Марки о Первой мировой войне. Брусиловский прорыв
В 1916 г. русские войска под командованием генерала А.А. Брусилова нанесли серьезное поражение армиям Австро-Венгрии и Германии и освободили значительную территорию Западной Украины в ходе операции, названной «Брусиловский прорыв».
Здесь же на марке фотография, на которой генерал А.А. Брусилов с офицерами штаба.
«Русские войска, всего 11 армий, объединенные в 3 фронта, занимали 1200-километровый фронт от Рижского залива до русско-румынской границы, западнее ст. Новоселица. Все армии, будучи в большом некомплекте, насчитывали в начале апреля 1 732 000 штыков и сабель и прикрывали направления», пишет А.М. Зайончковский.
Операция «Брусиловский прорыв» или «Луцкая операция» или «4-я Галицийская операция», по всей видимости, самая известная операция Первой мировой войны, о которой говорили даже тогда, когда Первую мировую войну называли Империалистической войной.
«Войска Антанты должны были, согласно постановлениям конференций в Шантильи, в 1916 г. произвести комбинированный удар против Центральных держав на Русском, Итальянском и Французском фронтах. Конференция 14 февраля установила начало атаки на Французском фронте 1 июля, а на Русском — 15 июня.
Однако критическое положение итальянцев, сильно теснимых австрийской армией, продолжающаяся переброска австрийских войск на Итальянский фронт и настойчивые просьбы Жоффра привели к ускорению начала русского наступления на Юго-западном фронте, которое началось 4 июня,…», пишет А.М. Зайончковский.
Все повторилось, как в 1914 году. Ускорить выступление русской армии, теперь нужна помощь итальянской армии, а тогда была нужна французской армии.
Все фронты русской армии были задействованы в этом наступлении лета 1916 года. Главным направлением было выбрано то, которое должен был осуществить Западный фронт под командованием генерала А.Е. Эверта. Генерал А.Е. Эверт имел опыт русско-японской войны, занимал должность генерал-квартирмейстера штаба действующей армии в войне. Награжден в 1906 году генерал Эверт золотым оружием. В Первой мировой войне в августе генерал Эверт занимал должность командующего 10-й армии, и опять же в августе 1914 года назначен командующим 4-ой армией. С августа 1915 года Алексей Ермолаевич Эверт принял под свое командование армии Западного фронта.
На Северный фронт под командованием генерала А.Н. Куропаткина и на Юго-Западный под командованием генерала А.А. Брусилова были возложены задачи вспомогательных ударов.
В состав Юго-Западного фронта входили: 8-я армия, командующий генерал А.М. Каледин, 11-й армия, командующий генерал В.В. Сахаров, 7-я армия, командующий генерал Д.Г. Щербачев, 9-я армия командующий генерал П.А. Лечицкий.
Этап операция связана еще с одним именем – генерал-майора М.В. Ханжина. Первая мировая война показала, а раньше и русско-японская война, что артиллерии отводилась решающая роль при подготовке любой операции. И правильное использование артиллерии позволяло сохранять свою пехоту, нанося разрушительные обстрелы по противнику, готовому к отражению атаки. Военным, для которого артиллерия была важной составляющей боя, являлся генерал М.В. Ханжин. Немного имен среди военачальников было связано с южными территориями России. Можно назвать Нахичеванского, и, конечно, Хаджиева, из Оренбургского казачьего войска. После Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса окончил Ханжин Михайловское артиллерийское училище, затем Михайловскую артиллерийскую академию, Офицерскую артиллерийскую школу. Служил в Артиллерийских батареях, имел опыт русско-японской войны, получил георгиевский орден 4-ой степени.
«Всю операцию можно разделить на 3 отдельных периода: прорыв Австрийского фронта, развитие этого прорыва и бои на Стоходе с подошедшими германскими резервами, при одновременном угрожающем Венгрии продвижении вперед крайнего левого русского фланга — 9-й армии».
Новым в плане Брусилова было то, что им было намечено производить не один удар всеми силами своего Юго-Западного фронта, а дать возможность каждой из армий нанести свой удар по противнику. Это было опасным решением, удары русской армии не в полную ее силу могли не привести к нужному результату. При этом не оставалось резервов, которые могли быть введены в случае сложного положения на линии фронта одной из армий Юго-Западного фронта.
Было и Брусиловым обращено внимание на особую роль артиллерии. А к этому времени поставки снарядов в войска русской армии отвечали ее потребностям.
«Артиллерия насчитывала примерно то же количество орудий, что в августе 1914 года — около 6600 легких и горных пушек и легких гаубиц. Тяжелая артиллерия учетверилась, будучи доведена с 240 до 960 орудий, но значительная часть ее (до двух третей к январю 1916 года, по данным Ставки) находилась в неисправном состоянии. Количество легкой полевой артиллерии не возросло, несмотря на формирование новых бригад и отдельных дивизионов при дивизиях 3-й очереди. Оно скорее даже несколько убавилось благодаря потерям, отдаче в ремонт и переходу на 6-орудийный состав батарей. Количество полевых 48-линейных гаубиц оставалось примерно прежним.
Мортирные дивизионы корпусов вместо двух 6-орудийных батарей с октября 1915 года насчитывали три 4-орудийные».(А.А. Керсновский. Истрия русской армии).
По плану Брусилова, весь Юго-западный фронт начинал артиллерийскую подготовку, затем наступала вся пехота, конница должна сделать свой прорыв на 2 дня позднее. Артиллерия обрушила удар на противника с трех часов ночи третьего июня и закончила утром 5 июня. Такое продолжительное действие артиллерии должно было подавить противника, который не мог начать сражение с пехотой русских. Силы русской армии и австро-венгерской были следующими – у русских 594 тысячи солдат и 1938 орудий, а у противника 486 тысяч солдат и 1846 орудий.
Позиции австрийцев, которые приходилось прорывать русским войскам на всех участках, состояли из 2, а местами из 3 линий укрепленных полос.
8-я армия генерала А.М. Каледина разгромила 4-ю австро-венгерскую армию, взяты пленные и орудия. 9-я армия П.А. Лечицкого прорвала фронт 7-й австро-венгерской армии. Успех 11-й и 7-й армий был не таким, как у других армий, но их продвижение было приостановлено.
Для поддержки сил противостоящих русскому Юго-западному фронту, а конкретно 8-й армии, которая угрожала взять Ковель, были направлены дополнительные силы противника в виде двух немецких дивизий с итальянского фронта. Помощь итальянцам была оказана уже в ходе Брусиловского наступления.
Командующий Западным фронтом Эверт, к этому времени был вынужден перенести дату наступления на 17 июня. К э тому сроку приспосабливался и Юго-Западный фронт Брусилова. Направление оставалось тем же на Ковель.
Западный фронт перешёл в наступление 3 июля, а Юго-западный фронт 4 июля. Противник оборонялся успешно, в этом случае Брусилову пришлось остановить наступление на Ковель. Требовались свежие резервы. Приостановилось движение и Западного фронта, при этом русские понесли потери среди солдат. Северный фронт не сдвинулся с Рижского плацдарма.
В июле была создана Особая армия генерала Безобразова. Теперь вместе с 8-ой армией и 3-ей армией, Особая армия должны были взять город Ковель. Наступление началось 28 июля. В прорыв пошли три ударные армии. Три дня шли упорные бои, армия продвинулась вперед на десяток километров.
Три другие армии были направлены на определенные цели: 11-я на Броды и Львов; 7-я армия — на Монастыриску, 9-я армия на Станислав. Эти задачи были армиями выполнены, общее продвижение русских армий было порядка 80-120 километров. Прорыв 7-й армии, получил название Язловецкой операции. У операции, которую проводила 9-я армия, было название - Черновицкой операции.
К концу августа наступление русских армий прекратилось ввиду усилившегося сопротивления австро-германских войск, а также возросших потерь и утомления личного состава. Войсками Юго-Западного фронта были заняты Волынь, Буковина и часть Галиции.
Для отражения русского наступления Центральные державы перебросили с Западного, Итальянского и Салоникского фронтов 31 пехотную и 3 кавалерийские дивизии.
Брусиловский прорыв, это такая операция, которая позволила перевести военные события из равновесного состояния в преимущество одной стороны. Брусиловский прорыв и операция ан Сомме показали, что преимущество военной сила в войне теперь на стороне Антанты. Направления ударов русской и французской армий распыляли силы германской армии, которая использовала свои резервы и на востоке и на западе. Кроме того, Румыния, которая была нейтральна, приняла сторону Антанты.
«Сорвавшимся наступлением Каледина за Стоход и победой Лечицкого при Коломее кончается Четвертая Галицийская битва — славное Брусиловское наступление. В последних числах мая были разгромлены австро-венгерские армии — в двадцатых числах июня на полях Волыни были сокрушены отборные дивизии кайзера». (А.А. Керсновский. История русской армии).
Нужно сказать о том, что воюющие стороны понесли огромные потери.
Свидетельство о публикации №214082101570
для себя почерпнул многое новое...
успехов!
Николай Михайлович Новиков 22.08.2014 14:00 Заявить о нарушении
Екатерина Шильдер 22.08.2014 23:19 Заявить о нарушении