Коммуникативные сигналы как элементы синергетики

Коммуникативные сигналы как элементы синергетики

Астахова О.А.

Резюме (краткое содержание)
Реализация биологического потенциала организмов, разнообразие форм проявления энергетической сущности уже давно является актуальной проблемой биологии и экологии. Человек привык проводить биологическую реализацию в форме деятельности, культуры. Но многие другие организмы могут также тратить свои энергетические потенциалы при помощи особых форм создания культуры – например, пение птиц  является обычной реализацией живой сущности, способной существовать по всеобщим биологическим законам Природы. Особи птиц одного вида могут быть сходны по пению в одной популяции и различны в отдаленных географических популяциях. Но один вид птиц может иметь много разных вариантов стабильной видовой песни. Как данные типы видовой песни способны существовать и дифференцироваться на территории вида?

Я посмотрела рассуждения современных исследователей (ученых) этологии (поведения) животных и подумала, как странно построена наука – существует одна парадигма (стиль, манера, направление) мышления, и ее все придерживаются, добавляя при этом что-то свое субъективное, индивидуальный взгляд на какую-либо проблему. Это как снежный ком, нарастающий в объеме «знаний» о Природе, но настоящий (истинный)  ли этот снежный ком? Объективный ли этот снежный ком знаний человека и насколько он объективен (степень его объективности)?
Вот, например, песни (пение) птиц рассматривают как сигнал защиты своей (?) территории у особей и как сигнал привлечения самок своего вида для копуляций (продления рода). Причем, другие сигналы (запах, мечение территории мочой, следами) у млекопитающих также относят к этим функциям – территориальной и половой. Но ведь на эти «сигналы» животных можно смотреть с разных точек зрения. Например, можно предполагать, что животные путем вокализаций, «мечения» территории (на которой обитают), в первую очередь просто проявляют свою жизнедеятельность, выявляют свою сущность – организм появился в такой системе, как популяция животных, как фауна, именно в такой форме как птица или как млекопитающее, и поэтому по законам всей Природы проявляет так себя, своё существование, свои «умения» действовать в той системе Природы, в которой возник. Вот и всё, собственно, что может предполагать поведение животных на планете Земля на определенном уровне организации Природы.
 Конечно, любая система Природы основана на взаимосвязях и взаимодействиях, поэтому любые проявления жизнедеятельности или сущности элементов системы могут встречаться, контактировать (но могут и не образовать связи в каких-то случаях – на этом и основана динамика систем). Поэтому вокализации и «мечения» территории животных не обязательно предназначены для какого-либо партнера («воспринимателя сигнала»), хотя, в большей степени возможно, что продукты жизнедеятельности организмов (вокализации, «мечения» территории) будут восприняты (случайно найдены) сходными особями (того же вида) – ведь мы знаем, что фауна представляет популяции биогеоценоза, которые обычно смешанно обитают на территории и даже могут образовывать разные межвидовые связи (и отрицательные, и положительные).
Таким образом, в результате рассуждения получается, что проявление особи (индивида) животного имеет более случайный характер, как результат физиологических реакций организма, развившихся в процессе эволюции, а не как предназначение для определенных социальных (культурных) функций. Человек, возникнув (родившись) в социальной системе, проявляет свою возникшую сущность речью (которая развилась у Человека разумного в процессе эволюции), но это не значит, что с помощью этой речи он должен отстаивать свою территорию (которая, по сути, общая для всех организмов на планете Земля, существующих на определенном уровне организации), и необязательно, что человек с помощью речи должен привлекать самок (женщин) своего вида. Да, речь человека может быть средством связи в социальной системе, но необязательной её составляющей, поскольку связи человека более частые и существенные в локальных (местных, мелких) масштабах (в пределах непосредственно окружающих), где речь человека может играть не самую большую роль (где больше играют роль непосредственные действия, движения по инстинктам).
Да, всё то, что проявляется организмом – и материальное, и нематериальное (по отношению к уровню организма в Природе) относится к проявлению его сущности, которое развивается в процессе эволюции по направлению нормального энергетического обмена с окружающей средой, и уже после этого, проявление сущности организма может контактировать (взаимодействовать) с проявлением другой сущности (организма), его умения воспринимать «сигнал» или проявление первого организма. Этот контакт сущностей (организмов) может и не произойти, и организмы, проявляя так свою сущность (вокализациями, речью, «мечением» территории) всю свою жизнь (всё своё существование) могут не быть воспринятыми другими организмами (их сущностями). Но часто взаимодействие организмов происходит, поскольку популяции животных обычно имеют большую плотность (животные способны быстро размножаться и расселяться), возможно, поэтому и происходит развитие разных культур поведения животных у различных видов. Но если самцы копытных млекопитающих борются с помощью рогов, это не значит, что они не поделили территорию или самку; это значит, что самцы копытных тратят энергию в форме этой деятельности (борьбы) – видимо, накопившаяся энергия самцов позволяет им это делать, или, видимо, кто-то из них должен умереть и оставить такую систему Природы, как популяция (возможно, потому что эта особь уже выполнила свой биологический долг и передала гены следующему поколению, родившимся потомкам, детям, или передала какие-либо культурные традиции им, значимые для нормального энергетического обмена в Природе). Всё движется по законам Природы и энергии, а значение (функции) этих процессов только следуют (второстепенны) после этих распределений энергии в системах Природы.
Если происходит вокализация животных (например, пение птиц), то это может говорить только о том, что особь (животное, организм в целом) имеет энергетический потенциал (силу) для этого процесса, для этого проявления своей сущности, для оправдания своего существования в определенной системе Природы (популяции, фауне). Конечно, самка животных (птиц, млекопитающих) будет стремиться к таким энергетически потенциальным партнерам для копуляции с целью создать полноценное, способное выживать потомство. Но самки животных, конечно, могут создавать пары и с теми особями (самцами) своего вида, которые и не проявляют себя, свою сущность излишними вокализациями, «мечением» территории – достаточно, чтобы он был просто живым, двигающимся, способным выжить.
Поэтому, проявление сущности, видимо, больше говорит, насколько много организм имеет силы, энергии для определенной степени проявления своей жизнидеятельности (если организм имеет много энергии, то он будет больше проявлять себя, сильно влиять на окружающее). Если степень проявления жизнидеятельности сущности (организма) большая, и особь животного излишне влияет на окружающее, то значит, ей пора (нужно) покинуть ту систему (популяцию, фауну), в которой она находится, покинуть ту форму энергии (уровень организма), которую особь (сущность) занимает на данный момент времени (то есть биологически умереть).
Природа не может долго терпеть (выносить, включать) дисбалансы энергии, Она стремится равномерно ее распределить между элементами системы, обеспечить компенсирующие механизмы движения энергии среди разных сущностей, их проявлений. Один из обычных способов уменьшения энергии и ослабления влияния сущности (организма), имеющего большую силу влияния и энергии – дать выполнить этой сущности (организму) свой биологический долг (то есть продлить род и передать потомкам свои гены или наследственные задатки, если они значимы) и биологически уйти (смерть организма данного уровня организации Природы) из системы (популяции), в которой существовал этот организм. Поэтому сильно реализующихся в проявлении своей сущности животных (при излишней вокализации –  излишней в длительности,  звуке, сложности; при излишнем «мечении» территории животными; при излишней, яркой, сложной речи, коммуникации человека) Природа старается стабилизировать, стремится к уменьшению их энергии, к ослаблению степени их проявления – путем создания у этих организмов потомства (детей), путем понижения энергетической ниши их сущности (организма).
Конечно, после значительных отдач энергий этими излишне реализующимися животными в процессе  энергетической стабилизации Природой, может восстановиться энергетический баланс в системе (популяции), и эти особи животных (которые излишне реализовывались, излишне влияли на окружающее) могут выжить и остаться далее существовать в системе (популяции). Возможно, сущности (организмы) этих особей животных еще способны повысить свой энергетический потенциал, и поэтому они способны начать вновь реализовывать и развивать свою сущность и сильно влиять на окружающее, но опять же с последующим перераспределением энергии Природой, энергетической стабилизаций и повторяющимися значительными потерями энергии этими излишне реализующимися и сильно влияющими особями (сущностями). Возможно, редко, кто из организмов (особей) согласится пойти на такие подвиги (потери энергии) при условии, что любой организм стремится к выживанию своей сущности (хотя, если требует того Природа, то возможно). Поэтому большие энергетические потенциалы и сильные влияния на окружающее у особей животных обычно бывают только в молодом возрасте, когда еще не проходило перераспределение энергии в системе (в популяции), и  не было потери энергии этими сильно реализующимися организмами (сущностями).
Интересно, что те выжившие излишне реализующиеся особи животных (организмы), даже если и потеряли энергию при стабилизации, способны продолжать излишне влиять и передавать культуру поведения, способы своей жизнедеятельности, пути проявления своей  сущности окружающим особям – как своего вида (потомкам, например), так и особям других видов, развивая с ними отношения на данных своих манерах (способах) реализации энергетических потенциалов. Так может происходить эволюция культуры поведения, эволюция способов проявления сущности (организма). Насколько то или иное развитие сущности, ее проявления (поведения, культуры организма) будет выгодна в энергетическом балансе (существовании) Природы и ее систем, будет выявлено в течение времени (то, что будет иметь  большинство особей животных, то и относительно «выгодно») – важно, чтобы, по крайней мере, эта реализация (может быть даже излишняя и сложная) энергетических потенциалов организма (проявления его сущности) не мешала, не препятствовала бы «нормальному» распределению и движению энергии в Природе.

2008 год


Рецензии