Старшеклассники. Юность

    Глава из "Воспоминаний о послевоенном детстве"

           Окончилось долгое жаркое  лето, наступила золотая осень, и мы опять пошли в теперь уже родную школу. В начале учебного года в школе пахнет свежестью и краской. Все блестит, чисто и красиво! Торжественно. Учителя у нас были хорошие, эрудированные и разные. Виктор Васильевич - математик, одно время был нашим классным руководителем. Прихрамывающий, картавый, но отличный математик и  учитель, что называется от бога.  Все мы его  уважали, обожали. Он всячески старался сплотить коллектив.

            Мы все вместе (классом) ходили на каток  (на стадионе «Спартак» ежегодно заливался каток), катались на санках  (от воинской части и почти до улицы Прохоренко) такая была горка большая.  Бывали в  краеведческом музее  имени И. Крамского (его бюст стоит перед входом в музей).  В музее выставлены картины нашего  земляка, русского художника Ивана  Никитовича  Крамского,  который  возглавлял товарищество передвижников. Он писал портреты и философские картины, например «Неутешное горе».

          В музее выставлены вещи и фотографии местного  великана  Тимоши  и огромные колодки, по которым шили ему индивидуальную обувь. На фото запечатлён исполин Тимоша, выше отца (мужчины среднего роста) на целую голову, стоящего рядом с ним на стуле. Много исторических экспонатов, свидетельствующих о том, что Петр  Первый на реке Острогоще (теперь это ручеёк)  начинал строить первые русские корабли и переселил в эти места запорожских казаков, чтобы город сделать крепостью. Здесь же было много острогов, где сидели  провинившийся люд центра России. Это  целая история, другая история.
      
         Мы ходили в  кинотеатр  «Спартак»  и летний кинотеатр в городском саду. Смотрели фильмы: «Сказание о земле сибирской», «Девушка без адреса», «Разные судьбы»,  «Весна на Заречной улице», «Тихий Дон», «Поднятая целина»,  «Война и мир»  и другие трогательные и хорошие содержательные, познавательные кинофильмы.
 
         Наш городской сад заслуживает пару строк о нём. Он был окружён  забором из крашеного кирпича, ажурного и  массивного одновременно,  с красивыми коваными воротами. Поясню, между кирпичами были довольно- таки приличные фигурные просветы, через которые было видно, что делается в саду. Но пролезть в них было невозможно (вход поначалу был платный). Мальчишки все равно умудрялись лазать через забор. Зато, если идешь в кино или танцевать на  танцплощадку, (теперь бы сказали танцпол)  денег за вход не брали.

         Это было любимое место отдыха всех горожан в теплое время года: весной, летом, осенью. Весной все  были заворожены  красотой и стойким запахом сирени и жасмина! Летом – от разнообразия  и красок цветов кружилась голова. А осенью – золото и бронза опадающих листьев сводила с ума своей красотой и неповторимостью. Там были карусели, качели, кафе и др. развлечения, там  же был и кинотеатр, куда мы ходили сначала с родителями, а потом и сами. Мне кажется, это была городская традиция, семьями по воскресным дням выходить « в люди», гулять неспешно в городском саду.

        Там  играл духовой оркестр, летом, казалось, звуки духового оркестра, аромат цветов висели над всем городом! Было посажено множество красивых клумб с петуньями и душистым табаком - белым, розовым, сиреневым и фиолетовым, а ещё цвели  и обалденно пахли сиреневые маттиолы, их ещё называли левкоями, голубые незабудки. В  городском саду была танцевальная площадка, где раньше танцевали наши молодые родители, теперь пришёл и наш черёд. Преемственность времён. Вальсы, польки, фокстроты, падеграс, падеспань. И. Штраус, Ф. Шопен, Н. Цфасман.
      
       На первое мая и седьмое ноября – проходили демонстрации трудящихся, студентов и школьников. Это были весёлые, звонкие праздники.  Маленькой папа брал меня с собой на демонстрацию, в руках у меня был малюсенький красный флажок или цветной шарик. Я сидела у него на плечах и гордо созерцала всё вокруг. Играл духовой оркестр, то тут, то там слышался смех, песни. Помню, после демонстрации мы шли на  городской стадион, там было представление физкультурников. Работали буфеты с вкусно пахнущими свежеиспечёнными пирожками и  румяными булочками,  повсюду (тётка-продавщица возила какую-то тумбу на колёсах) продавала холодную газированную воду с сиропом – за три копейки, без сиропа – всего за одну.

      Начиная с восьмого класса, школьники ходили на первомайскую и посвященную Октябрьской революции, демонстрации. За каждым из нас закреплялся  плакат или лозунг, портреты вождей, которые лежали до праздников  в подвальном помещении, в кладовой под школой. Шары, флажки и флаги,  различные макеты, бумажные цветы и букеты – каждая колонна украшалась по- своему. У каждой был свой духовой оркестр, в том числе и у школ. Играли марши, было шумно и весело. Колонны, проходя мимо трибуны с руководством города,  прослушав «приветствие» кричали громко «УРА»!

      Вечером начинались народные гуляния в городском саду, на площади, звучала красивая, мелодичная музыка, люди радовались от души мирной жизни, танцевали и пели песни. Городские жители умели веселиться после  трудов праведных, хотя жизнь явно не была медом.

      Мы с Вик.Васом. (так мы называли Виктора Васильевича) делали много хороших добрых дел: помогали одиноким и немощным старикам, старушкам, шефствовали над «октябрятами», проводили с ними различные встречи, водили в кино и музей. Поздравляли с праздниками  бывших военных, раненых в боях, (тогда ещё не было такого понятия - ветеран) своих первых учителей – Марию Васильевну (она заменяла Лидию Дмитриевну,  когда та была в декрете) и  саму Лидию Дмитриевну.

      Выступали мы  с самодеятельными концертами во время выборных кампаний. Мы пели песни и частушки, плясали. Иногда импровизировали, что называется, сходу, когда публика хорошо принимала, и нужно было продолжить концерт.
      А  когда однажды Вик. Вас.  заболел, мы  установили график дежурств и ходили к нему по этому графику кормить (брали все, что приготовят мамы дома), убирать,  а он очень смущался и отказывался  от помощи.
 
      И вот, когда нам вместо Вик. Васа дали классным руководителем  физрука - учителя физкультуры Николая  Самсоновича,  мы взвыли  и  всем классом пошли к директору школы Казьмину Василию Яковлевичу, мудрейшему  учителю, тогда лет сорока, если не меньше, нам тогда он казался стариком.

      Мы просили, мы требовали, чтобы нам назначили другого классного руководителя, раз уж Виктор Васильевич уехал в Воронеж преподавать  в пединституте. Директор сказал, что другого нет, тогда мы  попросили разрешить нам полное самоуправление. Без классного руководителя. Видимо начитались «Педагогическую поэму» А. Макаренко, и  под влиянием кинофильма о беспризорниках « Республика ШКИД» по мотивам вышеназванной книги.  И Василий Яковлевич рискнул, согласился, разрешил. Он ещё жив, дорогой и глубокоуважаемый наш директор.
      
        Мы ликовали. Не знаю, может, мы и были под чьим-либо чутким контролем, но ребята сплотились, организовались необычайно. О дисциплине нашей речи вообще не шло, мы были прилежны, учтивы и т.д. Единственное ЧП было - Сашка Король (Король-это фамилия) сбежал из дому. У него умерла мама,  а в отношениях с мачехой  были проблемы, взаимное непонимание. Нашли его в самодельном шалаше через неделю где-то на Дону (он ловил рыбу, чтобы не помереть с голоду)  и вернули в семью и школу.

      У нас повысилась успеваемость, мы были чрезвычайно активны в  бурлящей жизни школы, готовили праздники, в частности:  к юбилею школы (праздник «За честь школы») в классах были тематические выставки поделок и лучших работ по физике и химии, по труду и домоводству, конкурс стенных газет, изложений и сочинений учащихся.Проводились тематические  праздники,  к примеру - праздник цветов.   

      Праздник цветов проходил замечательно красиво и пахуче. Школьники из дому принесли картины с цветами, нарисованными и вышитыми, их повесили на  все стены. Учащиеся сделали себе костюмы  любимых цветов: мак, ромашка, колокольчик и др. Был сказочный бал цветов с чудесной музыкой П. И. Чайковского (вальс цветов), конкурс на лучший букет. На столах, где проходило чаепитие, стояли букетики скромных и нежных полевых цветов.

      Надо ли говорить как весело, восторженно и познавательно проходили эти мероприятия, явно не для галочки у наших дорогих учителей.
         
      Зимой вышел на экраны замечательный кинофильм, музыкальная кинокомедия «Карнавальная ночь» с молодой Людмилой Гурченко в главной роли. Под впечатлением фильма мы решили подготовить новогодний школьный карнавал.

      Все учащиеся шили различные  костюмы, а у кого не было возможности  сшить костюм, должен был в обязательном порядке сделать себе любую маску или хотя бы очки. Мы с  мамой сшили платье из ситца персикового цвета с чёрными настоящими кружевами, связанными на коклюшках (из заветного сундука бабушки Клавы). Наши мамы приходили с нами, помогали надеть костюмы, делали нам старинные причёски, с моими волосами было мороки больше всех (все мамы пытались мне сделать причёску). Впервые наши мамы нам делали румянец, красили губы. О  маникюре в то время  ни мы, ни наши мамы не подозревали.

      Переодевались мы  в классах на втором этаже, а  чтобы спуститься на первый этаж  на лестницу постелили большой кусок  отполированной  фанеры и мы на пятой точке спускались вниз, где стояла огромная и пушистая,  нарядная и сверкающая ёлка. И проходил  новогодний бал-карнавал.  Масса приятных  впечатлений осталась  на всю жизнь! Незабываемое действо, новогоднее волшебство, подготовленное родителями, учениками и учителями вместе.

      Очень интересно и весело проходили  ёлки на городской площади  с музыкой, танцами, цирковой и  конкурсной  программой.  Но самым интересным были  открытие и закрытие главной городской Новогодней елки. К городской площади стекалось почти все население города. На тройке в санях приезжали Дед Мороз и Снегурочка.
 
      Они поздравляли всех с наступающим Новым годом, и Дед Мороз зажигал огни на великолепной лесной красавице. Всех желающих детей катали на лошадях вокруг ёлки. Почти то же самое было на проводах деда Мороза. Залихватски провожали зиму на Масленицу, парни со столба снимали сапог за приз, и много других различных конкурсов (всех и не упомнишь), но всегда было непременно весело.
Кстати, в  нашем маленьком  городке-Острогожске был даже свой цирк.

      Литературу и русский язык нам преподавала  Нина Павловна Менжулина,  злая одинокая педантичная и прагматичная тётка, как мне казалось. Волосы гладко зачёсаны на косой пробор, сзади собранные в валик, глаза серые, вернее даже стальные, холодные.  Она про писателей и  поэтов рассказывала так,  будто только вчера вызубрила назубок и хотела поскорее выпалить, чтобы не забыть. Никогда не было изюминки в её рассказах, всё сухо, лаконично. Мне казалось, с  её подачи литературу можно было только тихо ненавидеть.

         Но, слава богу, до неё нас успели научить любить литературу. Если Нина Павловна на кого-нибудь злилась, то поджимала и без того тонкие губы, краснела, потом багровела, казалось, сдерживаясь из последних сил, чтобы не ударить или не оскорбить обидчика. Оказалось потом, что она была на фронте, регулировщицей в Смоленске, и других городах, дошла до Берлина, до победы, имела награды и жила с очень больной матерью.

        Будучи уже на пенсии, Нина Павловна вышла замуж и волею судеб мои родители дружили с этой супружеской парой. Она кардинально  изменилась. Стала мягче, добрее. Стряпала очень вкусную выпечку, чем удивила меня несказанно. Я даже представить себе не могла, что она умеет стряпать, готовить еду. Когда я приезжала домой на студенческие каникулы, Нина Павловна  с мужем Александром Филипповичем бывали у нас в гостях, играли в карты, дискутировали, пили чай. Вместе ходили на вечерние  прогулки - променады, в кинотеатры. Потом мои родители ходили к ним с ответным визитом. Как говорится – дружили семьями.

     Оказалось, что меня  она уважала-обожала и называла на «Вы», задавала тысячу вопросов: «Сашенька, вы надолго приехали? Сашенька,  сколько лет вам ещё осталось учиться?» «Где учатся ваши подружки?»

      Кстати, Анна училась в Воронеже в лесотехническом институте, а Люда - на программиста в Харьковском университете (тогда только входила в моду автоматическая система управления - АСУ), Дубиша в Москве в мединституте, на  провизора, Нина Шевцова тоже выучилась на провизора, Нина Сафонова - в пединституте, на инязовском факультете,  «англичанка» наша.
 А я думала, что мы все Нине Павловне абсолютно безразличны. Ошибалась, получается я очень, пессимистка. И очень рада этому.

на снимке я собственной персоной.


Рецензии