Назад в будущее

Нынешний 2014 год оказал на историю России воздействие, сопоставимое с большевистским 70-летним кошмаром. 70 лет и каких-то полгода…а результат по своему «тротиловому эквиваленту» аналогичнее не бывает. Как ускоряется бег времени! Чем ближе к центру воронки, тем страшнее скорость, с которой сужаются круги, и мы всё ближе к преисподней, готовой засосать в себя всё человечество.

Россия в очередной раз не смогла порвать с феодальной дикостью, и ухнула в свой любимый 17-й век. Закончился еще один круг, из которого нет и нет выхода. Лучшие умы России так и не смогли ничего сделать, мы снова там, откуда начали в не столь и далекие 1990-е, как будто не было Солженицына, Лихачёва, Галича и Окуджавы, - так, как до них канули в Лету Бунин, Аверченко, Куприн, - а до них Чернышевский и Добролюбов, а еще историческим витком раньше - Пушкин и Толстой.

Россия нарезает круги, теряя в этом дьявольском торнадо не только куски собственного мяса-территории, но и лучших своих людей. Каждый новый виток от феодального болота к европейскому «чересчур зеленому винограду» и обратно, мордой в вонючую, но такую родную грязь, - и размер территории всё меньше и меньше, ресурсы тоже тают на глазах. А европейский идеал всё так же недостижим, как и во времена Екатерины Великой.

http://www.svoboda.org/content/article/26541088.html
Публикация в немецком еженедельнике «Шпигель»  эссе Людмилы Улицкой «Европа, прощай!». В написанном для «Шпигеля» тексте Улицкая сожалеет о том, что Россия «находится в состоянии войны с культурой, ценностями гуманизма, свободой личности», о том, что страна «больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия».

Нынешние власти, наверное, и не думали, что именно им выпадет сомнительная честь вернуть одичавшую Родину в привычное антиевропейское состояние, в точку исторической спирали, расположенную как раз над Ленин-Сталиным, а еще ниже этажом Николаем I и Аракчеевым.

«Мне стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры».

Полноте, уважаемая, никаких «нравственных ориентиров» у него и отродясь не было! В том-то и весь фокус, что русская образованщина путает народ с собой, а народ – он отдельно. У него один ориентир – телевизор. Это у вас, господа, «в книгах гений Соловьевых, Гёте, Гейне и Золя», а у народа, о коем вы так любите сокрушаться, как писал Саша Чёрный, «вокруг от Ивановых содрогается земля»! И игрушечные супермены много лучше понимают народ, чем вы, ибо они плоть от плоти этого народа. Такие же злобные, завистливые и лживые.

И народ охотно идет за ними, как когда-то маршировал за симбирским сумасшедшим и тифлисским карманником, а за вами никогда не пойдет, потому что вы для него чужие, как тот несчастный бобслеист, который получил в подарок авто за две золотые медали. Народ-богоносец разобьет вдребезги любые ваши рассуждения о «европейском будущем России», как он разбил то авто. Два года условно? Это его не страшит. Главное – чтобы каждый сверчок знал свой шесток!

«Во мне нет никакой ненависти – есть стыд и бессилие. Политика России сегодня – самоубийственная и опасная – представляет собой угрозу в первую очередь для России, но может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны. В сущности, она уже идет. Локальные войны в Чечне, в Грузии и теперь на Украине – ее пролог. А эпилог скорее всего писать будет некому».

Россия вернулась, выражаясь образными словами Путина, «в свой порт», в своё привычное средневековье. Политика – только отражение экономики.

«Я вернулась к моим давним размышлениям о природе государства, сходной с природой раковой опухоли.  Цивилизация зашла в тупик: агрессия, заложенная в природу человека, не укротилась достижениями науки, просвещения, познания, искусства. Нам уже не свалить вины на мистические силы зла, Дьявола с его прислужниками – в недавнем фильме «Фауст» великого режиссера Сокурова человеку поставлен новый диагноз, которого Гете не знал: зло, живущее в глубинах человеческой души, превосходит все, что христианское богословие приписывало Дьяволу. Человек победил Дьявола по концентрации зла и более не нуждается в устаревшей концепции инфернальной природы зла, справляясь собственными силами.

Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией. Прощай, Европа, боюсь, что нам никогда не удастся войти в европейскую семью народов. Наша великая культура – наш Толстой и Чехов, наш Чайковский и Шостакович, наши художники, артисты, философы, ученые – не смогли развернуть политики религиозных фанатиков коммунистической идеи в прошлом и алчных безумцев сегодня».

Но политика политикой, а базис, всё же, экономика. И тут полный откат. Мы так и не удержались в глобальной рыночной экономике, не смогли стать ее частью. Да что там глобальный рынок, у нас даже капитализма не получилось! Нынешний откат в изоляцию, за Железный занавес, - мера вынужденная.

Бездарная экономическая стратегия, вернее, полное отсутствие таковой, после серии безнадежных попыток скопировать Европу в нашей тухлой приполярной юдоли, попыток посрамить не столько «теорему Паршева», сколько законы природы, привели к воровской «трубономике», а после краха ее – к «гениальной» мысли о том, что можно отгородиться от конкурентов забором, и построить нечто вроде «суверенно-управляемого» капитализма в одном, отдельно взятом, дачном туалете.

Да, за колючей проволокой нам не нужно будет искать свое место в мире, мы можем как в покойном совке делать всё сами, как это и до сих пор делают в Северной Корее. Только наверняка и результат будет аналогичный.

У изоляционизма есть два сценария. Или мы вечно будем в состоянии чучхэ, или лет сто погодя все же будем вынуждены вернуться из сумасшедшего дома в мир людей.

В первом случае дело кончится нищетой, голодом и бунтом. Боюсь, что до мавзолея нынешние обладатели 150-процентного рейтинга не доживут. Попытки возродить оазис «экономики осажденной крепости» в XXI веке ничем хорошим кончиться не могут, - альтернативы глобализму нет и быть не может, сейчас ни одна страна, даже самый дикий бантустан в джунглях Африки, изолироваться от мирового рынка не может без риска сгинуть навеки без следа.

А во втором случае, ворвавшийся вновь, сметая на своем пути и колючую проволоку, и вышки с вертухаями, мировой рынок сразу же раздавит всю прелесть до того изолированного от конкуренции внутреннего рынка. Потому что то, что было неконкурентоспособно, то враз снова станет таковым. Можно было сколько угодно собирать «жопорожцы» и «москвичи» с автоотваливающимися дверцами в совке, но хлынувшие в страну «мерседесы» вмиг похоронили всё отечественное «мышиное строение». И в нашей реинкарнации экономического изоляционизма дело кончится тем же самым.

А ведь выход из непрерывного порочного феодального круга был, и был он в создании новой модели экономики, в которой не нужно было бы соревноваться в промышленных изысках и выращивании томатов в Сыктывкаре с США, в чем мы не сильны, и сильны никогда не будем, а нужно было бы пользоваться своими природными преимуществами, которые имеются у любой страны, в том числе и у России. Но, похоже, мы и этот шанс профукали.

Страна больна агрессивным невежеством не только в политике, но и, что много страшнее, в экономике. А вторых «лихих 90-х» она, страна наша, не выдержит. «Существуют противоречивые геополитические и этнографические реалии. Россия – самая большая по площади страна на планете, имеющая протяженную границу с самой большой страной по численности населения, Китаем. У России есть многое из того, что нужно Китаю – сырье. Это слагаемые предстоящей серьезной конкуренции, а может быть даже и конфликта», - Строуб Тэлботт, бывший заместитель госсекретаря США и один из ведущих американских экспертов по отношениям с Россией, в интервью Huffington Post.

«Если задумываться о долгосрочной перспективе, чего Путин не делает, ему следовало бы больше беспокоиться об устойчивости российского контроля над обширными территориями востока страны, где имеется много ресурсов, которые нужны Китаю, но мало людей, чтобы их защищать».

Нет, не случайно один полковник КГБ предлагал другому чин императора: - сущность ситуации именно такова. Однако, как известно, история хотя и имеет обыкновение повторяться, только второй раз она повторяется исключительно в виде фарса.

Валентин Спицин.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.