4. Они освободились от библейского бога

   Коэльо в своем стремлении к богу и старательностью желал бы всех подчинить на поклонение к богу. Однако убежденность для многих не наступит. С момента появления религии всегда были и противники в различных формах ее частичного признания и полного отрицания – атеисты.
Обратимся лишь к неконкретным передовым лицам мирового общества. Их отказ от библейского бога характерен тем, что они были в объятиях бога, но их научная работа, проведенные исследования, жизненный опыт в поисках истины, привели к обратному.
Пьер Тейер Шарден (1881-1955гг.), француз, палеонтолог, священник, член ордена иезуитов.
Учение о синантропе  - пекинском человеке в эволюции между обезьяной и человеком, примерно 750 тысяч лет назад – стало мировым достоянием и сделало его известным. Он один из многочисленных представителей современности эволюционного развития человека.  Это фактически первый его удар по теории божественного происхождения человека. В его представлении, как и у Дарвина, человек вышел из животного мира дикой природы.
Однако он полностью не расстался с религией, он вдел ее, как некоторую часть жизни в социальном развитии. Он нашел ей место в соединении с наукой. Хотя ведущую роль в этом союзе отдавал без сомнений науке. Тейер делал человека ведущим в развитии мировой эволюции, и человек должен понять свое предназначение в жизни, ценность и смысл ее.  Он поднимал и возвышал человека, устраняя раболепскую суть перед богом.
«Человек больше, чем центр мира, он стрела, устремленная в будущее, ось всей эволюции, благодаря прогрессу науки – он становился духовным, смысловым центром мироздания».
Тейер считает, что эволюция мира, жизни человека есть единый процесс миротворения. Религиозной теория Тейера считается в том, что он эволюцию видит постоянно движущейся к точке «Омега», а в конечном варианте к слиянию с богом, так называемый  «Христотенез». Для него богом была «Омега», умиротворяющая проблемы человечества на основе идей Христа.
Своеобразное объяснение происхождения мира с наличием бога, которое являлось не только научным, но и субъективным проявлением ложной чувственности, с проявлением религиозной философии породило ситуацию, когда его теорию отвергали и атеисты и церковники. Для служителей религии признание, что мир творен  не богом, был непереносимый удар, а для атеистов признание наличия бога в какой-то форме тоже не приемлемо. Подобное положение послужило тому, что Тейер  был на длительное время отстранен от преподавательской деятельности. Запрещено опубликование основного его труда «Феномен человека».
Изречение из его книги:

СТУПЕНЬ  ЖИЗНИ

Подходя материально, с внешней стороны, в данный момент лучше всего сказать, что собственно жизнь начинается с клетки. Чем больше наука – вот уже столетие – сосредоточивает свои усилия на этой химически и структурно сверхсложной единице, тем очевидней становится, что именно здесь скрывается секрет, знание которого установит угадываемую, но еще не постигнутую связь между двумя мирами – физики и биологии.  Клетка – естественная крупинка жизни, как атом – естественная крупинка неорганизованной материи. Если мы хотим установить, в чем состоит специфика ступени жизни, несомненно, следует попытаться понять клетку.
Но как надо ее рассматривать, чтобы понять?
В 1948 году Тейер пытается получить разрешение на публикацию отдельных частей книги «Феномен человека» в учреждениях Ватикана под названием «Зоологическая группа человека». Последовал отказ с изданием канцелярией указа. Посмертная публикация трудов Тейера вызвала гнев Ватикана, изъяты его книги из католических библиотек и других учреждений. Мотировка – тлетворное влияние теории эволюции на самый хранимый догмат церкви – божественное происхождение мира.
Еще в 1944 году он писал: « Неделю назад я получил уведомление от генерала ордена из Рима, запрещающее мне, со всеми принятыми формальностями что-либо еще публиковать по вопросам философии и теологии».
Разве это не запрет на свободу мысли и не гонение на инакомыслящих в современности?
Другим наиболее видным эволюционистом современности является  Доброжанский Феодосий Григорьевич (1900-1975 годы).  В 1926 году он специалист по генетике в научном учреждении города Ленинграда. Им опубликовано 45 научных статей. На конкурсе он выигрывает стипендию Рокфеллера для работы в одной из лабораторий Америки. В 1926 году он выезжает из СССР  и в 1931 году принимает гражданство Америки. Вся его последующая деятельность – служение науке. Он проходит  через все ступени учености и становится профессором университетов Калифорнийского и Рокфеллерского и членом академии США.
Политической деятельностью он не занимался. Поэтому нет типичных для эмигрантов воспоминаний с критикой и клеветой на свою страну и восхваление американского свободного мира. По всей вероятности и по высказыванию дочери, что единственной страной, где он чувствовал полное удовлетворение, была страна науки, по логическому выводу в обеих странах у него личностные ущемления, но он их не выставляет напоказ.
Доброжанский в своих научных выводах во многом и в основном тождественен с Тейером, он восхищался ним, пропагандировал. Определенные различия есть, но они оба эволюционисты, отвергающие  библейского бога, они изобрели своего и не расстались с ним. Оба они остались на позиции синтеза (соединения) науки с религией. Правда, Доброжанский науке предоставлял большую роль, чем Тейер. Их научное объяснение расходилось с атеистами и церковниками, поэтому они не были приняты обеими сторонами. Фактически Тейер и Доброжанский верующие, последний в Америке посещал православную церковь и молился.
В учении Тейера достижения точки «Омеги», слияния с богом с неизбежностью запрограммировано, и эволюция конечна. По Доброжанскому -  эволюция многовариантна. Например, переход от капитализма к социализму не только ленинский вариант диктатуры, но и возможны другие с иными обстоятельствами его осуществления. В отличии от Тейера он считал, что не может достичь конечной точки «Омега», а движется  эволюция дальше, и она не выполняет чью-то программу, которая неизбежна, она сама создает ее, наполняет различными обстоятельствами и сама ставит себе цель.
Отдавая предпочтение науке, Доброжанский критиковал религию.
«Наука радикально изменила идеи человека о мире, в котором он живет. Что, возможно, наиболее важно, наука изменила представление человека о самом себе».
Доброжанский считал, что эволюционная теория дает реальное исполнение мечты человека в действительности, в создании материальных благ и новых достижений. Религия только создает иллюзию, ничем не подтвержденную о счастливой жизни человека в потустороннем мире отдельной группе людей, которые при земной жизни поддерживали церковь, а остальные вечно должны мучиться в аду.
Доброжанский полагал, что отдельные тексты Библии являются художественным вымыслом и они не соответствуют эволюционному пути.
«Поэтическое воспроизведение выхода человека за пределы собственной эволюции можно увидеть в библейском повествовании о вкушении плода с дерева познания добра и зла».
Человек в животном состоянии не ведал о понятиях добра и зла. Его физиологические потребности регулировались инстинктами. Последующее развитие привело к совершенствованию мозга, который стал регулировать  физиологические потребности на основании ума, это повлекло понимание правильного и неправильного. Несовершенство физиологической структуры повлекли противоречия между разными центрами регулирования, это выход человека в своих действиях за пределы потребности физиологии, сопровождаемый злом в отношении других лиц.  Добро и зло – это одни и те же действия человека, противоположность их заключается в оценке других. Одни и те же  действия в психологической оценке приносят им удовлетворение, значит они добро, другие их ущемляют. При этом человек, совершающий эти действия, осознает, что он делает. Часто он творит зло не в рамках физиологической потребности,  он отбирает у соседа еду, потому что сам голоден, а в результате психологической развращенности. При проявлении добра человек фактически является нравственным животным.
Отдельные философы  состояние человека, когда он стал отличать правильное от неправильного, называли падением человека, то есть нахождение его в эволюционном регрессе.
В иудаизме и у философов эллинистической эпохи были утверждения, что в развитии человечества существовал золотой век, в котором человек пребывал в состоянии совершенства. Но за ним последовала эволюция регресса, которая его вновь приблизила к первоначальному животному состоянию, но в него он не вошел и нравственность не потерял, и в таком  состоянии в дальнейшем совершенствоваться. Фактически эти доводы остаются неподтвержденными версиями, лишенные доказательственной базы.
После развала Советского Союза, осознанного отказа от общественной собственности, установления рыночных отношений произошло изменение прежних устоев взаимоотношений человека с человеком, которые многие лица считают регрессом и уменьшенным состоянием человека в нравственности. Появилось мнение, что целое поколение является потерянным для движения прогресса.  Выросла тенденция склонности совершения преступлений, носителей этих склонностей стали называть «отморозками». Вероятно, общая тенденция человека двигаться к своему совершенству, к прогрессу неизбежна, но в длинном и долгом эволюционном процессе возможны и частичные стадии регресса.
21 августа на телевизионном экране было представлено короткое выступление кинорежиссера Эльдара Рязанова. В свое время его рядом фильмов восторгался весь Советский Союз. Он заявил, что следит за достижениями молодого поколения кинорежиссеров, но многое ему не приемлемо, так как он был воспитан на принципах нравственности, а у молодежи этого нет.
До появления истинно научных теорий биологии и антропологии в философии были понятия оптимистического тезиса, когда человек творит добро и пессимистического антитезиса, когда человек творит зло, пребывая в развращенном состоянии. Христианство эти понятия  разъясняли божественной милостью и перворожденным грехом.
По Доброжанскому человек не рождается добрым или злым, хорошим или плохим, он становится таким в результате конкретных обстоятельств своего пребывания в жизни. Человек  не запланирован на биологической основе кем он будет. У него все возможности стать кем угодно. Приспособляемость человека «основывается на замечательной открытой бесконечности образцов поведенческого развития».
Физиологическая основа жизненной деятельности человека далеко несовершенна, но и не завершена в своем развитии. Несовершенство выражается в том, что человека преследует множество болезней, в том числе и наследственных. Часто действия человека определяются эмоциональным состоянием и приводят к совершению зла и преступлений. Мозг в этих случаях опаздывает со своим решением на его основании. Совершенство приведет к тому, что ум будет все больше в процентном отношении определять поступки людей. Человек станет более мудрым, увеличится глубина мышления, зрелость мышления будет наступать в более ранние годы.
Спор церковников и материалистов по поводу развития человека состоит в том,   что первые считают руководство «незаконченным экспериментом» производится богом, а другие законами природы и самим человеком.
Представляет особый интерес и третий представитель биологической эволюционной школы  Джулиан  Соррел Хаксли (1887-1975 годы), англичанин, внук Гексли, самого активного и верного помощника Дарвина, всемирно известный ученый, популяризатор науки, первый генеральный директор Юнеско. Свою позицию в ученом мире определял, как позицию атеиста. Но однажды заявил: «Вера в бога для него не возможна, ибо бог – всего лишь порождение человека». В персонифицированного бога он не верит. Для сверхъестественных явлений он тоже не оставляет места. На достигнутой стадии эволюционного развития «бог уже не является полезной гипотезой. Все религиозные кризисы выросли из человеческого поведения и беспомощности перед лицом природы, но благодаря науке человек получил знания и контроль над природой».
Хаксли полагал, что не все население может разделять мнение атеистов, и отдельные причины для дальнейшего существования религии будут. Связывал он это еще с низким уровнем сознания человечества и недостаточностью развития науки. На развитие сознания человека влияет внутренняя среда устройства общества. На время, которое нужно для роста сознания и развития науки он предлагает  религию заменить эволюционным гуманизмом.
Материалистами советских времен вообще не воспринимались разговоры о религии, им хотелось вообще исключить из обихода разговора, поэтому их не устраивал подход, при котором религия заменялась новой идеологией. Замена религии названа «квазирелигией».
Хаксли все же оставляет место для религии и в эволюционном гуманизме, тогда, считает он, возможно устранение противоречий между наукой и религией.
Ленин считал, что нельзя примирить или отождествить религию и науку, они абсолютно противоположны и несовместимы.
Карл Маркс одним изречением религию определил так:
«Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира,  подобна тому, как она – дух  бездушных порядков. Религия есть опиум для народа».
Афоризм «религия есть опиум для народа» принадлежит английскому социалисту и священнику Чарльзу Кингали. Однако у него и Карла Маркса он несет разную  смысловую нагрузку. Слово опиум у Кингали означает лекарство для перегруженного человека. А у Маркса – способ одурманивания сознания.
Это образное выражение можно понимать так: тварь религия. Слово тварь почти ругательское, это существо низкоорганизованное, имеющее отрицательную направленность. Угнетенная, в данном случае смертельно болезненная, но еще дышащая и действующая.
Помимо трех перечисленных и охарактеризованных ученых эволюционистов следует еще двое -  француз Эрнест Ренана и поляк Зенон Косидовский. Их взгляды и деятельность автором описаны в книге «В дороге к Гробу Господнему». Следует только напомнить, что в их понимании Иисус Христос земной человек, никакой божественностью он не обладал, распят он был армией римской империи на столбе, как многочисленные рабы. Его учение, записанное после его смерти, передовыми людьми того времени делают его лидером номер один всего мирового общества. Однако и в настоящее время он остается связанным по рукам и ногам религиозной поповской ложью, которые его образ используют для обмана народа и обеспечения себе несправедливого господства с эксплуатацией капиталистическим строем основных масс, и его идеи в современности на прогресс почти  не работают. Его идеи используются, чтобы держать массы в темноте и покорности.
Хотя религия давно потеряла свой священный образ и является пройденным историческим этапом, на определенную часть населения она имеет определенное влияние. Жизненные обстоятельства давно требуют хоть малейших изменений, чтобы хотя бы не тормозить процесс прогресса, но церковь  всеми усилиями цепляется за свои догматы и в этом ей помогает заинтересованная государственная власть.


Рецензии