Вятка исцеляющая
1943 год.
Письма домой в Германию, солдат Паулюса о голоде, тифе и 20-градусном морозе, относятся к Вятке в той мерке, сколько военнослужащих вермахта и его союзников попадают после Сталинграда к нам. В памяти очень немногих, доживших, до наших дней медицинских сотрудников спец госпиталей остались те лица и понятые позже слова: «…Брод. Кальт».
Т. Ф. Киселёва, из Оричей, рассказывает: «Они целовали наш хлеб. Пайковый, в магазине, не был таким вкусным, душистым и мягким, какой пекли для них. Суп в столовой они выпивали через край тарелки.
Хлеб всегда прятали за пазуху, словно боялись снова не получить. Его съедали маленькими кусочками в течение дня». Таисия Филипповна 20-летней девушкой встала у операциоенногно стола, рядом с немецким хирургом из Мюнхена, Инсмайером в 1944, , и ушла в 75, совсем недавно. Шесть десятилетий, нищета и стрессы перестройки, выжили совсем мало таких тружениц.
В первых донесениях из СГ- 3497 имеется: « Поляки, румыны, некоторые немцы радуются сообщениям из Северной Африки. Они надеются, что война скоро кончится.
Офицеры Крюгель (лётчик), Пунш, Келлер встревожились, когда услышали ноту Молотова о насильственном угоне русских людей в Германию.
Итальянцы, венгры считают климат Вятки слишком суровым, и боятся его не перенести».
В других сообщениях упоминаются австрийцы, чехи, словаки, евреи, испанцы, даже люксембуржзцы и французы. В конце лета: «Немцы отговаривают итальянцев идти на борьбу с Гитлером: « Там – убьют. В госпитале лечат, кормят, тепло Офицер Гассарт избил рядового Штадтера за сообщения, что русские взяли Мелитополь, и польский корпус выступил против немцев».
В Кировской области за этот год появились лагеря №№ 101, 307 для военнопленных». В шести госпиталях за полгода больные и раненые военнопленные сменили раненых красноармейцев. За все годы войны они лечились в 18 госпиталях из 60. в среднем дислоцирующихся по области. Перед «госпиталь» появляется – «спец». Вся переписка мечена: «секретно», «строго секретно», «копированию не подлежит». Для военнопленных выделены: СГ-№№ 1149,1773, 3947, 2074 и Кайские, в п. Рудничный (ст. Фосфоритная) 3007, 3171. Из хирургических, - все указанные, стали инфекционно-терапевтическими, к чему явно не готовились
Поступило 5948 военнопленных, из которых только 127 врачи нашли здоровыми. В вагонах уже находилось много трупов.
В дальнейшем, «поступление здоровых военнопленных в госпитали отмечается крайне редко». 2311 военнопленных умерли. Из 1439 больных сыпным тифом, скончались 713. Из 316 – дизентерией, 298 – смерти. Поражёнными в боях нашли 2048, но большинство – обморожения. «Диагностированы больные и умершие с далеко зашедшими формами туберкулеза и алиментарной дистрофии».
Информация за первую половину, и весь год собрана зам начальником 2 отдела МЭП-22 Тормосовым.
В объяснительной записке он дополняет: « 644 военнопленных выздоровели, отправлены в лагерь.533 выздоровевших, НКВД не забирает, потому что противится перемещениям вп по области в своей форме, не хватает людей для конвоирования, и трудности с вагонами». К концу 1944 года, 3128 военнопленных, госпитали не могут передать лагерям по тем же причинам.
В отчёте за год, находим:«Поступившие из районов боевых действий группы находились в самой неблагополучной с-э обстановке: завшивленность, выраженные формы тифа, ,чуть меньше дизентерия».
Военнопленные из лагерей, находились в лучшем состоянии, хотя среди них также были случаи сыпного тифа. Преобладали переболевшие военнопленные.
Наконец группы из лечебных учреждений, прибывавшие сан летучками и в сопровождении медперсонала находились в самом лучшем состоянии».
Наличие первой группы привело к вспышкам тифа во всех госпиталях, кроме СГ- 3171. Конвой, если был, прибывал больным». Добавим: имелись жертвы среди медперсонала, населения.
В отчёте от 20.02.44г., представленном ГУЭГ НКЗ РСФСР и УПВИ НКВД СССР, сказано: «Летальность за второе полугодие уменьшилась с 31.1 до 6,6%.
ПОИСКИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Комиссия НКВД СССР, работавшая в Кирове летом, «нашла недостатки в диагностике и лечении а типичной дистрофии, авитаминозов».
Спец госпитали оказались в подчинении НКО, НКЗ, но только представители НКВД, навещающие спец госпитали из штаба Урал во, Москвы, ставят задачу: « Отвечать за жизнь каждого военнопленного и обеспечить надлежащее лечение». Вся лечебная и хозяйственная работа спец госпиталями ведётся силами сотрудников.
Шефства и помощи, как прежде, со стороны предприятий, не стало. Как заготовить и привести : 6-8 тысяч куб метров дров, 3-4 сотни тонн картофеля, овощей женскими руками? Коллективы всех госпиталей после середины 1942 – на девять десятых женщины, девушки. Водопровод, канализация, электричество- роскошь очень немногих корпусов. Но, руководством в действиях начальников госпиталей до осени 1944 служит письмо НКЗ и НКВД, подписанное Миловидовым и Круговым: «О своевременной выписке, работе госпитальных комиссий и запрещении использования выздоровевших военнопленных».
Рефрен всех документов, касающихся спец госпиталей, можно выразить словами замполита Гарцмана из СГ-3171, « Как сочетать требования быстрого восстановления здоровья военнопленных с фактами перебоев в снабжении медикаментами, продовольствия, размещением госпиталя на далёкой периферии».
Тысячи сыновей, отцов. братьев и мужей, вернувшихся домой , в Европу спасены медиками на Вятской земле вопреки тяготам, не подвластным современному уму.
. Заключения современных врачей Германии, выполненные по просьбам родственников, не вернувшихся домой военнослужащих, говорят: «Лечили правильно».
1944.
С августа, за короткий срок, 5000 военнопленных сменили красноармейцев в госпиталях № 1952, 3169.3426.3169.
СГ- 1149 летом передислоцирован в Запорожье. СГ- 3947 - в Мосюковшина(Белоруссия). Доставка больных и продовольствия при отсутствии железной , весной и осенью – всякой дороги, в Белую Холуницы и Верхошижемье, требовала неимоверных усилий.
СГ –1952 , в Оричах. принял 1242 пациента, на рассчитанные 500 штатных мест. Около 90 имеют огневые ранения, остальные терапевтически больны.
СГ-3169 принял до 906 военнопленных средней тяжести. На штатных 500 коек. Бытовые условия в нём, особенно тяжелы, и самая большая проблема – вода.
В ХалтуринскиеСГ- №№ 3160,3426 при штатных 1300 койках, 23 августа прибыл состав с 3000 военнопленными. От станции Оричи, 22 км преодолены пешком. Трое дорогой умерли. На месте, поделив на части:1200 и 1800, в течение 10 дней проведя санобработку, устроили всех. Теснота, даже на застеленном соломой полу, позволяла перевернуться с боку на бок, только всем одновременно. Страх перед инфекцией заставил навети образцовые чистоту и порядок даже в такой тесноте.
Дополнившие госпиталь новые здания имели только стены. Трудом и энтузиазмом жеенщин-медиков здания достроили, утеплили, в одном запустили даже водяное отопление. Районная власть отбрыкивалась: « Занимайтесь своими фашистами сами». Общая теснота в спец госпиталях заставила УНКВД КО просить у НКЗ РСФСР разрешение о разгрузке военнопленных в общие с красноармейцами госпитали. Ответ: «…Категорически запрещено!».
К концу года в госпиталях находится по отчёту 6316 военнопленных.( В ведомости за декабрь 9006). 61,1% страдают алиментарной дистрофией и её последствиями. Сыпной тиф –0,4, пеллагра-3,7 а цинга 3,6%.
Число больных всеми формами туберкулёза увеличилось до 9,7% . За всеми госпиталями закреплены опытные, постоянно посещающие консультанты. Мышкин И.И. один из них. Он известен, как лучший терапевт и фтизиатр области Им быстро разработаны практические рекомендации для лечения и профилактики у военнопленных туберкулёза, алиментарной дистрофии, авитаминозов, дизентерии. Иван Иванович – глава в лечении военнопленных в Кировской области.
Тиф лечат по рекомендациям, разработанным НКЗ РСФСР.
С новыми партиями появляются скарлатина, дифтерия, сифилис, гепатит. Увеличивается число нервных заболеваний.
Приказом от 15.марта. НКЗ РСФСР и НКВД СССР приказано создать отделения для лечения туберкулёза при спецголспиталях Мордовии, Кировской, Чкаловской, Горьковской областей , общим числом 1500 коек. В Кировской области: СГ -2074-200 коек, СГ – 3007 на 300 мест.
Две последние группы военнопленных, упомянутых Тормосовым в 1943 году, противоречат трактовке событий 1944.
2 апреля на ст. Фосфоритная, прибыли 313 вп из госпиталя 397 г. Киева. Военнопленные взяты при Корсунь-шевченковской операции. Большинство немцев, есть румыны, венгры. В пути находились 1,5 месяца. Телеграмма и звонок из Кирова поступили в Рудничный, когда госпитали устроили прибывших, поделив их на 100 и 213.
При 1,1 кв. метра на больного, две трети, из которых очень тяжёлые, внезапность появления позволили выделить новому контингенту лишь отдельные палаты с персоналом, либо кровати за занавесками. Отдельных зданий нет. У Брагинской, заболели 111 военнопленных, и 42 из них спасти не удалось. И так до конца года.
Эта женщина – начальник госпиталя №3171 вместе с Морозовым Г.А. из СГ - № 3007 не пустила тиф в страшные первые месяцы 1943 года, когда все другие спец госпитали несли огромные потери.
Но здесь оказалась бессильной.
2001год
Свидетельство о публикации №214082301513