Апостолы

Подвиг апостольский.
Слово «апостол» переводится на русский язык как «посланник». Сам  Господь называется Посланником (Евр.3:1), потому что на Землю Он был послан Богом Отцом. То есть апостольство представляет собой труд, который Господь совершил на земле прежде всего Сам и который еще при своей земной жизни возложил на Своих учеников. Основные черты этого труда изложены Господом в наставлении двенадцати апостолам (Мф.10):
1) проповедь Царства Небесного;
2) исцеление больных, очищение прокаженных, то есть тяжко согрешивших, изгнание бесов.
Все это труд, выражаясь современным языком, бесплатный. Господь посылает их безо всяких запасов, полагая, что их прокормят труды их собственных рук. При этом Он предрекает им, мучения, непонимание, предательство, смерть («потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»).
Мы знаем, что апостолы имели власть «вязать и решить», творить чудеса и сообщать духовные дары. Все они были призваны Самим Господом и вдохновляемы Святым Духом. Есть очень важная черта их служения – они говорили о том, что пережили в личном опыте (либо в опыте общения с Господом во время Его пребывания на Земле, либо общения мистического, как это было у апостола Павла). Сам Господь считает их близкими людьми и называет друзьями. Двенадцать апостолов «были людьми неучеными, но сердца их были объяты такой любовью ко Христу и так глубоко восприняли они Его учение, что Христос приблизил их к Себе и сделал их Своими помощниками» (2).
«Кроме 12 апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, может быть, семидесяти членов иудейского верховного судилища, или по числу семидесяти старейшин израильских (Числ.,10)» (1)
Называются апостолами в Священном Писании и другие мужи апостольской Церкви, послужившие благовестию, а также некоторые лица, служение которых приближалось к апостольскому. Их называют равноапостольными. Это, например, Мария Магдалина, свв. Константин и Елена, св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, свв. Кирилл и Мефодий, учители славянские, св. равноапостольный князь Владимир.
Источниками для написаний житий апостолов служат сочинения самих апостолов, собранные в Священном Писании, а также воспоминания и свидетельства их учеников и церковных историков. Об апостолах сообщают нам церковные историки Евсевий Памфил, Климент Александрийский, Егезипп и другие.
В пределах евангельского текста среди апостолов явно выделены трое -  Петр, Иаков и Иоанн. Святитель Димитрий Ростовский отмечет, что только они присутствовали при трех важнейших моментах земной жизни Господа – воскрешении дочери Иаира, Преображении Господнем и молитве в Гефсиманском саду. Прот. Сергий Булгаков обращает внимание на тот факт, что только их троих Господь переименовал. Петр (камень), как известно, от рождения назывался Симоном, а сыновья рыбака Зеведея Иаков и Иоанн получили прозвище Воанергес, то есть «сыны грома». Исследователи Евангелия связывают последнее отчасти с их горячим характером, отчасти с теми возвышенными и громогласными словами, которые напишет Иоанн в преклонном возрасте. Мы бы заметили, что и проповедь св. Иоанна Богослова тоже имела громоподобный характер по тому воздействию, которое она производила на людей (если судить по его житию).
Известно, что наречение нового имени в Библии всегда связано с началом нового периода в жизни человека.  Для апостола Петра это было связано с возглавлением 12 апостолов, для апостола Иоанна и Иакова, надо думать, с их проповеднической деятельностью.
Совершенно очевидна еще одна важная деталь – тесные дружеские отношения Петра и Иоанна. У них была определенная разница в возрасте, потому что Петр был призван Господом уже зрелым человеком. У него была семья, а апостол Иоанн самый младший изо всех апостолов. Он так и остался девственником. Наверное, после пресвятой Богородицы это были самые близкие Господу люди. Мы знаем, что апостол Иоанн на трапезе «возлежал на персех» Господа, возможно, что Господь имел к нему особое доверие, так как только у Иоанна мы читаем пересказ бесед с людьми, при которых не было свидетелей (беседа с самарянкой и с Никодимом). Хотя, конечно, их содержание Никодим и самарянка Фотина могли передать Иоанну сами. Иоанн был тем человеком, который вместе с другом, апостолом Андреем, пошел за Господом сразу и безоговорочно, как только услышал от своего первого учителя Иоанна Предтечи, что это «Агнец Божий, берущий на себя грехи мира». Потом они на некоторое время расстались, потому что дальше у Господа был сорокадневный пост и известное искушение в пустыне. После этого последовало новое призвание Петра с Андреем и братьев Зеведеевых, и с тех пор они не расставались с Господом вплоть до его ареста в Гефсиманском саду, а Иоанн, как известно, последовал за Господом до креста. Они, конечно же, любили Его. И главным критерием, по которому Господь восстановил Петра после троекратного отречения в его первоверховном достоинстве, было «Симоне Ионин, любиши ли мя паче сих?».  Петр и Иоанн  любили Его больше остальных апостолов. Поэтому первому было поручено главенство над ними, а второму Господь вручил у креста Свою Мать и таким образом усыновил ей в его лице Новый Израиль.
И в тоже время эти два самых близких Господу человека, самых любящих и преданных, далеко не всегда понимали Его так, как Он хотел. Именно к Петру были обращены слова Господа: «Отойди от Меня, сатана!» Именно Иоанн с братом после того, как Господь рассказал апостолам о Своем близящемся страдании, совершенно не услышали этого, а стали «делить портфели» в кабинете министров будущего земного правительства Мессии, выясняя, кто из них сядет по правую сторону от Царя, а кто по левую.  А ведь Иоанн был, пожалуй, самым чутким из них.
До Пятидесятницы они – лучшие из людей, но все-таки далекие от совершенства. Сошествие  Святого Духа совершенно преобразило их. И не только в том отношении, что они стали смело проповедовать, а еще и в том, что они стали осознавать «какого они Духа» и чем этот Дух отличается от духа мира сего.
Огромную внутреннюю работу проделали эти два человека. Огромный покаянный путь лежит между тем временем, когда Петр трижды отрекся от Господа и тем временем, когда он, встретив Господа на дороге из Рима, повернул обратно, чтобы принять мученическую смерть. И юный апостол Иоанн, который когда-то предложил Господу свести огонь с неба и сжечь всю деревню самарян, не пустивших их к себе, очень изменился до той поры, когда его запомнила его эфесская паства как старого и испытанного, словно золото в горниле, человека, который бежал за разбойником, известным душегубом, и кричал ему: «Чадо, вернись, я все твои грехи возьму на себя!».
К сожалению, житие апостола Петра, созданное по материалам «Клементин» (сборник текстов 2 века) и сочинений историка Егезиппа, говоря о деяниях апостола, не описанных в Новом Завете, фиксирует только места его апостольской проповеди и развернутые эпизоды его споров с Симоном-волхвом. Но стоит сказать, что в этих спорах его апостольские власть и могущество проявляются более всего. Некоторые рационалистически мыслящие исследователи подвергают сомнению все чудеса, которые творит Петр с Симоном Волхвом и вслед за Ренаном считают, что Апостол едва ли не преследует Симона-волхва. Но это совершенно не так. Они просто постоянно оказываются в одних и тех же местах, причем Симон убегает от Петра, потому что понимает, что общение с апостолом грозит разрушить его «профессиональную» репутацию. Ведь Апостол постоянно его разоблачает. А что касается чудес, то почему-то церковные рационалисты не сомневаются ни в том, что Петр ходил по воде, ни в том, что он воскресил праведную Твифу и исцелил расслабленного Энея. Почему же возникают сомнения в тех чудесах, которые были сотворены Господом по молитвам апостолов в последние годы их жизни? Только потому, что тексты с их описаниями имеют более позднюю датировку? Но что касается житий свв. апп. Петра и Иоанна Богослова  , то тут ранние свидетельства датируются 2 веком и сомнения, нам думается, совершенно неумстны, поскольку еще были живы очевидцы и их ближайшие потомки. Кстати, хочется отметить, что в той житийной версии, которую представляет святитель Димитрий Ростовский (по св.Симеону Метафрасту) черты характера зрелых апостола Петра и Иоанна Богослова заставляют нас вспомнить текст евангельский, разумеется, с поправкой на возраст и на приобретенный ими опыт.
 Апостол Петр в Риме занят благовестием, и ему совершенно не было бы дела до фокусов какого-то чародея и факира, если бы тот не объявил себя Мессией, и вот этого-то Петр уже потерпеть не мог. Он сам идет к Симону, чтобы пресечь безобразие и кощунство и, конечно же, своей молитвой разрушает колдовство волхва. Симону не удалось ни воскресить умершего юношу (воскрешает его апостол), ни продемонстрировать римлянам свое собственное воскресение из мертвых, ни вознестись на небеса. Для апостола Петра это принципиально - вмешательство в беззакония Волхва, потому что Мессия – это горячо любимый им Бог и Человек, Которому одному «подобает слава, честь и поклонение».
В житии апостола Иоанна Богослова тоже заметна «преемственность» характера по отношению к евангельскому тексту, описывающему события его молодости. В Евангелии апостол Иоанн описан не только горячим молодым человеком, преданным Христу. Прот. Сергий Булгаков, анализируя новозаветные тексты, находит в ап. Иоанне и сдержанность (по сравнению с апостолом Петром), и молчаливость, и созерцательный настрой и молитвенную самоуглубленность. Эти же черты просматриваются и в житии. И, надо думать, что лет двадцать жизни в сообществе такого кроткого и смиренного человека, каким была пресвятая Богородица, конечно, наложили на личность св. Иоанна глубокий отпечаток. Он сильно отличается от других апостолов даже по некоторым особенностям проповеди. Приходя в языческий город, апостолы, обычно, вначале отыскивали евреев и проповедовали в синагоге. А апостол Иоанн нередко устраивался около какой-нибудь языческой «святыни» и начинал усердно ее поносить, за что, конечно же, почти сразу бывал бит или - в лучшем случае – просто поругаем (только в том «Житии», которое приводит святитель Димитрий, его бьют пять раз, а уж сколько его еще били, один Бог знает). Это его не смущает, и он сейчас же разрушает или уничтожает эту «святыню». Эпизод возле храма Артемиды в Эфесе, когда в ответ на насмешки и провокации язычников он, помолясь, вызывает жару, в которой умерло 200 человек, заставляет вспомнить вышеупомянутый евангельский эпизод с самарянской деревней. Но в те годы апостол хорошо помнил, какого он духа. Поэтому сразу же вслед за раскаянием язычников следует воскрешение этих умерших.
Интересно сопоставить состязание ап. Петра с Симоном Волхвом и Иоанна Богослова с волхвом Кинопсом. Если в первом случае инициатива принадлежит апостолу Петру, то во втором волхву Кинопсу, который изо всех сил изощряется, совершая бесовские чудеса, а св. Иоанн как бы и не замечает этого. Он проповедует и поучает народ, он делает свое дело. И только когда Кинопс уж совсем ему надоел, он помолился и волхв просто не выплыл из морских глубин. Аналогично он ведет себя с волхвом Нукианом. Апостолу ничего не стоит совершить куда большие чудеса, чем те, которые творят волхвы, но он послан для другого –научить заблудших людей, о чем он и говорит волхвам и их сторонникам, отмахиваясь от них, как от надоедливых мух. Св. Иоанн сосредоточен и углублен в свое дело – в проповедь и в молитву.


Апостола Иоанна называли апостолом любви. И в этой связи следует напомнить некоторые моменты его жития. Когда он направляется из Иерусалима в Эфес, то корабль, на котором он плывет вместе со своим учеником Прохором, терпит крушение возле Селевкии антиохийской. Море вернуло всех, кто был на корабле. Кроме Иоанна Богослова. Ни один человек не погиб и не задержался в воде, а Иоанна еще 2 недели носило по морю и только потом волна выбросила его на берег. Это не фантастика, а «нормальная» расплата молитвенника за души тех, кого он отвоевывает у смерти. Потом, в Эфесе, он с Прохором еще некоторое время работает в бане у какой-то зловредной особы, которая их обоих бьет и мучает, а они терпят. Сколько это продолжалось – 40 дней или несколько лет – об этом разные источники сообщают по-разному. Ответить на этот вопрос, наверное, невозможно. Но почему, почему они все это терпят? То ли Иоанн борется с горячностью своего характера, то ли опять платит по счетам каких-то греховодников, которых он вымолил у Господа? Не случайно пред смертью он уже столь слаб, что даже двигается с трудом и почти не может говорить. Наверное, дело не только в преклонном возрасте, но и в том, сколько чужих грехов взял на себя этот человек, и за скольких людей он пострадал. Поэтому он апостол любви, любви, которая не щадит живота не только за ближних, но и за дальних, и за совсем чужих. Он и умереть не может, потому что сила любви в нем превозмогла смерть. Его и травить пытались, и кипятить в котле с кипящим маслом – все было без толку. Естественным способом он тоже умереть не мог, поэтому попросил учеников, чтобы его зарыли в могиле живым. Они не осмелились ослушаться наставника. Однако на обратном пути встретили других учеников, возмутившихся их поступком и сейчас же вскрывших могилу. Тела там не оказалось. Поэтому церковная гимнография свидетельствует нам, что св. Иоанн был взят на Небеса живым, подобно праведному Еноху и пророку Илье. Таких людей на земле было мало, однако они были, например, преподобный Дула. 
Использованная литература:
1. Архимандрит Никифор «Библейская энциклопедия» СПб, издательство СПМСИ, 1990.
2. «Полный православный Богословский энциклопедический словарь»,М., «Возрождение», 1992.
3. Святитель Димитрий Ростовский «Жития святых» в 12 тт. Оптина Пустынь
4. Архиеп Филарет (Гумилевский) «Жития святых»
5. Прот. Сергий (Булгаков) «Два первоапостола», М., «Лучи Софии», 1996.
6. А.П. Скогорев «Апокрифические Деяния апостолов», СПб, «Алатейя», 2000.
7. И.С Свенцицкая «Судьбы апостолов. Мифы и реальность», М., «Издательский дом «Вече», 2005.
P.S. Статья написана в соавторстве с человеком,который пожелал не указывать свое имя на этом сайте. 


Рецензии