Глава 22. Преступление без наказания

                …Полу-мудрец, полу-невежда,
                Полу-подлец, но есть надежда,
                Что будет полным наконец.
                А. С. Пушкин               

Подошла очередная весна. Друзья завершали первый курс магистратуры. Пора задумываться о дипломе. Хотелось бы выбрать выстраданную годами тему. Ан нет. Она не вписывалась в планы выпускающей кафедры. Беседа с заведующим позволила использовать какую-то часть их работы. Но на 80% дипломы должны были соответствовать утвержденным направлениям. Опять Болонская система ставила будущим магистрам подножку. Не только они, но и преподаватели знали, что выпускники никогда не будут трудиться в той области, которой посвящены дипломные проекты. Вновь потеря времени, пущенные на ветер государственные деньги.
Все это не создавало творческого настроя. А ведь так хотелось молодым порадоваться весне после долгой суровой зимы. К сожалению, их ждал не весенний радостный дождь, а буквально шквал неприятностей.

В начале научная часть сообщила, что заявка на оборудование, составленная по приказу ректора, переносится на будущий год. Положим к этому страдальцы были готовы. Зная, что в университете практически не контролируется выполнение приказов ректора, естественно под благовидным предлогом, они не ждали ее скорого выполнения. Не забывали о мстительной длани Николая Ивановича. Однако и предположить не могли, как далеко она простирается. 

Потом пришли знакомые врачи и с грустью поведали, что деньги на проведение совместной работы выделены, но… главный врач поликлиники решил пустить их на закупку другого оборудования. Мотивировалось все нуждами поликлиники. Тем не менее весь коллектив знал, что начальнику посулили очередной откат. А купленная аппаратура ляжет мертвым грузом на складе, потому что … работать на ней некому. Приборы-то приобретали, а деньги на освоение сотрудниками новой техники как-то незаметно испарялись.

Впрочем, эта «ахиллесова пята» сохранилась с советских времен. Тогда тоже огромное количество самого современного оборудования использовалась в лучшем случае процентов на 50, а то и вовсе простаивало из-за экономии на обучении кадров. Учить их надо было там, где оно закупалось, т. е. за рубежом. На это самые патриотичные чиновники шли с огромным трудом. К сожалению, родимое пятно, правда, не капитализма, а социализма оказалось таким же жизнеспособным, как раковая опухоль.

Новый удар перенести оказалось намного сложнее. Где гарантия, что на будущий год все не повториться снова. Медики предложили подумать, как стимулировать главного врача. Идея вызвала лишь печальный смех. Чем могли заинтересовать состоятельного человека нищие студенты? Будущими доходами? Но они не просматривались даже в проекте. Соавторством в публикациях? Смешно!
На патентование работы не было денег ни у них, ни в университете. Пришлось признать, что шансов на продолжение совместного сотрудничества на медицинском поприще в обозримом будущем нет.

Казалось, горькая чаша разочарований уже наполнена до конца. Но нет, судьба в добавок приготовила ехидную новость, которую в зависимости от настроения можно было рассматривать и как поощрение, и как наказание.
На республиканском конкурсе представленная ими работа заняла третье место. Это было приятно. Но денежная премия полагалась только за первое. Соискатели получили утешительный приз.
 С раздражением Клим набросился на друга:
- Лучше бы твои информаторы не обнадеживали. Было бы меньше разочарования.

Трофим насупился и вышел из комнаты. Через несколько минут ворвался, как разъяренный непрошенными гостями медведь. Клим никогда не видел, чтобы спокойный, уравновешенный парень ругался, как базарная торговка:
- Все этот сука, Николай Иванович. Его заявление, что он не понимает научной значимости работы было воспринято, как отрицательный отзыв.
Действительно, если проректор по науке того вуза, откуда представлены документы, не может дать им оценку, то что оставалось делать другим членам комиссии, которые только читали их. Да, по описанию исследование очень интересное. Потому и котировалось так высоко, претендуя на первое место. Но как же можно не поверить члену комиссии, да еще представителю учебного заведения, где трудились претенденты.

…Шумным был очередной разнос ректора на планерке, когда он узнал о деталях заседания конкурсной комиссии. Любой приличный человек после подобной публичной выволочки подал бы заявление об отставке. Но не таков Николай Иванович, который прекрасно знал, что ректору заменить его некем. Ну а к сотрясению воздуха привык, как осел к понуканию. И только сам осел решает, когда ему реагировать на понукания.

А то, что он отомстил обидчикам по полной, согревало душу и помогало не принимать нагоняй близко к сердцу. Был уверен, что те никогда не осмелятся заявить о предложении стать их научным руководителем. Да и кто поверит словам студентов, обвиняющих проректора по науке. Был спокоен и полон удовлетворения.
Нашим героям был преподнесен урок человеческой подлости, причем исполненный так тонко, что ни к чему ни придерешься. В соответствии с «высокой научной квалификацией» очередного ничтожества.

Попробуем отбросить политес и назвать вещи своими именами. По сути совершено преступление. В иные времена его бы с полным основанием назвали саботажем, а инициатор получил бы серьезное наказание. 
Еще древние понимали, что «безнаказанность поощряет преступления». И в следующий раз придумавший себе очередную вымышленную обиду Николай Иванович и похожие на него без тени сомнения, хотел сказать без зазрения совести (но какая совесть у таких людей?), растопчут нежный росток научного творчества.

Можно ли остановить распоясавшееся ничтожество? Элементарно. Если бы вместо шумного, но бесполезного разноса, ректор назначил комиссию для расследования, то факты задержек при выделении помещения, при выполнении заявки на оборудование были бы легко выявлены. А чего стоит заявление проректора по науке о том, что он не понимает сути работы, прошедшей обсуждение на ученом совете университета. Всего этого было бы достаточно для отстранения недобросовестного сотрудника от должности.
Но здесь суд вершило только первое лицо. И поскольку замены Николаю Ивановичу не было из-за отказа порядочных людей работать под авторитарном руководством (такие в отличие от верхних этажей власти еще встречались), весь разбор ограничился базарной пиар-акцией. Станет ли она тормозом будущих правонарушений? Да никогда в жизни!

В нынешнее время, как никогда, плодятся Николаи Ивановичи на уровне министров, депутатов, губернаторов и далее по списку. Многие деяния, которые только «самый справедливый» российский суд может назвать преступлениями, но почему-то не называет, сходят им с рук. Максимальное наказание перевод с одной «хлебной» должности на другую. Ритуальные жертвы назначаются только в тех случаях, когда те «насолили» лично руководителям государства. Например, В. Геращенко утверждает: «Я уверен, что в основе дела ЮКОСа лежит личная обида Владимира Владимировича на Михаила Ходорковского. За то, что тот посмел ему перечить» ("Московский комсомолец" 7 апреля 2016).

В нашем случае пострадавшим оставалось либо сдаться на милость победителю, либо…продолжать беспросветную жизнь. К их чести они выбрали последнее. Хотя советчики убеждали ребят пойти на поклон к проректору. Когда ты сам изгадился с головы до ног в подобострастии, лести и других столь же некрасивых проявлениях человеческой сущности, так хочется, чтобы и другие последовали по твоему пути, чтобы не были живым укором замаранной совести.

Однако гордость гордостью, а нужно продолжать выживать. Следующий удар мог обрушиться на защите дипломов. Хотя она проходит публично, проректор по науке способен сильно насолить. Требовалось грамотно выстроить линию обороны. Исследования пришлось на время прекратить.

Когда казалось, что ни одного шанса на успех не осталось, на горизонте блеснул лучик удачи. Как-то вечером на телефон Клима пришло сообщение с просьбой позвонить в Москву по указанному номеру, но обязательно с таксофона. Заинтригованные парни метнулись на ближайший переговорный пункт.
               
Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (485 руб.) -  в интернет-магазине Ozon.ru (в поисковой строке «все разделы» набираете фамилию автора и название и переходите к электронному или печатному варианту или на сайте https://ridero.ru/books/kult_nichtozhestv/
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические.
С уважением И. А.
               
 

               


Рецензии