Может ли капля воды познать, что такое Океан?

      
       "Единственный путь к бессмертию для капли воска — это перестать считать, что она капля, и понять, что она и есть воск. Но поскольку наша капля сама способна заметить только свою форму, она всю свою короткую жизнь молится Господу Воску о спасении этой формы, хотя эта форма, если вдуматься, не имеет к ней никакого отношения. При этом любая капелька воска обладает теми же свойствами, что и весь его объем. Понимаете? Капля великого океана бытия — это и есть весь этот океан, сжавшийся на миг до капли. Но как, скажите, как объяснить это кусочкам воска, больше всего боящимся за свою мимолетную форму? Как заронить в них эту мысль? Ведь именно мысли мчат к спасению или гибели, потому что и спасение, и гибель — это тоже, в сущности, мысли."

Виктор Пелевин.
"Чапаев и Пустота"

       Интересная проблема.
       Уважаю и ценю творчество Виктора Пелевина...
       Может ли капля воды  "осознать",  "знать", что такое Океан?
       Может ли молекула воды "знать", что такое волна?
       Конечно же нет.
       Это принципиальная и важная проблема философии.
       В капле воды (или воска) просто нет тех внутренних качеств, свойств, которые определяют качества и свойства Океана в целом. Молекулы воды не обладают свойствами водных волн. Так устроен мир.
       Пока конкретная  "капля" или "молекула" не выйдут за пределы Океана или волны и не смогут  "понять", а что это такое они "видят" в качестве Океана (волны)  и какое место эти системы  и они занимают в Мире в целом (об этом также должно возникнуть какое-то представление), они ничего не смогут сказать о бытие Океана или движении волны.
       Но чтобы это "понять" необходим разум. Нечто, способное одновременно представить "себе" своего носителя (воспринимающий субъект) и то, что находится вне его (окружающая среда).
       "Безмозглые"  капли и молекулы этого сделать не могут. Они не разумны и даже не живые.  А человеку дана возможность выхода за пределы породившей его системы посредством разума, сознания,  мышления , мыслей...
       Виктор Пелевин заблуждается насчёт того, что отдельная  "капля великого океана бытия — это и есть весь этот океан, сжавшийся на миг до капли." Это мировозренческое заблуждение. Часть системы  не может в полном объёме "знать" о всех качествах системы в целом. Как колесо автомобиля не может содержать в себе "знания" обо всём автомобиле в целом. Это системы разного уровня организации.
       Как в конкретном человеке нет "свойств" толпы или всего человеческого общества, так и в "капле" чего бы-то ни было, нет "свойств" системы в целом.
       Или скажем так: свойства железа не предопределяют свойства автомобиля, который создан из этого железа.
       Виктор Пелевин просто не знает физической химии и законов, определяющих свойства веществ и систем. Ему это не нужно.  Но, как настоящий художник, чувствует проблему соотношения части и целого.
       И ещё один момент: "наша капля сама способна заметить только свою форму...". Каким это образом оно может это сделать? Заглянуть  в зеркало? Значит должна существовать некая независимая от капли реальность (зеркало), относительно которой капля может оценить себя и свою форму. Это возможно только при наличии соответствующего аппарата оценки - разума. И при наличии соответствующих эталонов для сравнения - других "капель".
       Капли воска или воды, попадая в  объём вещества,  "погибают" как индивиды: они приобщаются (растворяются)  к новому Целому и становятся всего лишь  количественной его составляющей. Все свои особые "личные"  качества, делающие их отдельными и уникальными "каплями" в предыдущей "жизни" они теряют(забывают). Ни о каком бессмертии конкретной "капли" воды или воска речи быть не может. Как только "капля" становится частью вещества - она перестаёт быть чем-то индивидуальным, отдельным - "каплей". Это можно называть  "смертью"  объекта. Уничтожением,  "смертью" данного  бытия конкретного проявления формы объекта.
       Конечно же, составляющие  каплю молекулы воска или воды, при переходе в фазу воска  или воды, не перестают быть теми же молекулами. Но эти молекулы не имели никаких "представлений" о состоянии капли воска или капли воды как целого, как отдельного объекта. И не способны "увидеть" воск или воду в целом.
       При определённых обстоятельствах из воска или из воды могут вновь образоваться новые капли. Но они не буду иметь никакого отношения к тем предыдущим каплям, которые влились в вещество воска или воды когда-то. Это будут совершенно новые объекты бытия.
       Все эти рассуждения можно распространить и на жизнь отдельного  человека, его бытия и смерти, как  и  к человечеству в целом на планете Земля.
       Проблема соотношения части и целого. Проблема возникновения новых свойств. Пелевин в своих работах неоднократно затрагивает эти проблемы.   


Рецензии
В произведении имеются ввиду иные "свойства". Вы говорите о "свойствах толпы и человеческого общества", но эти свойства есть порождение разума. А Пелевин говорит о до-разумной природе существ,обладающим разумом, который отдаляет их от понимания своей истиной природы.Общество не имеет отношения к этому вопросу, тут затронут вопрос индивидуального осознания.

Эмилиа   23.03.2019 22:37     Заявить о нарушении