О бессмертии

     Эту статью я нашла в Православной газете Екатеринбургской Епархии... за 1999 год... Публикую ее на своей странице,потому что автор статьи- мой прадед... Бенедиктов Иван Иванович... Человек, с которым мы чувствуем этот мир очень близко...

Профессор И.И. Бенедиктов:
 «О бессмертии»

О БЕССМЕРТИИ
Зачем говорить современному человеку о бессмертии? Он в ряде случаев отрицает Бога, не знает ничего о душе и, тем более, о ее бессмертии. Это атеисты. Но немало людей, которые считают себя верующими в Бога, но слабо представляют себе бессмертные души. И очень много таких, кто сомневается в христианских догмах о Боге, душе и бессмертии. Нам думается, что данную статью могут прочесть все именуемые выше. Для них она будет малым откровением и, возможно, принесет пользу в понимании Духовного мира В ней мы коснемся доказательств о бессмертии, обратившись к логике, к духовной литературе и к современным научным исследованиям. Знакомясь с наличием бессмертия в природе человека, мы вторгаемся в существующий Духовный мир. Ведь вся христианская религия, в основе своей идеологии, признает два мира: материальный и духовный. Единством их является БОГ. В первом мы, люди, рождаемся, растем, познаем, трудимся и существуем в многообразии житейском на протяжении определенного отрезка времени, в период которого человек должен духовно совершенствоваться. Это основная задача его жизни как разумного существа, в отличие от животных. Завершается земная жизнь смертью физической. Но человек, умирая, не уходит в пустоту, он остается существовать, только в духовном теле. Это говорит о его бессмертии. Хотелось бы нам уйти в пустоту или продолжить жить в духовном теле, это не зависит от нашего желания, такова природа человека. Всем нам, людям, землянам, придется жить после физической смерти в духовном мире, о котором мы знаем очень мало. Но и этого достаточно, чтобы быть убежденным в нашем бессмертии. Какие знания или доказательства мы можем иметь, чтобы быть убежденным в реальности этого, а не просто верить.
Первое — логические рассуждения убедят нас в этом. Мы хорошо знаем, что материальный мир причинно обусловлен. Иначе, в материальном мире все происходит по принципу причинно-следственных связей, т.е., причина вызывает следствие, последнее может быть причиной другого следствия и так далее. Иначе говоря, при любом явлении, событии должна быть причина его. Кстати, в мире нет случайностей. Ничего не возникает случайно, всегда должна быть причина. Это вселенский закон. Он признан всеми, в том числе и атеистами. Дарвинская теория эволюции противоречит этому вселенскому закону. По мнению Дарвина, живая материя возникла из случайного соединения определенных биомолекул. Однако атеист В.И. Ленин категорически высказывался о том, что случайность есть непознанная необходимость. Значит, всегда и всему должна быть причина. Итак, материальный мир причинно-обусловлен. Исходя из этого положения, неверующий или атеист будет опровергать наличие души в человеке, а, значит, и бессмертия. Какая же аргументация у верующего человека. Что есть в человеке разумное, отличающее его от механического, материального робота или от животного. Свобода воли. Она — есть первопричина причинно-обусловленных явлений. Именно человек, благодаря присущей ему свободе воли, может изменить течение тех или иных природных, материальных явлений. Неслучайно только человеку возможно изменить ход тех или иных событий в зависимости от его отношения к ним. А это говорит о наличии у человека особой свободы его внутренней сущности, что можно назвать душой. Итак, признавая в человеке наличие свободы воли, а этот факт не опровергается и атеистами, следует согласиться и с тем, что это нечто может быть названо душой. Если признаем душу у человека, можно думать и о ее бессмертии. Но и этому надо привести доказательства, а не просто верить.
Еще одна способность присуща человеку — различать добро и зло как нравственные или духовные понятия. Наклонность совершать добрые или злые действия находится в зависимости от свободного волеизлияния человека. В материальном причинно-обусловленном мире понятия добра и зла не имеют никакого значения, а, следовательно, совершать добрые и злые поступки возможно только человеку. Последний, благодаря воле, способен совершать поступок вопреки интересам своего тела, в ущерб собственной материальной выгоде, а иногда здоровью и даже жизни. Таких фактов много наблюдается в человеческих взаимоотношениях. Кто же может обладать такой жертвенностью? Кому присуще зло творить? Человеку. Это говорит о наличии у него души, поскольку понятие добра и зла присуще только духовному существу, обладающему свободной волей. Свойственно только человеку понятие смысла жизни, но не как причинно-обусловленной материальной субстанции, а как духовной «Смысл жизни» диктует человеку его поведение с участием свободной воли. И здесь воля человека участвует в выборе цели жизни, понимания ее смысла. В причинно-обусловленном материальном мире не имеется целенаправленной деятельности и не найдете ее смысла, потому что все имеет закономерно свою причину, тогда как человек, благодаря пониманию смысла жизни, зачастую изменяет течение событий, обусловленных причинно-следственными связями в материальном мире. Человеку присуще понятие смысла жизни, ибо он является ее творцом, значит это говорит о наличии у него души. В материальном причинно-обусловленном мире значение смысла жизни не имеет, тогда как в духовном мире весьма существенно. Ведь бессмертием оправдывается необходимость иметь смысл жизни. Бесцельность жизни фактически ведет к потере интереса к жизни, к самоубийству.
Таким образом, свобода воли, способность различать добро и зло и видеть смысл жизни, присущие только человеку, не могут быть обусловлены его материальной причинно-обусловленной субстанцией, иначе можно сказать — физической, а только его духовной субстанцией, те наличием у него души. Если же мы допускаем это путем логического обоснования, то тогда надо признать и бессмерти души. Человек, наделенный душой, как естественной частью своего существа, осуществляя материальную и духовную жизнь на земном поприще, продолжает жить духовно и после физической смерти. Значит, он бессмертен.
Второе — доказательства о бессмертии, взятые из духовной литературы (Иеромонах Серафим (Роуз) «Душа после смерти» M. Macav Co, 1991) Из жизни св. Сальвия Альбинского, Иерарха 6 века. Он был мертв в течение дня, после чего он жил и рассказал следующее: «Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня лежащим мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на высочайшую вершину неба, пока под моими стопами, казалось, были не только жалкая земля, но также Солнце и Луна, облака и звезды. Меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца. Свет тот описать невозможно. Ангелы расчистили передо мной путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были далеко. Над этим местом висело облако, ярче всякого света. Из облака изшел голос, подобный голосу вод многих. Меня, грешного, с большим почтением приветствовали некие существа. Когда я стоял здесь, надо мною повеяло такое сладкое благоухание, что, напитанный им, я не ощущал потребности в еде и питье. Затем услышал голос, сказавший: «Пусть этот человек идет обратно на землю, ибо он нужен нашим церквам»… я заплакал. «Увы, увы. Господи», сказал я. «Зачем ты показал мне все это, только для того, чтобы снова отнять у меня»… Голос, говоривший мне, сказал: «Иди с миром. Я буду презирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место». Тогда мои сопровождающие оставили меня, и я, плача, пошел обратно через ворота, в которые вошел («История франков», кн. 7, 13).
Удивительный опыт неба принадлежит Св. Андрею, Христа ради юродивому Константинопольскому (9 век). Однажды, во время суровой зимы, когда Св. Андрей лежал на улице замерзший и близкий к смерти, он внезапно ощутил в себе внутреннюю теплоту и увидел прекрасного юношу с лицом, светящимся, как солнце, который отвел его в рай на третье небо. «По Божественному изволению я пребывал в течение двух недель в сладостном видении… я видел себя в прекрасном и дивном рае… умом и сердцем удивлялся я несказанной прелести рая Божия и услаждался, ходя по нему. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мои очи, и от ветвей их исходило великое благоухание… сих деревьев нельзя уподобить по красоте ни единому земному дереву. В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от сладкозвучного их пения, я не помнил себя. После сего на меня напал какой-то ужас, и мне казалось, что я стою на верху небесной тверди, передо мною же ходит какой-то юноша, с светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу. Когда я ходил по его стопам, то увидел Крест большой и прекрасный, по виду подобный радуге, а кругом его стояли огневидные, как пламень, певцы и воспевали сладостное пение, славословя Господа, некогда распятого на Кресте. Шедший передо мною юноша, подойдя к Кресту, облобызал его и дал знак и мне, чтобы я облобызал Крест. Лобызая его, я исполнился несказанной духовной сладости и обонял благоухание сильнее райского. Пройдя мимо Креста, я посмотрел вниз и увидел под собою как бы морскую бездну… (Мой путеводитель), обратившись ко мне, сказал: «Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше». И он подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидал дивных мужей, их упокоение и непередаваемую на языке человеческом радость их праздника. И вот мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и благословящих Бога. Мы подошли к какой-то, блистающей, как молния, завесе, пред которой стояли великие и страшные юноши, видом подобные как бы огненному пламени. И сказал мне водивший меня юноша: «Когда отверзнеца завеса, ты увидишь Владыку Христа. Поклонись же престолу Его». Услыхав сие, я радовался и трепетал, ибо меня объял ужас и неизреченная радость. И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Господа моего, «седяща на престоле высоце и превознесенне и серафими стояху окрест Его» (Исб 1). Он был облачен в багряную одежду, лицо Его было пресветло, а очи Его с любовью взирали на меня. Увидев это, я пал пред ним ниц, поклонясь светлому и страшному престолу Его. Какая радость обьяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами выразить. Даже теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченной радостью. В трепете я лежал пред моим Владыкою. После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем — не понимаю и сам как — снова очутился ходящим по раю» (Жития святых. 2 окт.).
Когда cв. Андрей подумал, что на Небе он видел Божию Матерь, ангел сказал ему: «Пресветлейшую небесных сил Царицу хотел ты увидеть здесь. Но Ее здесь нет. Она удалилась в многобедственный мир — помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надлежит опять возвратиться». Этим еще раз подтверждается то, что ангелы и святые в любой момент времени могут находиться только в одном месте.
Схимонах Федор Свирский (19 век) (ученик старца Паисия Величковского) на закате своих дней испытал очень сильное волнение Божией благодати. Вскоре после одного такого случая он заболел и три дня был в бессознательном состоянии. «Когда с ним началось состояние исступления, и он выступил из самого себя, то ему явился некий безвидный юноша, ощущаемый и зримый одним сердечным чувством, и юноша этот повел его узкою стезею в левую сторону. Сам о. Федор, как потом рассказывал, испытал чувство, что уже умер, и говорил: «Я скончался. Неизвестно, спасусь ли или погибну». «Ты спасен!» — сказал ему на эти помыслы незримый голос. И вдруг какая-то сила, подобная стремительному вихрю, восхитила его и перенесла на правую сторону.

 «Вкуси радость райских обручений, которые даю любящим Меня» — провещал невидимый голос. С этими словами о. Федору показалось, что Сам Спаситель положил десницу Свою на его сердце, и он был восхищен в неизреченно-приятную как бы обитель, совершенно безвидную, необъяснимую словами земного языка. От этого чувства он перешел к другому, еще превосходнейшему, затем к третьему, но все эти чувства, по собственным его словам, он мог помнить только сердцем, но не мог понимать разумом.
Потом он увидел как бы храм и в нем близ алтаря, как бы шалаш, в котором было пять или шесть человек.
«Вот для этих людей — сказал мысленный голос, — отменяется смерть твоя. Для них ты будешь жить».
Тогда ему был открыт духовный возраст некоторых его учеников. Затем Господь возвестил ему те искушения, которые должны были обуревать вечер дней его… Но Божественный голос уверял его, что корабль его души не может пострадать от этих свирепых волн, ибо невидимый правитель его — Христос. (Из рукописного жития старца Феодора в книге «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида», М., 1876, переиздание 1925 г).
В качестве еще одного примера приведем случай К. Икскуля. Это сообщение было впервые опубликовано архиепископом Никоном в «Троицких листках» в 1916 году, а позднее перепечатано в журнале «Православная жизнь» (№7, 1976) и в третьем выпуске сборника «Надежда» под заглавием «Невероятное для многих, но истинное происшествие».
К. Икскуль, рассказавший о своем переживании, вскоре после случившегося ушел в монастырь.
Сообщение архиепископа Никона приводится в сокращенном виде.
Он пишет, что раньше К. Икскуль не задумывался, читал священные книги, признавал, что все в них написанное — правда, но чувства веры у него не было, и смерть оставалась для него финалом человеческого бытия. Он много лет был формальным христианином. Ходил в церковь, крестился, но по сути не верил, всерьез всего не принимал.
После многих лет спокойной жизни он заболел воспалением легких. Болел долго и серьезно, но как-то утром вдруг почувствовал себя совсем хорошо. Кашель исчез, температура упала до нормы. К его удивлению врачи забеспокоились… принесли кислород. А потом — озноб и полная безучастность к окружающему. Он рассказывает:
«Все мое внимание сосредоточилось на самом себе… и как бы раздвоение… появился внутренний человек — главный, у которого полное безразличие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит».
Он продолжает: «Удивительно было жить, видеть и не понимать ничего, такую чувствовать ко всему отчужденность. Вот доктор задает вопрос, а я слышу, понимаю, но не отвечаю — мне незачем говорить с ним… И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, в землю… я заметался. «Агония», — сказал доктор. Я все понимал. Не испугался. Вспомнил, что читал, что смерть болезненна, но болей не было. Но мне было тяжко, томно, меня тянуло вниз… я чувствовал, что что-то должно отделиться… я сделал усилие освободиться, и вдруг мне стало легко, я почувствовал покой.
Дальнейшее я помню ясно. Я стою в комнате, посредине ее. Справа от меня полукругом стоят врачи и сестры, вокруг кровати. Я удивился — что они там делают, ведь я не там, я здесь. Я подошел ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев моего двойника, я не испугался, а был только удивлен — как это возможно? Я хотел потрогать самого себя — моя рука прошла насквозь, как через пустоту.
Себя, стоящего я тоже видел, но ощущать не мог — рука проходила через туловище насквозь. И пола я не чувствовал… Дотянуться до других тоже не мог.
Я позвал доктора, но тот не реагировал. Я понял, что я совершенно одинок, и меня охватила паника».
Посмотрев на свое мертвое тело, он подумал, а не умер ли он. «Но это было трудно себе представить — я был живее, чем прежде, я все чувствовал и сознавал. Кроме того, в жизнь души я не верил, и эта мысль не проходила».
Позже, вспоминая пережитое, Икскуль говорит:
«Предположение, что сбросив тело, душа сразу все знает и понимает, неверно. Я явился в этот мир таким, каким ушел из старого. Тело — не тюрьма души, а ее законное жилище, и поэтому душа является в новый мир в той степени своего развития и зрелости, каких достигала в совместной жизни с телом».
Он видел, как старушка няня перекрестилась: «Ну, Царство ему небесное», и вдруг увидел двух ангелов. В одном он почему-то узнал ангела-хранителя, а другого он не знал. Ангелы взяли его за руки и пронесли через стены палаты на улицу.
Затем он описывает подъем, видение «безобразных существ» («Я сразу понял, что этот вид принимают на себя бесы») и появление света… ярче солнечного. «Всюду свет и нет теней». Свет был так ярок, что он не мог ничего видеть. «Как во тьме. И вдруг сверху, властно, но без гнева, раздались слова: «Не готов», и началось стремительное движение вниз». Он вернулся к телу. Ангел-хранитель сказал: «Ты слышал Божие определение. Войди и готовься».
Оба ангела стали невидимы. Появилось чувство стеснения и холода и глубокая грусть об утраченном. «Она всегда со мной». Он потерял сознание и очнулся в палате на койке.
Врачи, наблюдавшие за Икскулем, сообщили, что все клинические признаки смерти («он отсутствовал») были налицо и состояние смерти продолжалось 36 часов.
Архимандрит Киприан, игумен монастыря св. Киприана и Устиньи (Фили, Греция).
Возвращение из мертвых в современной Греции.
При сем посылаю Вам рассказ известного мне человека, который умер и ожил. Полагаю, что он окажется интересен Вам как пример для Вашей серии статей. (Письмо послано Серафиму Роузу).
Около четырех лет тому назад нам позвонили с просьбой приобщить Св. Таин одну пожилую женщину, вдову, живущую в пригороде Афин. Она была старостильница, и, будучи почти совсем прикована к постели, не могла бывать в церкви. Хотя обычно мы не совершаем таких треб вне монастыря и направляем людей к приходскому священнику, тем не менее в этом случае у меня было какое-то чувство, что я должен идти, и приготовив Св. Дары, я отправился из монастыря. Я обнаружил больную лежащей в бедной комнатке: не имея своих средств, она зависела от соседей, которые приносили ей еду и другие необходимые вещи. Я поставил Св. Дары и спросил ее, хочет ли она в чем-нибудь исповедаться. Она ответила:
«Нет, за последние три года на моей совести ничего нет, что уже не было бы исповедано, но есть один старый грех, о котором я хотела бы рассказать Вам, хотя и исповедовала его многим священникам.» Я ответил, что если она уже исповедовала его, ей не следует делать этого снова. Но она настаивала, и вот что она мне рассказала.
Когда она была молода и только что вышла замуж, лет 35 тому назад, она забеременела в тот момент, когда ее семья была в очень тяжелом денежном положении. Остальные члены семьи настаивали на аборте, но она отказалась наотрез. Все же, в конце концов, она против своей воли поддалась на угрозы свекрови, и операция была сделана. Медицинский контроль подпольных операций был очень примитивным, в результате чего она получила серьезную инфекцию и через несколько дней умерла, не имея возможности исповедать свой грех.
В момент смерти, а это было вечером, она почувствовала, что душа ее отделяется от тела так, как обычно это описывают: душа ее оставалась поблизости и смотрела, как тело обмывают, одевают и укладывают в гроб. Утром она последовала за процессией в церковь, наблюдала за отпеванием и видела, как гроб поставили на катафалк, чтобы отвезти его на кладбище. Душа как бы летала над телом на небольшой высоте.
Вдруг на дороге появились два, как она описывала, «дьякона» в блистающих стихарях и орарях. Один из них читал свиток. Когда автомобиль приблизился, один из них поднял руку, и автомобиль замер. Шофер выбрался, чтобы посмотреть, что случилось с мотором, а тем временем ангелы начали беседовать между собой. Тот, который держал свиток, содержавший, несомненно, список ее грехов, оторвался от чтения и сказал: «Жаль, в ее списке есть очень тяжелый грех, и она предназначается аду, потому что не исповедовала его». «Да, — сказал второй. — но жаль, что она должна быть наказана, потому что она не хотела этого делать, а ее заставила семья». «Очень хорошо, — ответил первый, — единственное, что можно сделать — это отослать ее обратно, чтобы она могла исповедовать свой грех и покаяться в нем».
При этих словах она почувствовала, что ее тащат обратно в тело, к которому она в этот момент чувствовала неописуемое отвращение и омерзение. Спустя мгновение, она очнулась и начала стучать изнутри гроба, который был уже закрыт. Можно вообразить последовавшую за этим сцену.
Выслушав ее историю, которую я изложил здесь вкратце, я преподал ей Св. Причастие, и ушел, славя Бога, даровавшего мне услышать это. Поскольку это касается исповеди, я не могу разгласить ее имени, но могу сообщить, что она все еще жива. Если Вы считаете, что эта история может быть полезна другим, то Вы имеете мое безоговорочное разрешение на ее опубликование.
Таким образом, взятый нами пример из книги Иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти» служит убедительным доказательством того, что человек имеет душу, после его физической смерти она продолжает существовать являясь бессмертной. Думаю не стоит давать комментарии к другим приведенным примерам. Но если у читателя возникает желание ознакомиться с проблемой бессмертия можно рекомендовать книгу, том З сочинения Святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти» (Православное издательство, Москва, 1993).
Третье доказательство о бессмертии мы построим на основании современных, научных исследований, проведенных американскими врачами-реаниматологами, кардиологами и психиатрами. Выдержки мы приведем из книги доктора Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» с подзаголовком «Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела» 1975 г и из книги П. Калиновского «Переход — последняя болезнь. Смерть и после» Изд. Новости, Москва, 1991 г. В этой книге приведены литературные источники на русском и английском языках. Так, что читатель может расширить свои знания по изложенной проблеме. Считаем необходимым назвать имена и других американских врачей проводивших подобные научные исследования — это психиатр Кюблер-Росс (1975), кардиолог Михаил Сабом (1982), врач Георг Ритчи (1978). Все они после проведенных научных исследований стали верующими. А суть такова. Недавно умершего человека иногда удается оживить. Эти люди, прошедшие через временную смерть, рассказывали потом о своих переживаниях во время пребывания «по ту сторону». Они сохраняли сознание, сохраняли способность воспринимать окружающее, видели свое мертвое тело. медицинский персонал, оживляющий их тело, слышали разговоры их и понимали, что видимо они умерли. Потом попадали они (духовное тело) в различные, необычайные, трудно передаваемые человеческими словами состояния соприкосновения с духами. Часто окружающая обстановка была поразительной. Глухой шум, провал в темный туннель, затем красивые долины, уйма яркого света. Встреча с умершими родственниками.
Но лучше скажут приводимые ниже нами примеры, взятые из вышеуказанных источников. Чтобы не загрузить статью рассказами реанимированных, перенесших клиническую смерть и оживленных, мы дадим из них отдельные фрагменты, касающиеся ощущений, какие испытывали спустя время после смерти.
«Женщина, которую вернули к жизни после сердечного припадка, отмечает: «Я начала испытывать совершенно необычные ощущения. Я не чувствовала ничего, кроме мира, облегчения, именно покоя. Я обнаружила, что все мои тревоги исчезли, и я подумала про себя: «Как хорошо и покойно, и нет никакой боли».
«Внезапно я очутился в очень темной, очень глубокой долине. Было похоже, что там была тропа, можно сказать, дорога, и я шел по этой тропе… Позднее, когда я выздоровел, у меня возникла мысль, что имеется в виду в Библии под выражением «долина тени смертной», потому что я был там».
Необходимо отметить, что в момент умирания и после у человека сохраняется сознание и возникает духовное зрение. Умерший продолжает мыслить, причем мышление отличается ясностью и быстротой общения с окружающим его миром. Приведу высказывания возвращенных к земной жизни.
«Я совсем не смотрела назад, на свое тело. О, я знала, что оно там, и я могла бы его видеть, если бы захотела. Но я не хотела смотреть, нисколько, потому что я знала, что что я совершила все, что могла в этот момент жизни, и мое внимание было теперь обращено к иному миру. Я чувствовала, что смотреть назад на свое тело было бы то же самое, что смотреть в прошлое, твердо решила не делать этого». «Я видела, как они пытаются вернуть меня к жизни. Это было очень странно. Я находилась не очень высоко, было похоже, как если бы я на пьедестале, но на небольшой высоте, так, что я могла глядеть поверх них. Я пыталась говорить с ними, но никто не мог слышать меня».
«Мое сознание могло воспринимать все явления, сразу разрешать возникающие вопросы, не возвращаясь снова и снова к одному и тому же. Немного позднее, все, что я пережил в жизни, достигло такого состояния, когда каким-то образом стало иметь смысл».
«Один мужчина говорил, что когда от был «мертв», его зрение было несравненно более остро Вот его слова: «Я просто не мог понять, как я могу видеть так далеко.» Женщина, рассказывавшая о своем предсмертном опыте, замечает: «Мне казалось, что это духовное зрение не знает границ, так как я могла видеть что угодно и где угодно».
«Я могла видеть окружающих меня людей и понимать все, о чем они говорят. Я не слышала их так, как слышу вас. Это больше походило на то, как если бы узнавала, что они думают, но это воспринималось только моим сознанием, а не через то, что они произносили. Я уже понимала их буквально за секунду до того, как они открывали рот, чтобы что-то сказать».
«Это были люди, которых я знала в моей жизни, но которые уже умерли. Я узнала свою бабушку и девочку, которую знала, когда училась в школе, а также много других родных и знакомых. Это выглядело так, что я видела главным образом их лица и чувствовала их присутствие. Все они выглядели очень приветливыми. Было очень хорошо от того, что они были рядом. Я чувствовала, что они пришли, чтобы защитить или сопровождать меня. Все это время не покидало чувство света и радости. Это был прекрасный и славный момент».
О духовном теле можно привести рассказ женщины, как во время своего внетелесного опыта видела не только свое собственное прозрачное духовное тело, но и другого человека. «Я видела этого человека, его дух, как неимевшего определенного возраста. Да я и сама не имела никакого чувства времени» Однако о духовных существах высказывались и так.
«Когда я был мертв и находился в этой пустоте, я говорил с людьми. Но я не могу сказать, что говорил с людьми, обладавшими определенным телом. Тем не менее у меня было чувство, что вокруг меня были люди, я мог ощущать их движения, хотя я никого не видел. Время от времени я говорил с кем-нибудь из них, но не мог видеть. Когда я стремился узнать, что происходит, я всегда получал мысленный ответ от кого-нибудь из них о том, что все в порядке, что я умираю, но что все будет хорошо, так что мое состояние не беспокоило меня. Я неизменно получал мысленный ответ на каждый вопрос, интересующий меня, который я задавал. Они не оставляли мое сознание одиноким в этой пустоте».
Следует отметить, что восприятие света, духовного тела, связи со светящимся существом, непосредственной передаче мыслей, о форме общения с окружением в потустороннем мире, об обмене мыслями с духовными существами неоднородно у разных умерших. Оно связано с уровнем духовного, религиозного воспитания, полученного при земной жизни. Большинство, кто был верующим христианином, воспринимало свет как Иисуса Христа или как высшее духовное существо. Неверующие просто говорили, что видели «светящееся существо». Обратимся к примеру.
«Я слышал, как врачи сказали, что я умер, и тогда я почувствовал, как я начал падать или как бы плыть через какую-то черноту, некое замкнутое пространство. Словами это не возможно описать. Все было очень черным, и только вдалеке я мог видеть свет. Очень, очень яркий свет, но сначала небольшой. Он становился все больше по мере того, как я приближался к нему. Я старался приблизиться к этому свету, потому что чувствовал, что это был Христос. Я стремился попасть туда. Это не было страшно. Было более или менее приятно. Как христианин я тотчас же связал этот свет с Христом, который сказал: «Я свет миру.» Я сказал себе: «Если это так, если я должен умереть, я знаю, кто ждет меня в конце, там, в этом свете.»
Еще об одном высказывании умиравшего прочтем.
«Я парил по комнате и затем через дверь перенесся на веранду. И там казалось, что вокруг меня стало собираться какое-то облачко, скорее розовый туман, и тогда я проплыл прямо через перегородку, как будто ее там не было вовсе, по направлению к прозрачному ясному свету. Он был прекрасен, такой блестящий, такой лучезарный, но он совсем не ослепил меня. Это был неземной свет. По-настоящему я не видел никого в этом свете, и все же в нем была заключена особая индивидуальность. Это совершенно несомненно. Это был свет абсолютного понимания и совершенной любви. Мысленно я услышал: «Любишь ли ты меня?» Это не было сказано по форме определенного вопроса, но, думаю, что смысл сказанного можно выразить так: «Если ты действительно любишь меня, возвращайся и закончи в своей жизни то, что начал. И все это время я чувствовал себя окруженным всепоглощающей любовью и состраданием».
Из рассказов многих реанимированных больных, т. е. тех, кто был за гранью телесной жизни, вытекает интересный факт встречи со «светящимся существом», которое в разговоре с умиравшим подчеркивало особенно важное в жизни: научиться любить друг друга и приобретать знания. Примером этому может служить следующий рассказ.
«Когда появился свет, первое, что он мне сказал, был вопрос, который можно сформулировать так: «Что ты можешь показать мне из своей жизни?» — или как-нибудь еще в этом роде. И вдруг в этот момент замелькали картины. «Что это?» — подумала я, потому что все произошло совершенно неожиданно. Я вдруг очутилась в моем детстве. Потом как бы шла год за годом через всю мою жизнь с раннего детства до настоящего времени. Когда я просматривала проходящие картины, я практически не помню света. Он исчез, как только спросил, что было мной сделано, и потом вспыхнули картины, и все же я знала, что он все время был здесь, со мной, он вел меня в этом просмотре, я чувствовала его присутствие, он отмечал некоторые события. Старался показать мне что-то в каждой из этих сцен. Не то, чтобы он хотел увидеть, что было в моей жизни — он знал это — но он выбирал определенные сцены и показывал их мне, чтобы я вспомнила их.
Все время он подчеркивал важность любви. Моменты, в которых это наиболее сильно проявлялось, были связаны с моей сестрой. Я всегда была очень близка с ней, и он показал мне несколько примеров, в которых я была эгоистична по отношению к моей сестре, а потом несколько случаев, где я действительно проявила к ней любовь. Он указал мне, что я должна стремиться помогать людям, стремиться быть лучше. Хотя ни в чем не было никакого обвинения, его единственным стремлением было, чтобы я извлекла из этого урок.
Он, казалось, был также очень заинтересован в вопросах, касающихся знаний. Каждый раз отмечал события, связанные с учением, и сказал мне, что я должна продолжать учиться и что, когда он придет за мною опять (к этому времени он уже сказал мне, что я вернусь обратно), стремление к знанию останется. Он сказал, что это постоянный процесс, и у меня было чувство, что он будет продолжаться и после моей смерти. Я думаю, что он старался научить меня, когда мы просматривали сцены моей жизни».

Весьма заслуживающим внимания из наблюдений над реанимированными больными вытекает тот факт, что возвращение из потустороннего мира в земное существование было по указанию высшего существа или Бога и обуславливалось жизненно важной причиной, а с этим и просьбой умирающего. Вот два конкретных примера.
«Я окончил три курса колледжа, и мне оставалось учиться только один год. Я подумал: «Я не хочу умирать сейчас.» Но я чувствовал, что если все это продлится еще несколько минут и если я побуду около этого света еще немного, я совсем перестану думать о своем образовании, так как я, наверное, начну узнавать о других вещах».
«Я находилась над столом и видела все, что люди делали вокруг меня. Я знала, что умираю, что именно это происходит со мной. Я очень беспокоилась о моих детях, думала о том, кто теперь будет о них заботиться. Так что я не была готова идти. Господь позволил мне вернуться к жизни. Господь послал меня обратно, но я не знаю, почему. Я, несомненно, чувствовала Его присутствие там, и я знаю, что Он узнал меня. И все же Он не позволил мне уйти на небо. Почему, я не знаю. С тех пор я много раз думала об этом и решила, что это случилось либо потому, что у меня двое маленьких детей, которых надо растить, или же потому, что еще не была готова к тому, чтобы идти туда. Я по-прежнему ищу ответа на этот вопрос, так что я не могу выбросить это из головы.»
Итак, приведенные научные наблюдения врачей-реаниматологов, в книге одного из них, Раймонда Моуди, можно считать весьма аргументированным доказательством наличия у человека души и бессмертия его. Над этим можно поставить точку и закончить статью, в которой приводятся доказательства бессмертия. Однако надо дать некоторые комментарии к третьему разделу доказательств. Судя по книге Р. Моуди, может создаться впечатление, что смерть не страшна, даже выглядит как приятное переживание и человеку ничего не угрожает. С этим согласиться нельзя, это противоречит христианскому, православному вероисповеданию. Надо сказать, что у некоторых наблюдавших клиническую смерть не складывалось такое впечатление. Таким был исследователь Георгий Ритчи. Кстати, свою книгу Р. Моуди «Жизнь после жизни» посвящает доктору Ритчи и «Тому Единственному, которого Он называет». В 1978 году Г. Ритчи выпускает книгу под названием «Return from tomorrow», в ней он описывает личные наблюдения.
«В возрасте 20 лет, готовясь поступать в университет, Ритчи заболевает. После длительной и тяжелой болезни он слышит, что врачи объявляют его мертвым. Его душа выходит из тела, некоторое время странствует и наконец оказывается в маленькой комнате, где на больничной кровати лежит закрытое простыней тело. Он не сразу понял, что это его тело и что, значит, он умер. Он представлял себе смерть как какое-то небытие, а он был жив, видел и думал.
Свет в комнате усилился, он настолько ярок, что физические глаза его не вынесли бы. Ритчи начинает чувствовать «присутствие» и потом видит Иисуса Христа.
Христос любит его полной и безграничной любовью, и Ритчи испытывает покой, радость и такое удовлетворение, что он хочет остаться в таком состоянии навсегда.
Перед его взором проходят все годы его жизни, здесь было все — в данный момент и в течение времени; он видел знакомых людей, которые двигались и говорили. Время шло очень быстро — вся жизнь за несколько минут. Ритчи воспринял вопрос: «Как ты использовал свое время на земле?» Вся его жизнь была видна — Христос спрашивал не о фактах, а об их значении — что важного сделал Ритчи за свою жизнь. Ему было показано, что важны не его личные достижения, а любовь ко Христу и людям.
Потом — полет в сопровождении Христа и несколько видений загробной жизни на земле и в потустороннем мире. Улицы, дома, фабрики, люди и бестелесные существа.
Он видел самоубийц. Они страдают. Они прикованы к жертвам своего акта. Они причинили страдания другим, плачут, просят прощения у тех, перед кем они виноваты, но их не слышат. Ничего сделать нельзя.
Он видел и другие картины ада — привязанность к земным желаниям, которые там неутолимы. «Где лежит твое сердце, там и ты сам».
Потом он увидел небесный мир, где процветает наука, искусство, музыка. Библиотека всеобъемлющего знания. Существа по виду такие, как люди, трудятся, не думая о себе. Они росли в земной жизни и продолжают расти.
Он вернулся в тело против своего желания. Его рассказ встретили с недоверием, но пережитое изменило его жизнь и его самого».
Поэтому он написал в предисловии к своей книге: «Иисус — это не только сила, это невероятная, безусловная любовь… Я не имею понятия о том, какой будет следующая жизнь. Я смотрел, можно сказать только из прихожей, но я видел достаточно, чтобы полностью понять две истины: наше сознание не прекращается с физической смертью, и время, проведенное на земле, и отношения, которые мы выработали к другим людям, много важнее, чем мы можем думать.»
Мы посчитали необходимым дать оценку научных данных о состоянии души после смерти реанимированных людей известного американского Иеромонаха Серафима (Роуз), апологета Православной Церкви, богослова весьма образованного и богатодуховного автора книги «Душа после смерти». В ней он рассматривает вопросы, касающиеся явления ангелов и бесов в час смерти, видения «неба». Пишет о воздушном царстве духов, о воздушных мытарствах. Раскрывает подлинно христианский опыт «Неба» и показывает смысл современных «посмертных» опытов, т. е. дает им критическую оценку, что мы приводили в качестве научного доказательства бессмертия человека. Показывает христианское отношение к смерти. В ней он ставит вопрос, что доказывают современные опыты? И отвечает. Они совершенно не похожи на подлинные опыты иного мира, которые отмечены в жизни богоугодных мужей и жен. Они доказывают, что душа человека живет вне тела и духовная реальность существует, но не дают информации о природе нематериального царства. Если доктор Кублер-Росс, одна из исследователей «посмертного опыта», считает, что есть жизнь после смерти и она оставляет приятные впечатления, где нет суда, а только «рост» и потому не надо бояться смерти, то она глубоко ошибается. Серафим Роуз предупреждает об опасности такого суждения о жизни после смерти, он пишет: «Весь христианский посмертный опыт подтверждает существование Неба, ада и суда, необходимость покаяния, подвига и страха вечной гибели души», а значит, не легкого отношения к смерти, без покаяния, умирания без молитвы и обращения к Богу, что может тяжело отразиться на будущей судьбе души.
Таким образом, мы для неверующих и маловерующих привели доказательства о бессмертии, ссылаясь на современные научные данные, полученные реаниматологами в так называемых «посмертных» опытах. Верующих же отправляем к более глубокому изучению «посмертного опыта» по трудам христианских, православных богословов. И в житии Святых можно много найти об этом.
Итак, следует задать несколько вопросов и дать ответы на них.
- Какие выводы вытекают из сказанного о бессмертии?
Человек состоит из тела и души.
Тело смертно, душа бессмертна.
Существует материальный и духовный мир (физическое различие нам не известно).
После телесной смерти сознание сохраняется и обостряется.
После умирания тела душа обретает «духовное» тело, обладающее необычайными способностями.
- Можно ли говорить о Боге, Высшем Разуме и его Творении?
Да, по человеческому разумению.
- Имеют ли или могут иметь значение полученные данные о бессмертии для полноты жизни человека?
Несомненно!!!


- В чем они выражаются?
В отношении к себе как личности и к окружающим, а главное, должно явиться устремление к Богу, Добру, Любви и устранение дурного в себе.
- Что еще необходимо для полноты жизни земной и благоприятной, будущей духовной?
Помимо знаний — вера!!! Вера углубляет знания, а знания — веру.


Рецензии