Память
Максим Горький
Свеж воздух раннего апрельского утра. На востоке появилась узкая бледно жёлтая полоска неба. С ВЫОТЫ ПОЛИЛИСЬ неповторимые трели жаворонков - приветствие восходящему солнцу. На крылатых машинах, подготовленных к полётам умелыми руками технического состава, и выстроившихся «по линейке», лётчики – инструкторы проводят предполётную подготовку с курсантами.
В кабине истребителя с бортовым номером 29 курсант Николай Осипов. Он единственный из курсантов полка, закончивший аэроклуб и имеющий удостоверение «Пилот – спортсмен». Как бывает среди молодёжи, к нему приклеилось безобидное прозвище «Пилот».
На стремянке стоит его инструктор капитан Дёмин. Он задаёт курсанту вопросы по предстоящему полётному заданию. Курсанты лётной группы расположились на крыльях самолёта, склонившись к кабине. Они смотрят на действия товарища с оборудованием кабины при ответах на «вводные» офицера.
Чёткость занятия нарушил один из курсантов.
- Товарищ капитан, Вы знаете новость?
- Какую? – Повернулся к нему инструктор.
- «Пилот» стал отцом! Он получил вчера телеграмму с сообщением о рождении сына.
- Что ты говоришь? Вот - здорово! – Отреагировал капитан. – Поздравляю тебя, Осипов, с рождением сына!
Звуки запущенных реактивных двигателей заглушили небесные трели жаворонков - начались полёты. Грохотом разрывая воздух, самолёты один за другим уходили в небо.
Боевой самолёт с номером 29 поднял в весеннее небо «Пилот».
Он должен отработать заход на посадку двумя разворотами на 180 градусов. Николай тщательно выдерживает заданный режим полёта, изредка отрывая взгляд от приборной доски.
Внизу в утренней дымке проплывает степной ландшафт, лесопосадки, просёлочные дороги. Внизу справа от самолёта, по железно дорожному полотну идёт пассажирский состав. Вагоны синего цвета привлекли взгляд курсанта.
- Через полгода лейтенантом поеду домой, может быть, на этом поезде. – Отвлекла мысль от пилотирования.
Приборы показывали место «второго разворота». Курсант сосредоточился на выполнении захода на посадку.
Внезапно его тело, пристёгнутое ремнями, от резкого торможения устремилось вперёд.
- Что такое? – Забеспокоился парень. - Скорость!
Да, скорость резко падала – стрелка прибора быстро двигалась в сторону нуля, на приборной доске загорелись красные сигнальные лампочки.
- Это остановка двигателя! Нужно немедленно катапультироваться. – Понял курсант.
Что бы не потерять скорость, перевёл самолёт на снижение.
- Я 916-ый, на втором, высота 800, остановился двигатель. - Возбуждённо передал в эфир.
- 916-ый. Катапультируйтесь! – Услышал в шлемофоне.
Николай посмотрел вниз. Как же покидать самолёт, если самолёт снижается на село?
- Строгий голос руководителя полётов требовал немедленного покидания самолёта.
- Подо мной люди! – Прозвучало в эфире.
Время летело быстро, для спасения была дорога каждая секунда. Курсант, попавший в критическую ситуацию, понимал, что если до высоты 300 метров не покинет самолёт, то ниже не хватит высоты для полного раскрытия парашюта.
- Что делать? Прыгну сейчас – самолёт упадёт на дома. Отвернуть к ближнему краю села! - Снова контроль скорости полёта и высоты.
- Нет! Дома «не перетянуть!» - Убедился курсант. – Что делать?
Между домами, быстро увеличивающихся в размерах, он увидел пустырь.
- Туда, это огород! - Твёрдо решил Николай.
Грохот взрыва потряс село. В нескольких домах вылетели стёкла. Между двумя домами в огороде образовалась глубокая воронка.
Я, очевидец трагического весеннего утра, через 40 лет, проезжая на автомобиле близко к тому месту, заехал в село. Встречая селян, спрашивал - что помнят, или знают о подвиге курсанта – лётчика, спасшего жизни их односельчан. Ни кто из встретившихся мне жителей не мог что – либо рассказать о той трагедии.
- Возможно, - подумал я, - если бы не гибель Николая Осипова, то не родился бы кто - то из тех людей, с которыми мне довелось разговаривать.
Аверин Б.
23.08.14.
Свидетельство о публикации №214082301711