Если не мне, то и не Тебе, Господи

 Р О С С И Й С К И Е   С Е К Т А Н Т Ы  В   1-Й  М И Р О В О Й

Хотите верьте, хотите нет, но от этого ничего не изменится: в селе Большая Ельня Кстовского  района  благополучно существует религиозная секта, объявившая Президента Путина  апостолом  и  с молитвами поклоняющаяся  ему.  Этот конкретный случай, разумеется, к Великой войне 1914-1918 годов никакого отношения не имеет, но демонстрирует: сектанты  отнюдь не от мира сего, а очень даже к миру сему   реальному близки.  Пусть по-своему, но близки.  И имеют в том давние традиции.

Вот, например, что  писали убеждённые антимилитаристы  «духовные христиане – «духовные молокане», поклявшиеся никогда не брать в руки никакого оружия, в журнале «Духовный Христианин» в сентябре 1914 года: 
«Дорогие и возлюбленные братья во Христе.  Вы знаете, что почти по всему лицу земли, данной Богом человеку для мирного житья, течёт кровь человеческая. Воплями и стонами наполнена она от одного края до другого. Не избегла этой страшной участи и наша родина. Не тысячами и не десятками и не сотнями тысяч, а миллионами сходятся люди на полях брани, и в ужасных схватках разят друг друга огнём и железом… И вот от места побоища по всей огромной Руси тянутся поезд за поездом, переполненные израненными людьми.  Не далеко те дни, когда поезда с ранеными придут и в наш город на наше попечение... Везде кипит сейчас работа, текут пожертвования, готовят для  увечных кров,  пищу,  целебные лекарства, одежду, бельё, кровати, чтобы облегчить страдания их. Нам кажется, что там, где стоны, страдания, там первыми должны быть  самаряне – духовные христиане.
Мы, как духовные христиане, отрицающие всякое убийство, не вдаёмся теперь в рассуждения, правы или не правы те люди, которые убивая других, сами пали от меча, истекая кровью, но мы будем очень не правы, если станем равнодушно в стороне и будем смотреть на то, как около страдающих, помогая им, хлопочат другие. Мы поэтому не только   должны, но и обязаны принять посильное участие в труде по оказанию помощи раненым». (Орфография и пунктуация  оригинала).
В нашем понятии секта – это нечто  малочисленное, скрытое, съёженное. Но в то время секта молокан в России насчитывала десятки тысяч только в Закавказье. И все они, отбросив суету разногласий между собой и притеснения власти,  запрещалось приобретать недвижимость в Закавказской и Закаспийской окраинах, объединились для  борьбы с общим врагом. Бакинская община баптистов помогла оборудовать госпиталь и содержала в нём 25 коек.  «В деле устройства лазарета бакинская община духовных христиан проявила замечательное единодушие и энергию». Кто бы мог подумать в то время, что всего через несколько лет народу России принялись упорно вдалбливать якобы истину «религия – опиум для народа». «Опиум», оказалось, заключался в милосердии и в единстве в борьбе против общего врага.
Российских верующих возмутили слова германского императора Вильгельма 2, сказанные им в обращении к народу:  «Вы идите в ваши храмы и молитесь Богу, а я, раз вынул меч, вложу его с честью».  Христиане восприняли эти слова, как наглый цинизм. Они молились о скором пришествии царства Божьего на землю, о наступлении светлого мирного времени, когда народы «перекуют мечи на орала и копья на серпы», а вместо этого им преподнесли обнажённый кровавый меч мировой войны.  Но вынувший этот меч  забыл о том, что «взявший меч от меча и погибнет».
«Святодуховцы» сочли Вильгельма 2  воплощением Антихриста, творящего «непрерывное дело зла, всего ужасного и нечестивого, что только знает мир» из мести Богу: «месть – его призвание». Бог терпеливо сносит его злодеяния только до времени – «до последнего часа».  «Святодуховцы» подсчитали, что Время Антихриста окончилось в 1912 году, но последний час его наступит в 1915-м одновременно с судом Божьим над всем миром. Они чувствовали, что приближается «нечто страшное и ужасное». А Сатана-Антихрист в страхе мечется и говорит Богу: «Что тебе люди? Зачем они? Смотри, какие они отвратительные, гадкие, низкие, скверные!»  1914 год должен был стать  последним годом жизни Сатаны – Антихриста.
 И он наступил – разразился Мировой войной. Первой, но и последней, как считали сектанты-«святодуховцы».  Антихрист  должен погибнуть и «зло станет тушиться добром, а добро возрастёт, давая пышный цвет и колос».
Ошиблись, духом святые сектанты. Или следует допустить, что Антихрист был не в единственном числе – зло не только не кончилось после окончания Первой мировой войны, а приумножилось в России гражданской войной: «Если не мне царствовать, то и не тебе, Господи! Пусть же они сами  истребят себя!» -  и он бросил народ на народ», а в России отца на сына и брата на брата.  Во время же Мировой войны Вильгельм 2 должен был быть повергнутым в прах, как и Антихрист. Но в то же время зародился и другой «Антихрист», ещё более злобный и страшный – Адольф Гитлер. «Пусть они сами истребят себя» - тот же смысл был и в известных словах того, кто призывал обратить войну империалистическую в войну гражданскую. «То и не тебе, Господи», - и началось уничтожение церкви православной.
Интересно то, что «святодуховцы», борясь с Антихристом, сами себя христианами не считали. Они были уверены, и старались эту уверенность обосновать, что «христианство поистратилось», а современное православие «поизносилось». Если миром правит Антихрист, то люд земной Христа потерял – какой же он христианский мир? Учение «святодуховцев» среди сектантов разного толка и старообрядцев приобретало всё больший и больший успех. Но это ничуть не мешало подъёму патриотического духа в России. Разногласия были  отодвинуты в прошлое, на смену пришла солидарность усилий для неизбежного  ниспровержения Вильгельма 2.
Само по себе вероисповедание «святодуховцев» было своеобразным. Они считали, например, что абсолютного зла не существует так же, как нет и абсолютного греха, потому что «всякое зло есть минимальное добро» (ну, как народная поговорка «нет худа без добра»).  Зло, пороки и грехи  побуждают человечество обратиться к духу святому, духу Божьему, идти путём совершенства, а не отчаяния, к светлой радости, но не к злому унынию, « а потому человек должен знать и понимать, что «будем как Боги» сказано неспроста – это значит, что мы можем вернуться в своё совершенное состояние». Как падшие ангелы.
Символы «опиума для народа»  непримиримо относились к бюрократии, к чиновничеству, вообще к светской власти, как к верным союзникам и помощникам Антихриста – исполнителям  его  стремлений. Но это зло имело и оборотную сторону – оно возрождало и усиливало мечты о том, что победа над ним породит новую, более прекрасную жизнь, социальные, политические, религиозные  реформы на благо всего народа русского. Такие же чаяния были и при войне с агрессором Вильгельмом. Он был побеждён. Его империя не перенесла сокрушительного удара, нанесённого ей Россией и её союзниками с Божьей помощью. Но новой прекрасной жизни не получилось. Вмешалось другое зло.

               


Рецензии