ВДНХ как символ возрождения России

Слова Константина Паустовского  «воспоминания — это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир» напрямую относятся к ВДНХ.  В народной памяти аббревиатура «ВВЦ» так и не прижилась. ВДНХ! Место, куда не зарастет народная тропа. Никогда.

Для большинства наших сограждан, особенно рожденных во времена СССР, ВДНХ - место поистине культовое. Не только для москвичей: ВДНХ – одно из первых мест в столице, куда стремился попасть практически каждый приезжий. Там было на что посмотреть!  Да и я сам, хоть и не приезжий, до сих пор помню благоговейный трепет, каждый раз возникавший в душе,  когда я с родителями вступал на территорию этой грандиозной выставки. Это был маленький праздник.

ВДНХ – аббревиатура, имевшая неудобную транскрипцию на латинице. Неубиенный козырь советской пропаганды. Мощная демонстрация великих достижений великой Державы. Эстетическое и идеологическое влияние ВДНХ на зрителя было столь велико, что кинематографисты, более других сведущие в вопросах влияния на массовое сознание, стали немедленно использовать антураж выставки в своих картинах. Начиная с «Подкидыша», почти каждая картина, действие которой происходило в Москве, так или иначе затрагивала ВДНХ. А в картине «Свинарка и пастух» выставка «сыграла» одну из главных ролей – роль «свахи»: именно там повстречались главные герои.

Сейчас трудно полновесно представить себе, как выглядела ВДНХ в годы наибольшего расцвета. Но даже то, что осталось, передает ощущение грандиозности замысла Вячеслава Олторжевского -  первого архитектора ВДНХ: в формах «застывшей музыки» передать грядущим поколениям память о непреходящей красоте и величии родной земли.

Заметьте, не страны, а именно земли, Родины. Памяти предков. Как раз то, что, в соответствии с замыслами Даллеса, в нас стремились, и стремятся до сих пор, уничтожить.  Вот извольте-с: «…Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...»

Понятно, почему ВДНХ «пала» одной из первых в шальные времена «разгула демократии»? И почему решение о возрождении ВДНХ вызвало столь бурное негодование зарубежных СМИ.

Вот пример - The Foreign Policy: «Как Москва-Сити, полупустой офисный центр, который так и не стал Уолл-Стрит Европы, или шредер для денег под названием «Олимпиада в Сочи», новая ВДНХ будет ничем, кроме как Потёмкинской деревней. Как все перевёрнутые, раздутые проекты этой страны, она будет предназначена убеждать мир, что Россия – серьёзна, оптимистична, и смотрит в будущее. Россия всю свою историю пыталась катапультироваться из средневековья – «прорубить окно на Запад», как писал Пушкин. Советский период был не разрывом с прошлым, а усилением его. ХХ век отмечен колоссальными, смехотворными планами, проектами, комплексами и центрами, которые должны были порвать с прошлым и закинуть Россию в новый мир, созданный ей же. Все они провалились. После краха коммунизма выставка из 80 павильонов быстро деградировала до убогого, облупившегося базара, предлагающего всякий китч – коммунистический ширпотреб, дешёвые картины, бракованные шубы и бесконечный набор пиратских DVD. Перестройке ВДНХ недостаёт амбиций, скажем, уровня разворота сибирских рек атомными взрывами (был и такой план). Но она порождена той же концепцией и должна достичь той же цели – создать впечатление, что Россия современна».

Прошу прощения за пространную цитату, но это стоит прочесть, ей-Богу! Уж очень сильно ОНИ нас любят! И очень последовательно «желают нам добра»!

А вот завывания The Forbes: «Удивительно, но правительство Москвы собралось перестроить разваливающуюся сталинистскую выставку, «ВДНХ», и возвести 5,250,000 м2 коммерческих площадей. Заменить прогнивший тематический парк сталинизма на современные офисные здания и международный бизнес-центр: не могу представить себе лучший способ дискредитировать поганое наследие вождя, экономически безграмотную автаркию и государственное планирование... цены на жильё в Москве зашкаливают и город нуждается в новых площадях. Простой акт перестройки плохо используемого и уродливого куска земли принимает драматичное политическое, социальное и историческое значение. В скучном мире цен на недвижимость всё однозначно – рынок криком кричит о том, что Москва нуждается в большем развитии, и как можно скорее».

В этих комментариях есть одно общее место, бросающееся в глаза: тезис недопустимости самого факта существования ВДНХ как хранилища памяти о достижениях СССР и его преемницы – России - в прошлом веке. По версии победителей в «холодной войне», этих достижений не было, и быть не могло. Видимо, ВВЦ (бывш. ВДНХ), как большая, загаженная и облезлая барахолка, гораздо удобнее укладывается в их планы по уничтожению России.

История показывает, что в любых государственных системах, при любых формах правления, символам всегда придавалось первостепенное значение. В «лице» нынешнего ВДНХ мы имеем скорее «анти-символ»: в павильонах, некогда носивших имена союзных республик и отраслей промышленности СССР, сегодня демонстрируются совершенно не связанные с их тематикой продукты зарубежных производителей.

Политика колонизации России завершена?
Не думаю.
Поэтому решение о возрождении ВДНХ не может не вызывать симпатии у всякого, кто любит Россию.


Рецензии