов внешности, качество фотоснимков, естественные, паталогические и искусственные изменения облика человека, а также антропологические особенности. Кроме того в литературе по криминалистике отмечалось, что «наибольшую трудность представляет сравнение портретов детей, подростков и лиц пожилого возраста. Знание последовательности изменения признаков внешности необходимо и для того, чтобы сравнить фотоснимок, предположим 20-25-летнего, 40-45-летнего и 60-летнего».
В поисках путей практической реализации задуманной идеи, Саша на одном из новостных порталов MobileDevice.ru наткнулся на обзор русского учёного Александра Логинова с весьма интригующим заголовком «10 футуристических прогнозов в мире технологий». Содержание уже первой из включенных в обзор тем вселило в Сашу уверенность в том, что он находится на правильном пути. Тема называлась «Искусственный интеллект ''нулевого размера''» и в ней утверждалось, что «дальнейшее продвижение вычислительной техники стремится именно к созданию мощного интеллекта, скрытого в таком маленьком корпусе, что его можно назвать ''нулевым''. Уже сейчас есть технологии, позволяющие внедрить компьютеры практически в любой предмет. Сначала они занимали целые комнаты, а теперь микрочипы могут быть невидимы невооруженным глазом».
Далее намечалось включить в сценарий кадры с интервью, взятого у автора учебника «Концепции современного естествознания» С.Х. Карпенкова. Последний должен был убедить зрителей в том, что человечество уже подошло к промышленному выпуску голографических запоминающих устройств, позволяющих практически реализовать все те особенности, которые присущи человеческому мозгу, а также дополнить их возможностями цифровых ЭВМ. А чисто технические потенции этих устройств, разумеется, неизмеримо богаче, чем возможности мозга. По его мнению, завершающим этапом на пути создания искусственного интеллекта ''нулевого размера'' станет создание "одноэлектронного транзистора", в котором единственный бит информации будет представлен одиночным электроном, что станет абсолютным пределом для низкоэнергетической вычислительной техники и позволит уменьшить размеры компьютеров до микроскопических.
Убедившись в том, что на пути создания чипов с встроенными микрокомпьютерами с технической стороны не должно быть никаких препятствий, Саша решил переключить внимание зрителя на возможность разработки программ, которые, будучи заложенными в эти чипы, позволяли по изображению взрослого человека воспроизвести его фотографию в более ранние годы. Саша даже придумал название будущему чипу, наглядно представив на дисплее сотового телефона кнопочку с надписью «Зазеркалье».
В фильме «Выхода нет» компьютерная программа затрачивала на восстановление внешности человека от нескольких часов до нескольких дней, а исследователи из упомянутого выше Университета Вашингтона на создание серии фотографий, демонстрирующих процесс взросления молодого человека, добились того, что затрачивали на это дело всего 30 секунд. В обоих случаях ничего не говорилось о том, связывали ли разработчики математических моделей процессов старения с физиологическими процессами, протекающими в организме человека.
Далее, согласно задуманному Сашей сценария, в студию должны были быть приглашены ученые, занимающиеся геронтологическими исследованиями.
Устами одного из них должен был быть озвучен текст из написанной им же статьи, в которой говорилось, что «организм человека — это сложная целостная, саморегулирующаяся и самостоятельно обновляющаяся система, для которой характерна определенная организация ее структур. Основой строения и развития человека является клетка — элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого вещества. Организм человека построен из клеток и неклеточных структур, объединенных в процессе развития в ткани, органы, системы органов и целостный организм. Будучи элементарной единицей многоклеточного организма, клетка в то же время имеет очень сложную структурную и функциональную организацию. Размеры клеток колеблются от 5 - 7 до 80 - 120 мкм». И далее... « Организм взрослого человека весом 80 килограмм состоит из 65 миллиардов клеток. Клетки стареют, умирают, а на их место рождаются новые. Например, клетки крови (лейкоциты, эритроциты, тромбоциты) полностью обновляются за 5 дней. Погибают и обновляются мышечные клетки, печени, почек, мозга. Однако, несмотря на обновление клеточного состава, человек, в конце концов, стареет и умирает. Несмотря на постоянное рождение новых клеток, организм человека медленно стареет и умирает в возрасте 70 – 100 лет. Человек стареет и умирает по причине старения генетической системы всех 65 миллиардов клеток одновременно».
Другой геронтолог должен был продемонстрировать кадры, подтверждающие возрастные изменения, происходящие с чертами человеческого лица. Вот отрывок из текста написанной этим ученым статьи, который также должен был быть зачитан с экрана: «В раннем детстве очень велики динамика и характер изменения признаков внешности. Особенно максимальны увеличения размеров лица и верхней части головы (мозгового отдела черепа). Затем до подросткового и юношеского периода увеличение размеров лица и мозгового отдела черепа становится менее интенсивным. Наиболее резко выраженные изменения наступают после достижения максимума в подростковом и юношеском периодах. Отчётливее всего эти изменения проявляются на нижней челюсти, которая растёт быстрее всех остальных костей лица. Аналогично протекает рост верхней челюсти и носа, включая его хрящевые и мягкие части. Уменьшается степень выраженности складки верхнего века. Изменяются высота, ширина и степень оттопыренности ушной раковины. В эти периоды складываются основные черты лица человека, характерные для него до наступления старости». И далее…«После 50–55 лет начинается период увядания организма, и те изменения во внешнем облике человека, которые происходили постепенно, ускоряются и проявляются активно.
Волосяной покров подвергается за время жизни человека существенным изменениям, порой происходящим достаточно быстро. Лёгкие, редкие, светлые волосы в первые годы жизни человека сменяются густыми, темными волосами. У мужчин уже в 20–25 лет линия лобного края волос начинает изменяться по форме и положению вследствие их выпадения. Сначала появляются лобные залысины, затем облысение в теменной и затылочной частях головы. Рост бровей с возрастом усиливается, они становятся более густыми, лохматыми (особенно у мужчин), но основные их контуры и положение не меняются».
Относительно процесса старения кожи, оба геронтолога должны были подтвердить, что и она подвержена процессу старения: увеличивается количество морщин, кожа теряет эластичность, снижается тонус мышц. На лице и шее возрастные изменения отражаются раньше и нагляднее всего.
Наибольшую трудность у Саши вызвало обдумывание той части сценария, в которой обосновывалась возможность разработки компьютерной программы, заложенной в основу работы чипа «Зазеркалье». А если быть более точным, Саше хотелось самому убедиться в работоспособности предлагаемого им алгоритма, позволяющего встроенному в чип микрокомпьютеру обработать информацию, выуженную из фотографии пожилого человека и выдать его изображение, соответствующее более молодому возрасту.
Упомянутый выше А.Логинов утверждал, что в настоящее время к работе с вычислительной техникой уже привлекают нанотехнологии, позволяющие “создать гораздо более мощные вычислительные устройства посредством размещения на плате большего количества транзисторов. Оказалось, что «в лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического университета создана клетка, способная хранить на генетическом уровне 1 бит информации и разрабатываются технологии, позволяющие единичной бактерии отыскивать своих соседей, образовывать с ними упорядоченную структуру и осуществлять массив параллельных операций». В качестве носителей информации упоминались так называемые наночастицы, имеющие размеры от 1 до 100 нанометров.
Способность выстраивания этих частиц в упорядочные структуры упоминалась и в книге А.А.Кохана «Концепция социального аутсортинга». Согласно последней «наночастицы некоторых материалов имеют очень хорошие каталитические и адсорбционные свойства». И далее: «Тщательно очищенные наночастицы могут самовыстраиваться в определённые структуры. Такая структура содержит строго упорядоченные наночастицы и также зачастую проявляет необычные свойства». Этой проблемой занимается новый раздел в химии, получивший название супрамолекулярная химия. Она изучает не отдельные молекулы, а взаимодействия между молекулами, которые способны упорядочить эти частицы определённым способом, создавая новые вещества и материалы.
Кульминацией информационной части сценария должно было стать приглашение в студию А.Г.Гордона, снискавшего большую популярность циклом своих ночных аудио передач, одна из которых «Биоизлучение» уже попала в эфир и продолжалась около 75 минут. Автор передачи должен был прийти на съёмку с участвующими в аудио передаче двумя специалистами по наночастицам и в течение 7-8 минут рассказать об их волновых свойствах, возможности их возбуждения, передачи на определенное расстояние и запоминания в водной среде.
Что касается выбора приёмника информации, то после многочисленных поисков Саша решил, что им могла стать тонкая плёнка из оксида титана, имеющего такие уникальные физическо-химические свойства, как смачиваемость, оптические, сенсорные и каталитические свойства, биологическую совместимость. Тонкая пленка, нанесённая на наружную часть экрана сотового телефона будет незаметна для глаза. А само стекло, покрытое пленкой из оксида титана, под действием солнечного света способно очищаться от органических загрязнений, которых невозможно избежать при ежедневном общении с сотовым телефоном.***
Согласно плану сценария, последний должен был завершиться изложением основных постулатов, сформулированных Сашей. Вот эти постулаты:
Постулат первый.
Кожа человеческого лица состоит из наслоения белковых наночастиц. Толщина слоя и характер группировки частиц в каждом из слоёв зависят от количества прожитых лет.
Постулат второй.
Эти частицы можно возбудить с помощью лазерного луча, генерируемого встроенным в сотовый телефон генератором. Мощность луча будет регулироваться в зависимости от возраста объекта и не превысит мощности лучей, истекающих от обычных лазерных указок.
Постулат третий.
Возбуждённые частички будут улавливаться нанесённой на экран дисплея тонкой пленкой, содержащей наночастицы оксида титана.
Постулат четвертый.
Микрокомпьютер по встроенной программе осуществит обработку принятой информации, послойно убирая сгруппированные по годам возбуждённые наночастицы и выдавая на экран искомые фотографии.
Закончив работу над планом сценария, Саша позвонил другу и предложил обсудить его. Дважды перечитав представленный план, друг, почему-то решил проверить правдоподобность утверждения Саши об отсутствии публикаций по сформулированному в начале рассказа посту.
Проверив первые 20 из 95 тысяч возможных ответов, друг решил на слово поверить Саше и заявил, что ничего фантастического в предложенном плане сценария он не увидел. По его мнению, до конца года есть ещё много времени и с представлением сценария можно не спешить. Он посоветовал Саше не теряя времени обратиться в Роспатент и оформить заявку на изобретение, которое, как ему представляется, станет революционным.
Саше ничего не оставалось, как принять столь заманчивое предложение друга.
Возвратившись домой и изрядно попыхтев над формулой изобретения, предназначенной для определения объема правовой охраны, предоставляемой патентом, Саша сформулировал его следующим образом: «Устройство, позволяющее по фотографии взрослого человека, воспроизвести на экране сотового телефона его фото в молодости».
Материалы, включенные в план сценария, были использованы Сашей в реферате, необходимом для сокращенного описания изобретения. Согласно требованиям, предъявляемым к рефератам, он в свободном изложении указал название изобретения, охарактеризовал область техники, к которой относилось его изобретение, область применения, дал характеристику сущности изобретения и указал достигаемый технический результат.
На следующее утро Саша с чувством исполненного долга отправился в Роспатент.
----------------------------------------------
***Автор этого фантастического рассказа приносит тысячу извинений терпеливому читателю, который, в ожидании кульминации и по всей вероятности, благодаря своему интеллигентному воспитанию, вынужден тратить своё драгоценное время на ознакомление с новейшими научными достижениями из этой области техники и которые, по всей вероятности, вряд ли когда-нибудь пригодятся ему в его повседневной жизни.
Их фиксация, по мнению автора, должна была исключить ошибки, которые обязательно возникли бы при формировании основных постулатов, связанных с разработкой универсального чипа «Зазеркалье».
P.S. Прежде чем поставить последнюю точку в этом небольшом рассказе, автор решил проверить изменения с числом лиц, пожелавших ознакомиться с упомянутыми выше двумя фантастическими произведениями.
Оказалось, что за время, пока писался этот рассказ, число прочитавших «Устойчивое паталогическое состояние» увеличилось на три, достигнув 104, а «Уроки Анастейши» за прошедшие 25 дней прочитали ещё 16 человек, достигнув 169. Интересно, как сложится судьба этого рассказа?
г.Ереван, 17 августа 2014 года.
Свидетельство о публикации №214082101123