Мой город. Рыбалка. Рассказ

Мой город. Рыбалка. Рыба. Рыбаки. 
   Городской канал. Излюбленное место для ловли уклеек – напротив молочного комбината, у трубы, выводящей беловатые отходы в канал.    Из оригинальных снастей, только леска. И крючки, какие кто ухитрится раздобыть. Удилище – из орешника. Грузило – из всего, что тяжелее воды. Поплавки – пуговицы, пробки, проткнутые палочками или спичками. У ребят – канночки для молока, ведёрки. Насадка – белый хлеб, черный хлеб. Потом научились разводить опарышей – дело пошло поживее! Летними утрами, ни свет ни заря, мы уже на канале. До обеда, ловим; придя домой – пересчитываем рыбок (надо же определить победителя на сегодня), сваливаем всю рыбу снова в одну кучу и принимаемся чисть. Чистить уклейку – одно удовольствие! Чешую можно снимать пальцами. Теперь, к одной из мам в доме, свободной от работы! Она безропотно жарит весь улов, ребята едят уклейку, как семечки – вместе c головами и плавниками. Чудо, как вкусно! Летний день длинный! Сколько еще дел можно переделать!    Иногда рыбачим на Перконском канале. Плотва, красноперка, окунь. Рыба здесь есть, но разве можно сравнивать с безумно азартной ловлей уклейки в городе! Да ведь, на городском канале мы не одни. Набережная усеяна рыбаками! Сидят, касаясь плечами друг друга. Некоторые, особо привередливые, презрительно утверждают, что уклейка в канале пахнет бензином. Может быть. Но, судя по количеству рыбаков, у них обоняние отсутствует. И вкус. И берега канала по-прежнему заполнены рыбаками.    Есть и еще одно место, которое нам очень нравится. Это – территория рыболовецкого колхоза «Большевик». Правдами и неправдами, через заборы и под заборами, мы пробираемся туда и ловим рыбу между кораблями и у свай. Рыба здесь ловится крупная! По сравнению с уклейками. Иногда, наши примитивные снасти не выдерживают и рвутся. Понятно, что ты тащил «самую-самую»... часто ребят зашиворот выводят с территории, иногда – колхозники делятся с нами треской.    Треска, кажется, любимая рыба лиепайчан: во многих дворах, на веревках вялится раскрытая рыба, под марлей. Мы тоже так делаем. Когда она готова, то это такая вкуснятина! 
   Время идет, я взрослею. Учеба, работа, спорт, на некоторое время заставлют меня забыть о рыбалке. Проезжая через новый трамвайный мост, я, краем глаза, отмечаю, что рыбаков меньше не стало. Изменилось место и интерес у них теперь другой! Ловят крупных окуней прямо с моста. Окунь очень крупный!    Вдруг, как по команде, мост пустеет. Рыбаки заполняют набережную в Старой Лиепае, от клуба новаторов до ж-д моста. Это ловят леща. «Быки» железнодорожного моста тоже рыбаки «оседлали». Всякое случается... Кто-то, перебрав согревающего, падает в воду; кто-то элементарно поскользнулся.    Я уже давно не рыбак и отмечаю все по инерции.    Моя семья получает «малосемейку» в Гробиня. Это – отдельный город, но в силу близости или еще чего – почти Лиепая. Мы остаемся лиепайчанами. Ведь мы строим город и все стоим в очереди на квартиру. Это наше временное жилье, но нам оно нравится! Это – первая самостоятельная квартира! Пусть далеко, пусть приходится в любую погоду брести через поле, пусть коридор общий. Это только сближает!    С удивлением я рассматриваю свои детские фотографии! Вот, на одной, мы с мамой сидим у водопада. Еще нет никакого озера! Речка и водопад, высокий и красивый.    Теперь его нет. Есть ресторан «Юрпилс», дорога от автобусной остановки идет мимо него к подвесному мостику; дальше – через поле к одиноко стоящей малосемейке. Почти все в этом доме друг друга знают: здесь живут строители.
   В конце озера – плотина и речка, впадающая в лиепайское озеро. Вот эта речка и строители-рыбаки, вернули интерес к рыбалке! Весной, после работы, наспех перекусив, с удочками подмышкой, мужики бегут на речку. Идет плотва!    Мне – интересно. Напрашиваюсь в компанию и иду с ними. Сажусь. Наблюдаю. Покуриваю и подсмеиваюсь. «Подержи удочку!», говорит мне товарищ и убегает в кусты... Поплавок резко ныряет, подсекаю и... не могу вытащить! Рыба сидит на крючке, но сильная и крупная. Она носится по реке, я изо всех сил удерживаю ее. Подбегает товарищ, удочку у меня не отнимает, а только подсказывает, как правильно рыбину вывести. Вот, она у меня в руках – огромная плотва! «Под килограмм!», говорит мой напарник. Руки мои ходят ходуном, я не могу прикурить сигарету и... я пропал! Заболел!    На следующий день, после работы – в магазин! В «Олимпию». Снасти теперь можно купить самые разнообразные и я покупаю все необходимое. Весь вечер вожусь с удочкой, моя 5-тилетняя дочь мне помогает. Завтра выходной и мы, втроем, пойдём на рыбалку!    Насадка для ловли плотвы в этой речке довольно необычная: я руками выгребаю из-под берега траву, в траве полно бокоплавов, которых называют «крокодилами». Я их так и называю... дочь ахает: она впервые видит живых крокодилов! Ладно, теперь их – в банку из-под конфет, зажигаю бумагу и поджариваю этих крокодилов, они становятся красными. Готово! Мы наслаждаемся прекрасной весенней погодой и рыбачим. Жена достает приготовленные бутерброды, перекус. Дочь совсем не боится жареных крокодилов и помогает папе, доставая их по одному из банки.    В какой-то день, мы гостим у родителей жены. С ними живет и старшая дочь, у нее – сын, на семь лет нашей дочери. Дедушка пристроил качели в дверной проем и теперь брат раскачивает младшую сестру. Они увлеченно беседуют...    - А мы с папой ходили на рыбалку у нас, в Гробиня(х), - хвастает девочка, - там мы ловили большую рыбу на крокодилов!-     - Не ври! Крокодилы бывают только в Африке, малявка! – парень смеется.    - А вот и нет! Неправда! – обижается девочка, - И у нас, в Гробиня(х), тоже они есть! Папа их ловит и жарит! –    - Жарит? Крокодилов? Ой, умру... И мы, взрослые, умираем вместе с ним. Нам очень хорошо!        Иногда, в какие-то дни, плотва как будто сходит с ума: берет только по вечерам. До полной темноты! Ты просто держишь удочку возле кончика и по резким рывкам определяшь поклевку. С фонариком рыбачить неудобно, а налобные появятся значительно позже и для... совсем другого вида ловли. 
   Наступает лето. Плотва уходит и рыбаки переходят на ловлю щуки, на живца или спиннингом. Щука в озерах есть! Но ею балуются только до праздника «Лиго»...    Конец июня и начало июля у строителей-рыбаков, самая сумашедшая пора! Затемно, часа в три утра, по одному и группами, мужики покидают общагу и устремляются на каръер, где стрельбище. До него около двух километров! На каръере берет линь!    Линь – рыба необыкновенно вкусная и очень сильная. Вываживать ее – одно удовольствие! В азарте ловли, о времени все забывают... Вдруг, вопль: опаздываем, братцы! Ёхайды!!! Уже пол-седьмого! А в 7.10 автобус! Два км – бегом...    В этом же каръере есть и карп. Снасти все время модернизируются и рыбаки осваивают «резинку». Очень удобная снасть! Ушлые рыбаки раздеваются догола, заплывают к месту и опускают грузило. В основном, это – отлитая из свинца, ложка. На обратном пути, прямо над крючками опускают в воду прикормку. На что только не способен рыболов – кашевар! Всех сортов, каши; варят жмых; макароны-рожки и ароматизируют всё это, кто на что горазд!   
   Мы с товарищем загорелись подводной охотой! Река Барта... Эту, совершенно 
очаровательную реку, лиепайчане считают тоже своей. Удобное автобусное сообщение, множество принадлежащих различным предприятиям, палаточных городков, обилие разнообразной рыбы, манит сюда рыбаков.    Мы – мартеновцы и, естесственно, наш палаточный городок принадлежит заводу «Сарканайс металлургс».    Многочисленные заводи, поросшие тростником; омуты и мелководные берега, под нависшими кустами – нами обследуется всё. Снаряжение наше простое: маска, трубка, ласты и пружинное подводное ружье. Одно на двоих. Охотимся по очереди. Наша добыча – щука, крупная плотва, голавль, крупный окунь и лещ.    Я продвигаюсь против течения между берегом и островом травы. Поверху не продраться, а под водой можно. Набираю воздуха и ныряю. Концом остроги раздвигаю переплетенную траву; внезапно, от острова к берегу, буквально в полуметре передо мной, из острова выплывает огромный лещ. Он – громаден! Маска, разумеется, увеличивает размер, но лещ никак не меньше, чем метр в длину и метр в высоту. Он спокойно проплывает к берегу, разворачивается и исчезает обратно в траве острова. Только тогда я вспомнил, что у меня есть ружье и я должен был дышать. А мог и стрелять...    - Черт, ты не представляешь, - говорю я товарищу, выбравшись на берег и стуча зубами от холода, - какого леща я сейчас видел! – как рыбаки на карикатурах, я развожу руки вширь и ввысь, глаза мои вытаращены.    - Так чего ж ты не стрелял? – мой напарник хохочет.    - Бери ружье, плыви и стреляй! – я злюсь. Друг мой надевает снаряжение и уходит в воду. Я, с берега, слежу за ним. Он вплывает в протоку и ныряет. Через секунду, прорвав траву, встает на ноги и замирает, как памятник.     - Я никогда ничего подобного не видал! – говорит он, подойдя ко мне.    - Так, чего ж ты не стрелял? – теперь моя очередь хохотать от его ошарашенного вида.    - Ну, уж дудки, пусть его другие стреляют. Он бы меня утащил... 
   Особая рыбалка на Барте, во время хода вимбы. Мне, лично, не доводилось ее ловить летом, только зимой. Но, во время первомайского похода на плотах по Барте, наша группа, в районе платочного городка ЛБОРФ, в прозрачной воде, обнаружила обессиленную после нереста вимбу. Ее было очень много! Она лежала на дне, а если и нет, то движение рыбы было настолько замедленным, что нам не составило труда собрать ее сачками столько, сколько нам было нужно.        И, конечно же, Лиепайское озеро! В детстве, мы, мальчишками, ходили на озеро только добыть яйца чаек. Во время строительства района Эзеркраст-1, в нашей бригаде работал мужчина, имевший свою лодку. Он пригласил меня на ловлю красноперки.    Наше озеро – мелководно, с множеством островов тростника. В один из таких островов мы и заплыли. Ветра нет, течения тоже, якорь нам не нужен. Не торопясь, разматываем удочки, пережидаем пока все успокоится, после нашего прибытия. Ну, начинаем...    Забрасывать приходится прямо в тростник. Такую крупную и сильную красноперку мне доведется ловить только еще один раз, но зимой.    Рыба сопротивляется, путает леску в тростнике. Азарт ловли заставляет торопиться. Неосторожное движение и ты зацепил крючком тростник. Тянешь, дергаешь и... обрываешь. Твой напарник ловит, а ты, трясущимися руками, привязываешь новый крючок... 
   Через много лет, мой двоюродный брат купит лодочный причал и моторную лодку. Мы начинаем ловлю спиннингом. Брат уже изучил места и уверенно ведет лодку, где по разговорам с соседями, сегодня хорошие места. Двигатель выключается и лодка двигается ветром. Щуки и окуня в озеро много и мы часто возвращаемся с неплохим уловом.     Но вот, один случай, произошедший с нами поздней осенью...
Сезон спиннинга завершается. Мы выходим на рыбалку в последний раз на лодке. Погода - бррр! Полдня хлещем воду, меняем блёсны – все безрезультатно. Замерзли и решаем пробовать счастья в последний раз. Брат стоит на корме, возле мотора, я – на носу лодки. Он кричит: «есть!», после небольшой паузы: «нет, кажется, сошла». Еще секунда и он снова говорит: «есть, но небольшая». У меня – ничего. Я, продолжая вращать катушку, оборачиваюсь посмотреть, что он там тянет...     Нашу лодку ветер несет боком. Прямо на щуку...    - Вот эта – небольшая? – вскрикиваю. Размер лодки «Крым» - примерно два метра в длину. Лодку несет точнехонько на щуку, размер которой превышает размер лодки! Брат ее тоже увидел; бросает свой спиннинг и хватается за подсачек. Щука лежит без движения, прямо как подводная лодка... мы проходим над ней и она появляется с другой стороны. Брат заводит подсачек к ее носу, но, не рассчитав от возбуждения, стукает щуку по носу. Мы даже не успели ничего понять... Удар хвостом, бурун... я упал в лодку, а брат вылетел за борт.    Когда я вскочил на ноги и увидел барахтающегося в теплой одежде незадачливого Щукаря, мной овладел безумный хохот! Я упал на коленки, потом встал... снова упал. Как только я представлял себе малюсенький подсачек и эту «подводную лодку», которой он годился ну, разве что на нос... снова падал в истерике. А лодку нашу уносило ветром все дальше и дальше...    - Заводи мотор! – кричит он.    - Не умею! – махаю руками.    - Весла хватай, идиот! – уже орет брат. Кое-как, подгребаю к нему, он влезает, заводит двигатель и мы несемся к причалу.    Переоделись в сухое, включили электрокамин, сидим – пьем водку.    - Ты мне скажи, - говорю я, снова начиная смеяться, - как ты хотел эту щучку поймать?     - А черт его знает, чего я хотел, - он тоже смеется, - инстинкт сработал. 
   Осень. Самое трудное и, одновременно, самое увлекательное время для рыбалки! Начал я осеннюю ловлю еще живя в Гробиня. Во-первых, это было довольно удобно: сразу, после работы, домой; быстро кушаешь, собираешься и обратно в город. Там, на городском канале, меня уже ждут товарищи. Мы закидываем донки с набережной между клубом Новаторов и ж.д. мостом. Объект промысла – налим. Устанавливаем колокольчики, а сами укрываемся от проливного дождя накидками. Сидим группой в кромешной темноте, хотя, буквально в двухстах метрах от нас – центр города. Там сверкают огни, громыхают трамваи и даже слышна музыка ресторана «Юра».     Заслышав звук колокольчика, мы выскакиваем из-под накидок всей компанией. Если уж налим берет, то обязательно крупный! Не каждый раз, понятно, все разъезжаются по домам с богатым уловом. Последним автобусом я – в Гробиню, а мои товарищи – в противоположный конец города.    Иногда, за налимом, мы едем на Аппендицит. Не знаю почему это место так называется, но все рыбаки называют его именно так. Немного не доезжая до Ницы.    Везет нас туда на машине жена одного из нас. Поэтому мы экипированы по полной! Палатка, теплая одежда, багажник  заполнен донками; фонарики, еда и водка. Нас привозят, выгружаемся, машина уезжает (она вернется за нами утром), а мы, первым делом, выпив водки за удачную рыбалку, устанавливаем палатку и расходимся вдоль реки забрасывать донки. Установить палатку для нас – дело пары минут: мы так часто принимаем участие в различных туристических соревнованиях, что даже в темноте делаем это очень быстро.     Донки закинуты, колокольчики навешаны – мы забираемся в палатку. Гудит ветер, льет дождь... на потолок палатки повешен фонарь, закуска приготовлена... колокольчики молчат, мы, расположившись поудобнее, наливаем водку...    
   Может сложиться впечатление, что в эту ветреную, дождливую ночь, мы, безумцы, здесь одни! Это не так. Обычный житель Лиепаи удивился бы, приехав сюда (да и не только сюда) и посмотрев на оба берега. Всюду огоньки фонариков, кое-где – костры, а пройдя по берегу обязательно через каждые несколько метров, обнаружил бы донку, той или иной конструкции. 
   Кстати, о конструкциях. В один из походов по карельской реке, проходя порог, на берегу я увидел рыбака, изо всех сил тянущего какую-то огромную рыбину. Мы зачалились и я побежал к нему. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что он вываживает большую сёмгу прямо руками за леску. На мой вопрос, где же его спиннинг, он показал мне обыкновенную банку из-под кабачковой икры. «А где мы здесь спиннинг-то купим?», так он мне ответил. Я внимательно рассмотрел его «спиннинг»: в обычной консервной банке было удалено дно и туда вставлена деревянная ручка. Леска одним концом закреплена на ручке, а дальше намотана на банку. На конце лески – блесна (самодельная). Вот и вся конструкция! Банка надета на левую руку, правой он раскручивает леску с блесной и забрасывает. Своеобразная безинерционная катушка. В момент, когда блесна падает в воду, рыбак поворачивает левую руку и блесна прекращает свой полет. Начинается наматывание лески на банку, если же берет рыба, он бросает банку на землю и вываживает рыбу руками. Для рыбалки по берегам рек, заросших густым кустарником, такой «спиннинг» просто незаменим!    А вот донка, которой в то время пользовались мы. Палка из орешника, длиной метра полтора, катушка «Невская». Пять-шесть таких донок занимали очень много места. В автобусе их везти было неудобно, контролеры ругались. Приходилось нашим женам шить мешки для их перевозок.    Мы с друзьями быстро сориентировались, переделалли наши снасти и теперь донки- банки можно было без хлопот положить в обыкновенную сумку. 
   Но это мы сделали позднее. А в ту ночь, на аппендиците, у нас были донки старой конструкции. И наши колокольчики молчали... Что делать... и так случается. Мы полулежали в палатке, трепались и пили водку. И рыбаки мы опытные и мужьями не первый год! Чтобы излишне не нервировать жен, мы перед рыбалкой предъявили им умеренное количество водки, но... как говорил юморист: у нас с собою было!    Когда в ночи зазвенел колокольчик, мы вывалились из палатки и кинулись на звук, уже не совсем твердо держась на ногах. Повезло только одному. Он принялся вываживать рыбу.    - Черт, - он с трудом крутит натушку, - тяжело идет! Зацепил! Вырвалась! – катушку вырвало из его пальцев и налим стал уходить. Вот, он снова начинает вести рыбу к берегу и снова катушка вырывается. Мы стоим рядом. Счастливчик борется с рыбой, а мы начинаем озираться. На противоположном берегу мелькают огни фонариков и происходит нечто похожее. Слышна ругань и проклятия...    - Эй, ребята, что у вас? – кричим.    - Не можем вывести налима! – отвечают с того берега. И тут, всё всем стало понятно!  Один из рыбаков начал отпускать леску, а второй подтягивать. Мы расцепили крючки и, пошутив по поводу силы и коварства налима, разошлись по своим местам. Мы – в палатку, выпили и уснули.    Утром нас привезли в город. Было воскресенье, наши жены и дети уже собрались в квартире.    - Ну, и где наши налимы? – следут полугрозно – полушутливо вопрос.    - Рыбка ползает по дну, - отвечаем, - ишь, ушлые какие. Это вам не рыбный магазин... пришел, уплатил, принес. Даже там не всегда попадается. Мы поспим немного...    - После обеда, все собираются в парк.   
   - Все будет хорошо, - обещаем мы и, выпив по бокалу пива, заваливаемся спать. Мы дружим давно, наши жены дружат и наши дети дружат. После обеда идем в парк.   Чтож, осталось вспомнить наиболее посещаемое и, пожалуй, самое добычливое место для лиепайских рыбаков – мол. Долгое время он был закрыт для рыбалки: здесь обосновались военные и доступ сюда могли получить только по великому блату или родству. Но... времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Правда, редко... и не рыбаки. Мол открыли!    Летом здесь рыбачат специалисты! Ловят вимбу, плотву и леща. Сидят на высокой стороне мола плечом к плечу – соваться к ним новичку – безнадежное дело: порвут ваши снасти через пару забросов! Плотность рыбаков требует точного, рассчитанного до сантиметра заброса! Если вы не умеете так делать, то сразу же запутаете свои снасти с их, а там... потерпят пару раз и порвут.    Я прихожу понаблюдать, поболтать. Принимаю участие только в ловле салаки. Это – замечательное занятие! Забросов не требует: рыбачат на расстоянии длины удилища и, хотя на леску нацеплено до десятка крючков и блёсенок, запутать снасти соседей трудно.    Уловы же салаки – богатые! Впрочем, как и остальной рыбы. 
   Ночью же места достаточно. Ночью рыбачат только угря. Насадка на него требуется особая! Нужен выползок. Вечерами, ближе к ночи, в парке или в сквере у касс Аэрофлота, можно увидеть мужчин с фонариками, делающих странные движения... они бродят кругами, всматриваясь в траву, замирают, внезапно резко наклоняются и хватают наполовину вылезшего из земли выползка. Дело непростое. Часто – промах, уж больно он шустрый!    Или... морской червь. Преходя через Воздушный мост, можно видеть людей, по пояс в канале, выбрасывающих на берег лопатами кучи морского песка. В этом песке червя и находят.     Как и во всякой рыбалке, случаются ночи пустые, случаются и удачные. 
   Осенью же, на молу, ночами, самые настойчивые и отчаянные, ловят камбалу и треску. В любую погоду!   
   Зимой же... на молу... Нет, зимняя рыбалка в Лиепае – отдельная тема. Возможно, в другой раз... 
   Моя Лиепая живет, разумеется, не только рыбалкой и живут в городе не только рыбаки. А это тоже... совсем другие истории. 
24 сентября 2011 г. 


Рецензии