О пресловутой волчьей верности

В природе нет ни добра, ни зла; там всё естественно, закономерно и инстинктивно. Добро и зло актуальны для мира, создаваемого человеком; посему любые сопутствующие им (раскрывающие их смысл) категории, в частности добродетели и пороки, применимы в процессе рефлексии только к тому, с чем или с кем человек очень плотно соприкасается и оставляет на этом свой след.

Акцент, вскрывающий стереотипы о волчьей верности, как острый скальпель: не случайно художественное сопоставление вольчего логова и бандитской "малины" в ХХ веке. И волки, и заматерелые уголовники сплачиваются друг с другом только в узком, ограниченном контексте; как только острая необходимость этого пропадает, они друг о друге забывают практически напрочь. В антропогенном мире "волк"-бандит, забыв о благодарности и прочем, просто пристреливает оступившегося, пусть даже некогда хорошего, вожака и становится таковым сам. В художественных произведениях (романы, повести, фильмы) примеров тому уйма, да и современная кинодокументалистика десятки раз подтверждает данную формулу. Классика - краткое рассуждение одного из головорезов банды "Чёрная кошка" в поистине культовом (в отличие от современной киноговнистики типа "кротов", "бешеных", "слепых" и прочих) минисериале "Место встречи изменить нельзя" (1979): "Хотите - пойдём "мусоров" резать; хотите - хоть ЗАВТРА разбежимся". Более поздний пример - громкая фраза-предложение Кости ("Кота") после перебранки с Петей-"Рамой" в нашумевшем "Бумере" (2001): "Делюгу делаем и разбегаемся!". Да, "волки" могут друг за друга грызть "левым" людям глотки, а могут - и друг другу ... раз на раз не приходится.

А "волкИ позорные", неоднократно звучавшее в адрес сотрудников МУРа и прочих правоохранительных по идее структур, - это всего лишь проекция, мысленное перекладывание своих качеств на других субъектов. "Менты" - это, как раз таки, псы цепные, предпочитающие волчьим вольностям стабильные зарплаты, повышения по службе и т.п. Да, не без погрешностей, не без корысти, но своему не всегда правильному Хозяину они верны гораздо чаще, чем нелегальные бандиты - своему Вожаку. Неслучайно вспоминается ещё один пример из кино - фраза матёрого уголовника-кавказца, адресованная честному сыщику, исполняемому Владимиром Гостюхиным в фильме "Америкэн бой" (1992): "Если бы ты был воином, я бы тебя ещё уважал. Но ты - не воин. Ты - Железяка, цепной пёс ... К тому же, собака, преданная Хозяину, который её плохо кормит ... А к таким нет уважения".

Впрочем, буржуазные метаморфозы российского общества несколько изменили этот нюанс возмездности: теперь нехилые (на фоне других бюджетников) повышения окладов сотрудников правоохранительных органов трактуются конкретными чиновниками, предающими Россию, как некая гарантия того, что с их помощью можно и неправедный режим защитить, и бунт подавить и т.п. Забывают гады, что и у бывших милиционеров, нынешних "копов", и совесть бывает, и интеллект более-менее развитый, и ПАТРИОТИЗМ.
Таким образом, если возвращаться к нашему исходному тезису, то следует ещё раз заострить ваше внимание на следующем выводе: не верьте стереотипам на слово, а проверяйте их СВОИМ умом с помощью хотя бы простейшего логического и культурно-исторического анализа.



21.08.2014



P.s.

Картиночек с заимствованными "афористическими" статусами в ВК у людей много, а вот понимания бывает маловато ...


Рецензии