Лаконика Спарта

     Спарта Непобедимая погружалась
во тьму, только факел, горевший на
акрополе, отбрасывал красный отблески
на черные тучи в небе.

             Валерио Массимо Менфреди.
                Спартанец.


     Дед с внуком, возбужденные, возвращались с футбольного матча "Спартак" - "Зенит", обсуждая отдельные эпизоды игры.

     - Дед, честно говоря, я так и не понял, за кого ты болел - за "Спартак" или питерскую команду?

     - Признаться, у меня нет, как ты говоришь, "любимой команды", - ответил старик. - В каждой команде есть интересные игроки, каждая команда иногда создает интересные игровые комбинации, где проявляется ум тренера и игроков. Вот поэтому я не сторонник какой-то отдельной команды, я за красивый, умный футбол. Кстати, вот ты - поклонник "Спартака". А ты знаешь историю названия своей команды?

     - Ну, как же! Спартак - это известный гладиатор, поднявший восстание. О нем еще писал итальянский писатель Джованьоли. Эти гладиаторы на арене сражались друг с другом и даже с дикими животными. А в гладиаторы назначали крепких рабов...

     - Да, это было дикое зрелище - смотреть, как люди убивают друг друга или сражаются с дикими хищниками. Но в гладиаторы шли не только рабы - туда нередко добровольно шли и свободные граждане.

     - А эти-то зачем? Это же риск для жизни...

     - О, удачливый гладиатор был популярен не меньше, чем современные футболисты. Слава, почет, уважение, женщины, богатство - вот это их и привлекало, заставляло идти на смертельный риск.

     - А сама Спарта - это что такое?

     - Для того, чтобы понять это, нам надо вернуться назад в историю примерно на три тысячи лет. Если тебе интересно, я расскажу, пока мы в метро едем. Это длинная история...

     - А нам далеко ехать, время есть.

     - Добро, тогда слушай.

     Когда-то на месте нынешней Греции существовала так называемая Ахейская цивилизация. Именно ахейцы, а не греки, вели войну с Троей, именно они, а не греки, поставляли людей на съедение Минотавру на остров Крит.

     Но где-то чуть более трех тысяч лет назад на их территорию с Балканского полуострова вторглись завоеватели-дорийцы, уничтожившие не только города ахейцев, но и их культуру.

     И только через полтысячи лет началось возрождение древнегреческого общества. На место мелких поселений стали возникать города, пока еще изолированные друг от друга. Так, на юге наибольшую силу приобрела Лаконика (она же Спарта), а чуть севернее - сразу за перешейком - Аттика (теперь это столица Греции Афины). Да и остальные крупные поселения считались самостоятельными государствами, где правили цари.

     - Как у нас в Древней Руси, разбитой на отдельные княжества? - спросил внук. - И князья все время воевали друг с другом...

     - Ты очень верно это подметил - история Древней Греции через тысячи лет повторилась у нас. Вот ты в данный момент интересуешься Спартой.

     Так вот, в Лаконике фактически правили два царя. Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцев возрастом не моложе 60 лет.

     В истории Древней Греции нам известен царь Лаконики Ликург, который провел законы, препятствующие обогащению отдельных граждан и имущественному расслоению общества. Всю плодородную землю разделили на равные участки, клеры, каждая спартанская семья получила свой надел.

     - Как это обещали большевики при Ленине?

     - Наша банда преступников только обещала раздать землю, а на самом деле обманула крестьян, фактически превратив их в рабов без паспорта, без земли, без оплаты труда.

     Но вернемся к Спарте. Ликург сурово преследовал роскошь, он даже отменил хождение золотых и серебряных монет!..

     Главным для себя спартанцы считали войну. Все общество было поделено на отдельные боевые отряды, где воины даже питались из общего котла. Для этого каждый воин приносил свою долю продуктов.

     - Так поступали и казаки в Запорожской сечь...

     - Правильно. Видишь, в истории нет практически ничего нового - едва ли не все уже когда-то было.

     Только у спартанцев командиры тщательно наблюдали, чтобы каждый воин полностью съедал свою порцию. Если кто-то не доедал, его могли заподозрить в том, что он поел на стороне, а значит, обманул и обделил своих товарищей. Это считалось очень серьёзным проступком - за такое нарушение либо накладывался штраф, либо изгоняли из отряда. А это был позор на всю жизнь!

     - Не доел кашу - преступление?

     - Зато никто ни у кого не воровал. И воины были накормлены, а значит, сильными - они могли расходовать больше энергии в бою.

     Так вот продолжим. Детей с самого детства обучали воинскому искусству. Причем это воспитание было довольно жёстким. Когда в спартанской семье рождался мальчик, старейшины внимательно осматривали его и решали - оставить в живых или нет? Если находили в новорожденном какой-то изъян, его сбрасывали в пропасть, где его тело обгладывали грифы или хищники.

     - Но это же дикость! - воскликнул внук. - Фашисты какие-то...

     - Дикость, конечно. Но спартанцы рассуждали просто: кругом враги, пригодной для обработки земли мало, слишком расточительно содержать хилых и инвалидов, не способных дать ничего взамен.

     - Это были единичные случаи?

     - Не думаю. Проблема состояла в том, что Лаконика была изолированным сообществом, значит, здесь должны были наблюдаться близкородственные браки. А в результате инцеста нередко рождались неполноценные дети.

     - Но были же раненые воины, которые тоже были нахлебниками. Их что, тоже уничтожали?

     - Нет, считалось, что он выполнил свой долг перед Спартой-Лаконикой, следовательно, он заслуживает того, чтобы о нем заботились.

     Я снова вернусь к системе воспитания детей.

     В семилетнем возрасте ребенка забирали из семьи и он переходил под опеку государства. Их объединяли в небольшие отряды, где воспитатели и наставники организовывали для них довольно суровые условия занятий и была очень жесткая дисциплина. Будущих воинов приучали молча сносить побои и беспрекословно подчиняться своим начальникам. При этом мальчики обязаны были сами себя обеспечивать питанием.

     - Воровать, что ли? Им же некогда было работать!

     - Именно воровать продукты из любых садов и домов.

     - А если поймают?

     - Воришку наказывали, но не за то, что воровал, а за то, что попался.

     - И долго они занимались в таком "Суворовском училище"?

     - В казарме они жили до 30 лет, после чего им разрешали жениться и заводить свою семью.

     - А как же девочки?

     - Их также обучали воинскому искусству, правда не так интенсивно, как мальчиков.

     Подготовленный таким образом воин, даже смертельно раненый на поле боя, должен и умирать достойно - молча! А если совершал недостойный поступок, он обязан был убить себя...

     - Как самураи?

     - Почти. Именно так и поступил с собой царь Клеомен.

     - Откуда это стало известно?

     - Об этом нам сообщил античный историк Геродот в своей знаменитой  "Истории".  Он же рассказал, что после поражения при Фермопилах оставшиеся в живых спартанцы причислили себя к "o tresas" - тот, кто струсил - и покончили с собой.

     - А что это за битва при Фермопилах? Я что-то слышал о ней, но подробностей не помню.

     - 100-тысячное войско персидского царя Ксеркса  переправилось через узкий пролив, отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова, и направилось в сторону Греции. Они уже прошли Фракию, Македонию, Северную Грецию и приблизились к узкому Фермопильскому проходу, открывающему путь в Среднюю Грецию. Греки не успели подвести основные силы и узкий проход охранял отряд всего в 5 тысяч бойцов во главе со спартанским царем Леонидом.

     Спартанцы выстроили придуманную ими фалангу - тесный строй тяжеловооруженных воинов с длинными копьями. Такая фаланга наводила ужас на врагов. Именно такая фаланга и встретила персов в этом проходе.

     И огромная армия персов в этом "закупоренном" проходе ничего не могла сделать с отважными спартанцами - те выстроили впереди себя стену, за которой и вели бой.

     Когда Ксерксу доложили, что его армию сдерживает небольшой отряд спартанцев, он рассмеялся и, желая их устрашить, велел передать: "Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце!" - "Ну, что же, велел передать ответ Леонид, - мы будем сражаться в тени!"

     Атака персов следовала за атакой, но все эти попытки сломить отважных спартанцев не приносили результатов. Оказались бесполезными и боевые колесницы - слишком узок был проход, войску негде было развернуть боевые порядки. Стена перед спартанцами была буквально завалена трупами.

     - И что, они остановили персов?

     - К сожалению, нет. Нашелся предатель. Его имя известно - Эфиальт. На третий день боев он тайно проник в лагерь Ксеркса и сообщил ему о существовании узкой горной тропы, которая ведет в тыл обороняющим Фермопильский проход. За большое денежное вознаграждение он согласился провести по этой тропе отборный части врага - так называемых "бессмертных".

     Когда Леонид увидел, что в тылу с гор спускаются персы и его войску грозит окружение, он отдал приказ грекам оставить Фермопилы и отступить, а сам остался оборонять проход с 300 спартанцами. Все они погибли. Погиб и царь Леонид.

     На месте былого сражения отважных спартанцев был поставлен памятник, на котором были высечены такие строки:

                Путник, поведай спартанцам о нашей кончине;
                Верны законам своим, здесь мы костьми полегли.

     - И персы уничтожили Грецию и Спарту? - заинтересованно спросил внук.

     - Дальше основные бои развернулись уже на море - в Саламинском проливе. Именно на остров Саламин сбежали из Афин жители этого города и его окрестностей.

     Здесь греки схитрили. Они знали об отмелях и подводных течениях в проливе и очень удачно расположили свои корабли. Персы же не имели периклов - лоций. Их тяжелые корабли постоянно садились на мель, что мешало им маневрировать. Этим и воспользовались греки - флот Ксеркса был разбит и потоплен. Отважно за персов сражались лишь корабли Артемисии. Корабль, на котором находилась сама царица не только отчаянно таранил афинские суда, но и сумел благополучно ускользнуть от погони.

     Наблюдая эту битву с высокого берега Аттики, Ксеркс в сердцах воскликнул: "Мужчины стали у меня бабами, а женщины превратились в мужчин!"

     После этого позорного поражения, лишенная снабжения по морю сухопутная армия Ксеркса вернулась в свои владения.

     В это время диктор в вагоне метро объявил их остановку и дед с внуком вышли на перрон. Уже по дороге домой восхищенный внук сказал:

     - Ну, ты, дед, целую лекцию прочитал. А ты заметил, что тебя все, кто был вокруг нас, слушали - никто из пассажиров не разговаривал, а тот, кто входил, тут же замолкал?

     - Тебе-то самому понравилось?

     - Еще бы!

     - Ну, вот и хорошо, вот и ладно.

     - Но ты не рассказал о Спартаке...

     - А вот в следующий раз пойдем на футбол, пока будем ехать в метро, я тебе и расскажу. А сейчас мы уже пришли домой. Да ты сам возьми книжку, да и почитай - у Джованьоле там все подробно описано...

 


Рецензии