Работа над орбитальным кораблем Буран
В 1971 году почти весь наш выпуск Аэрокосмического факультета МАИ (Московского авиационного института)
распределили в Подлипки, кого в НПО (Научно-производственное объединение) "Энергия", кого в ЦНИИМАШ ( Центральный научно-исследовательский институт). Я оказалась в ЦНИИМАШ, так как делала там диплом.
Темой диплома был Спускаемый аппарат на Марс из проекта "Аэлита".
Хотя была на девятом месяце беременности, я честно рассчитывала динамику спускаемого аппарата , его углы атаки и пр. , чертила кабину, рисовала плакаты.
Члены комиссии были ко мне снисходительны и оценили мой диплом на отлично. Через некоторое время нам предложили перейти в ЦКБМф в Фили, где начиналась работа над новым проектом космической станции. Почти все наши ребята перешли туда, так как это ближе к дому и была перспектива выбора направления работы. Так я оказалась в отделе прочности, а мой муж в отделе проектирования.
Уже через 10 месяцев после рождения ребенка я приступила к работе. Огромное спасибо моей свекрови Анне Сергеевне Широких, которая сама предложила помощь по уходу за малышом.
Четыре года я усердно работала и училась у старшего поколения.
23 февраля 1976 года постановлением правительства в Москве было образовано новое Научно-производственное объединение (НПО) "Молния" с целью участия в разработке многоразовой космической транспортной системы.
В это время в США уже полным ходом шли работы по созданию крылатой космической системы "Спейс Шаттл".
Новому объединению поручили разработку многоразового орбитального корабля "Буран"под руководством Генерального конструктора академика РАН Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.
И опять мы почти всем выпуском рванули на новое дело.
В НПО "Молния" были собраны лучшие научно-технические кадры.
Была создана передовая научная, производственная и испытательная база. Работать на новой вычислительной технике и под руководством опытных специалистов было очень интересно. Порой забывали о еде и отдыхе, засиживались допоздна, работали и в выходные.
Многие защитили кандидатские и докторские диссертации (в том числе мой муж).
При создании нашего космического корабля конечно использовались данные об американском проекте.
Однако наш корабль далеко не копия американского. Главное отличие нашей системы в том, что основой является мощная ракета "Энергия", к которой крепится орбитальный корабль "Буран", отделяющийся от нее после выхода на орбиту. Как корабль, так и ракета имеют свои автономные системы управления. Ракета после отделения "Бурана"снижается и частично сгорает в атмосфере. Таким образом спасаемым, то есть многоразовым, является только орбитальный корабль "Буран", а ракета со своей системой управления и мощными маршевыми двигателями гибнет. Отсюда проект оказался дорогостоящим.
Одной из причин выбора такой схемы было желание создать сверхмощную ракету-носитель, которая послужит для выполнения других задач, что она и делает до сих пор.
В американской системе основой является сам корабль, установленный на большом топливном баке, к которому крепятся дополнительные пороховые ускорители. Все двигатели и система управления размещены на корабле и возвращаются вместе с ним на землю, а ускорители, отработав в первые же минуты после старта, отделяются и опускаются на парашютах в океан,после чего поднимаются на борт корабля для ремонта и последующего использования.
Сгорает в атмосфере топливный бак - самый дешевый элемент системы.
Итогом наших многолетних трудов стал запуск 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур орбитального корабля "Буран" и его автоматическая посадка !
Нашей радости не было предела!
Что было потом - всем известно: перестройка и закрытие проекта.
См. видео запуска и посадки http://vk.com/video185455306_164517545
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2015/02/01/1307
Свидетельство о публикации №214082201510
Многоразовые топливные баки плюс стартовые ускорители - равняется "катастрофа".
Крохотный прогар в корпусе - и мгновенная гибель корабля... Так было у американцев...
Жалко Бурана... нашего. Разрушительные политические эксперименты и предатель-генсек КПСС отбросили наш космос назад. Впрочем, закостеневшие мозги - общая наша российская беда.
Новость об автоматической посадке Бурана прослушал по дороге на работу... Поскольку сам в некоторой степени электронщик, знаю, что технически осуществить такую процедуру (автоматическую посадку) - достаточно сложно. Телемеханика, это вообще вещь очень "художественная", а ведь Буран зашёл на посадку именно АВТОМАТОМ!
В день 12 Апреля хочется поздравить Вас и Ваш коллектив (коллективы)с замечательными достижениями в освоении Космоса.Наверное, "космисты", это, скорее художники, чем технари! Космос - это одно из самых великих искусств!
Желаем Вам многих удач! И обязательно вспомним Юрия Алексеевича Гагарина...
Сергей Вожегодцев 12.04.2016 19:20 Заявить о нарушении
Лина Широких 12.04.2016 20:38 Заявить о нарушении