Работа над орбитальным кораблем Буран

 

                В 1971 году почти весь наш выпуск Аэрокосмического факультета МАИ (Московского авиационного института)
распределили в Подлипки, кого в НПО (Научно-производственное объединение) "Энергия", кого в ЦНИИМАШ  ( Центральный научно-исследовательский институт).        Я оказалась в ЦНИИМАШ, так как делала там диплом.
Темой диплома был Спускаемый аппарат на Марс из проекта "Аэлита".
 Хотя была на девятом месяце беременности, я честно рассчитывала динамику спускаемого аппарата , его углы атаки и пр. , чертила кабину, рисовала плакаты.
Члены комиссии были ко мне снисходительны и оценили мой диплом на отлично. Через некоторое время нам предложили перейти в ЦКБМф в Фили, где начиналась работа над новым проектом космической станции. Почти все наши ребята перешли туда, так как это ближе к дому и была перспектива выбора направления работы.  Так я оказалась в отделе прочности, а мой муж в отделе  проектирования.
               Уже через 10 месяцев после рождения ребенка я приступила к работе. Огромное спасибо моей свекрови Анне Сергеевне Широких, которая сама предложила помощь по уходу за малышом.
Четыре года я усердно работала и училась у старшего поколения.
             23 февраля 1976 года постановлением правительства  в Москве было образовано новое Научно-производственное  объединение  (НПО) "Молния" с целью участия в разработке многоразовой космической транспортной системы.
      В это время в США уже полным ходом шли работы по созданию крылатой космической системы "Спейс Шаттл".
              Новому объединению поручили разработку многоразового орбитального корабля "Буран"под руководством Генерального конструктора академика РАН Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.
             И опять мы почти всем выпуском рванули на новое дело.
 В НПО "Молния" были собраны лучшие научно-технические кадры.
Была создана передовая научная, производственная и испытательная база.   Работать на новой вычислительной технике и под руководством опытных специалистов было очень интересно.  Порой забывали о еде и отдыхе, засиживались допоздна, работали  и в  выходные.
Многие защитили кандидатские и докторские диссертации (в том числе мой муж).

             При создании нашего космического корабля конечно использовались данные об американском проекте.
      Однако наш корабль далеко не копия американского. Главное отличие нашей системы в том, что основой является мощная ракета "Энергия", к которой  крепится орбитальный корабль "Буран", отделяющийся от нее после выхода на орбиту. Как корабль, так и ракета имеют свои автономные системы управления. Ракета после отделения "Бурана"снижается и частично сгорает в атмосфере. Таким образом спасаемым, то есть многоразовым, является только орбитальный корабль "Буран", а ракета со своей системой  управления и мощными маршевыми двигателями гибнет. Отсюда проект оказался дорогостоящим.
       Одной из причин выбора такой схемы было желание создать сверхмощную ракету-носитель, которая послужит для выполнения других задач, что она и делает до сих пор.
              В американской системе основой является сам корабль, установленный на большом топливном баке, к которому  крепятся дополнительные пороховые ускорители. Все двигатели и система управления размещены на корабле и возвращаются  вместе с ним на землю, а ускорители, отработав  в первые же минуты после старта, отделяются и опускаются на парашютах в океан,после чего поднимаются на борт корабля для ремонта и последующего использования.
Сгорает в атмосфере топливный бак - самый  дешевый элемент системы.
            
Итогом наших многолетних трудов стал запуск 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур  орбитального корабля "Буран" и его автоматическая посадка !
 Нашей радости не было предела!

Что было потом - всем известно: перестройка и закрытие проекта.

  См. видео запуска и посадки    http://vk.com/video185455306_164517545


СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ  http://www.proza.ru/2015/02/01/1307


Рецензии
Добрый вечер, Ангелина!..

Многоразовые топливные баки плюс стартовые ускорители - равняется "катастрофа".
Крохотный прогар в корпусе - и мгновенная гибель корабля... Так было у американцев...

Жалко Бурана... нашего. Разрушительные политические эксперименты и предатель-генсек КПСС отбросили наш космос назад. Впрочем, закостеневшие мозги - общая наша российская беда.

Новость об автоматической посадке Бурана прослушал по дороге на работу... Поскольку сам в некоторой степени электронщик, знаю, что технически осуществить такую процедуру (автоматическую посадку) - достаточно сложно. Телемеханика, это вообще вещь очень "художественная", а ведь Буран зашёл на посадку именно АВТОМАТОМ!

В день 12 Апреля хочется поздравить Вас и Ваш коллектив (коллективы)с замечательными достижениями в освоении Космоса.Наверное, "космисты", это, скорее художники, чем технари! Космос - это одно из самых великих искусств!
Желаем Вам многих удач! И обязательно вспомним Юрия Алексеевича Гагарина...

Сергей Вожегодцев   12.04.2016 19:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! Вам тоже мои поздравления. С теплом, Лина(не Ангелина).

Лина Широких   12.04.2016 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.