Предположения об эволюции песни зяблика

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПЕСНИ ЗЯБЛИКА (FRINGILLA COELEBS L.)

Астахова О. А.

Существование любого биологического проявления обычно сопровождается развитием или эволюцией («движением» во времени и пространстве), изменчивостью или дифференцированием на множество отличающихся, но сходных в своей основе форм. Эти закономерности биологического вещества были выявлены ещё Ч. Дарвином, Э. Майр. Но можно ли пение птиц отнести к подобной биологической сущности, как, например, окраска покровов, форма тела, особенности строения скелета, пищеварительного тракта, органов дыхания разных организмов, их генетические и физиологические характеристики?
Пение птиц (Aves) обычно представляется как проявление работы нервной системы, психики (её зачатков у птиц), как проявление «духовных» сил организма. Оказывается, и песня птиц способна дифференцироваться на разных отдаленных территориях, наследственно передаваться в своих чертах (полностью или частично у разных видов), составлять множество отличающихся форм (или типов), но сходных в своей основе, что может говорить об их общей исходной предковой вокальной форме, которая в результате эволюции и дифференциации является своеобразной для каждой вокальной линии разных видов и более крупных групп птиц.
Во многих литературных источниках по биоакустике птиц описывается точка зрения о формировании своеобразных вокальных традиций птиц в разных локальных и географических популяциях – существует различие между совокупностями разных типов видовой песни в отдаленных друг от друга географических популяциях. Даже если типы видовой песни зяблика (Fringilla coelebs L.) могут отличаться внутри географической популяции, то в совокупности они способны отражать в своей структуре какие-либо особенности климата, рельефа, характера растительности местности – и, тем самым, формировать особую местную вокальную (песенную) культуру (способы пения видовой песни), отличающуюся от вокальной культуры зяблика в другой географической популяции (Thielcke, 1969; Slater, Ince, 1979; Slater et al., 1984; Симкин, 1983; Mundinger, 1982).
 Таким образом, в разных географических популяциях зяблика (Fringilla coelebs L.) из поколения в поколение могут складываться (формироваться) отличающиеся вокальные (песенные) традиции, возможно, дающие начало новым формам (нормам) видовой песни или отличающимся вокализациям новых видов птиц.
Пение зяблика – черта, параллельная в своем развитии другими признакам этого вида (морфологическим, генетическим, физиологическим, экологическим, географическим), хотя, конечно, во многом вместе с ними образует единое целое, но, тем не менее, так же, как и эти признаки, песня зяблика эволюционирует по своим особым закономерностям, дифференцируется (видоизменяется на основе исходных «предковых» песенных форм и «родственных» линий во времени и пространстве), создает отдельные устойчивые песенные нормы (совокупность наиболее распространенных типов песен), состоящие из ряда сходных, но и отличающихся песенных вариантов одного типа, образующих определенный типологический вокальный полиморфизм, из которого исходят многие другие полиморфные ветви более дальних или более близких «по родству» линий песенной культуры (разнообразие типов песен, манера или способы исполнения при пении их структуры, отдельных элементов, фраз).
Возможно, что более часто эволюция происходит во времени, а не в пространстве – и видовая песня зяблика здесь может быть примером. В течение времени варианты или типы песни зяблика могут образовывать определенные вариационные ряды, филетические (эволюционные), часто скрещивающиеся, вокальные линии, представляющие всё более новые отличающиеся, но и сходные вокальные формы, также включающие и прежние, исходные типы песен.
Значит, песня (пение) птиц так же подчиняется биологическим закономерностям в своем развитии, как и многие другие проявления жизнедеятельности организма. Но нужно подчеркнуть особую пластичность в функционировании и приспособлении психики (хотя только и ее зачатков у птиц) – она способна множественно (вариативно) и быстро реагировать на раздражитель (на окружающее) так же, как и быстро перестраиваться на новый лад и быстро «забывать», изменять прежнее.

Литература
1. Симкин Г. Н. 1983. Типологическая организация и популяционный филогенез песни у птиц // Бюл. Моск. общ-ва испыт. природы. Отд. Биол. Т.88. вып. 1. 15 –27.
2. Mundinger P. C. 1982. Microgeographic and macrogeographic variation in acquired vocalizations of birds // Acoustic communication in birds / Eds. D.E. Kroodsma, E.H. Miller. New York. P. 147-208.
3. Slater P. J. B., Ince S. A. 1979. Cultural evolution in chaffinch song // Behaviour. № 71. 146-166.
4. Slater P. J. B., Clement F. A., Goodfellow D. J. 1984. Local and regional variations in chaffinch song and the question of dialects // Behaviour. № 88. 76-97.
5. Thielcke G. 1969. Geographic variation in bird vocalizations // Bird Vocalizations / Eds. R.A. Hinde. London, New York. – P. 311-340.


Рецензии