Мысли вслух

Люди чувствительные любят цитировать Достоевского, по поводу пролитой слезинки ребенка. Но тут необходимо уточнение: слезинки какого ребенка: любого, или только из благополучной, респектабельной семьи? И сколько нужно слез детей родившихся в не настолько благополучных и респектабельных семьях и странах и крови их родителей, чтобы не пролить и слезинки ребенка золотого миллиарда?

Для того, чтобы совершить военные преступления, не обязательно быть убийцами от рождения или садистами. Достаточно быть просто чиновниками, бюрократами от армии, для которых есть только приказ, который превыше всего: обеспечить контроль над территорией, обеспечить подразделение продовольствием, вернуть своих солдат живыми и невредимыми домой. Благородно? Вопрос только в том, кто за все заплатит.

Как-то в школе, не помню, был то урок истории, русской литературы или патриотического воспитания, наша учительница вдохновенно зачитывала нам знаменитые строки Ильи Эренбурга: "Убей немца".
Я с детства воспитывался на на интернационализме, причем не на пустых словах, а на конкретных примерах, о том , как спасали нашу и другие еврейские семьи простые русские и украинские рабочие, о том, что и живы то мы благодаря советской армии, спасшей мир от нацизма. Ну и Германия с детства была для меня не только и не столько Гитлер, сколько страна лучших в мире детских игрушек, техники, а позже- науки, искусства, поэзии, революционных традиций. Правда между Германией и Израилем я выбрал последний именно из-за Холокоста. Но это уже совсем другая история.
Во всяком случае, конкретные примеры из уже моего личного опыта, где проявлений ксенофобии хватало, уже не могли в то время поколебать моих убеждений.
И вот, когда наша учительница, еврейка по национальности, сама пережившая Холокост, вдохновенно цитировала нам строки Эренбурга, я не выдержал и спросил: а почему немца, а не фашиста? Разве немец и фашист-это одно и то же?
На мой вопрос эта уже немолодая тогда женщина уверенно ответила: Да. И рассказала историю о том, как у нее на глазах обычные немецкие солдаты безжалостно расстреливали женщин, стариков, раненных красноармейцев. Брали за ноги грудных детей и разбивали их о дерево.
Ну, и что можно было возразить этой женщине, своими глазами все это видевшей и чудом уцелевшей? Что можно возразить чудом выжившим в Панеряй или свидетелей Бабьего Яра?
Да ничего им не возразить.
Вопрос в другом. Я далек от того, чтобы проводить какие-либо параллели.
Но, чего нам всем ждать от палестинской девочки, на глазах которой погиб ее маленький брат?
Чего ждать нам от всех этих детей в Газе, в Ираке, в Донецке, видевших смерть своих близких, руины своих домов, знающих что такое страх вовсе не понаслышке?
Чем будете аргументировать? Тем, что боролись с террористами, тем, что метили вовсе не в них, в их дома и в их близких? Тем, что они сами виноваты в том, что их родственники террористы, тем, что террористы жили в их домах или где-то поблизости?
А они вам поверят? Или вам все равно?
Может именно по этой причине террор непобедим?

Чтобы обеспечить безопасность и благополучие одних, других постоянно и нещадно истязают бомбежками, голодом, непосильным трудом...
Для истязателей Апокалипсис, конец истории, это конец их собственного благополучия.
Для истязуемых- Апокалипсис- освобождение .
Можно ли требовать морали от истязуемых и следуют ли ей сами истязатели?


Рецензии
Очень тяжелый вопрос. Вы правы, Влад: можно тысячу раз говорить о том, что немец и фашист - это две большие разницы, что мусульманин и террорист - это не одно и то же, что еврей это не обязательно ростовщик, что русский - это не синоним алкаша и бездельника, что армянин - это не только торговец зеленью на рынке где-нибудь в Твери или Самаре и т.д., и т.п., но каждый конкретно взятый человек делает выводы по конкретной ситуации, по тому, что лично сам он видит, чувствует, понимает.
Мы часто говорим слово "цивилизованность". Но не все понимают, что цивилизованная нация - эта та нация, которая не фильтрует свой народ на "настоящих" граждан и "не настоящих" (арийцев и не арийцев, этнически "чистых" и этнически не чистых). Что по-настоящему цивилизованная нация никогда не будет доставать из закромов Истории давние обиды и счеты и требовать расплаты от тех, кто никакого отношения к тем давним обидам не имеет.
Точно так же по-настоящему цивилизованный человек не будет делать вывод по отдельно взятым представителям другой национальности о всей нации в целом. У по-настоящему цивилизованного человека хватит мудрости, как у Вас, не смешивать "немцев и фашистов".
Именно поэтому мне так импонирует жизненная позиция известной Вам Ольги Анцуповой и еще десятков здешних авторов, переживших трагические события в бывших национальных республиках СССР, которые смогли не ожесточиться. Не превратиться в нацистов, ненавидящих целые народы.
Однако таких людей мало - гораздо больше тех, кто пережив подобные события, гребет в одну кучу "немцев и фашистов". А таких, как Анцупова и иже с ней объявляют или предателями, или ставят, вообще, под сомнение то, что они тоже были там, пострадали в погромах, потеряли близких. Ведь если ты пострадал, то ты не можешь говорить, что народ не виноват, а виноваты конкретные бандиты.
Хотя скажу за себя честно: я не знаю, как бы сам вел себя, если бы прошел через погромы или бы видел своими глазами то, что видела Ваша учительница. Может, тоже жил бы потом, сжираемый ненавистью.
Понравилась статья, спасибо.
Роман

Писатели Прозы   04.01.2015 14:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.