V. Для эрудитов - Полный текст

V. Для эрудитов - Полный текст

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)".
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

V.1. Об ораторском искусстве
V.2. Древнегреческий пир - темы застольных бесед
V.3. Интересно знать, что...

V.1. Об ораторском искусстве

При подготовке речи следует заботиться о том:
1) что сказать;
2) в каком порядке сказать;
3) как сказать;
4) как запомнить;
5) как произнести.

Четыре раздела речи:
1) вступление;
2) изложение;
3) доказательства;
4) заключение.

Три достоинства стиля:
1) ясность;
2) красота;
3) уместность.

V.2. Древнегреческий пир - темы застольных бесед

По книге Плутарха «Исида и Осирис» («Пир семи мудрецов»)

1. Уместно ли на пиру рассуждать о философии?
2. Должен ли хозяин задавать тему для разговора или пусть её выбирают гости?
3. Почему старикам вкуснее неразбавленное вино?
4. Почему под осень люди обжорливее?
5. Что появилось раньше: курица или яйцо?
6. Почему у овцы, покусанной волком, мясо вкуснее, а шерсть хуже?
7. Что лучше за столом: давать ли каждому его часть или брать с общего блюда?
8. Почему полупьяные хуже держатся на ногах, чем вовсе пьяные?
9. Почему пьют три чаши или пять чаш, но никогда не четыре?
10. Какая пища легче для желудка: смешанная или одинаковая?
11. Почему иудеи не едят свинины: почитают они свинью или презирают?
12. Почему Гомер называет соль «божественной»?
13. Почему вино в сосуде лучше брать из середины, мёд снизу, а масло сверху?
14. Почему буква А в азбуке первая?
15. Если человека позовут с пира на пир, то принимать приглашение или нет?

V.3. Интересно знать, что...

1. Христианство возникло на базе Иудаизма, а Ислам – на базе Иудаизма и Христианства. Этим объясняется значительная близость теологических и философских учений, связанных с этими религиями.               

В Христианстве принято различать «Священное писание», т. е. саму Библию, и «Священное предание», т. е. постановления Вселенских соборов, папские буллы, писания отцов церкви и т. д. Католическая и православная церкви едины в признании семи соборов IV-IX вв. в качестве Вселенских, но католическая церковь считает Вселенскими ещё ряд других соборов.

Католический мир проповедует западно-европейскую философию, а православный – византийскую. В католической церкви укоренилось представление о трёх священных языках: древнееврейском и древнегреческом, на которых написана Библия, а также латыни, на котором проповедовали апостолы. Поэтому переводы Библии на другие языки не разрешались вплоть до Второго Ватиканского  собора (1962-1965 гг.).

В эпоху Реформации (XVI-XVII вв.) зародилось новое направление христианства, отделившееся от католической церкви – Протестантизм, вдохновителями которого были Мартин Лютер (Германия) и Жан Кальвин (Франция). Протестантизм в противоположность католицизму концентрируется не на том, что такое Бог сам по себе, а на том, каков Бог для человека.

В XVI в. представители протестантизма начали переводить Библию на национальные языки. В православии переводы Библии поощрялись во все времена.
До XII в. в Христианстве были  распространены идеи Неоплатонизма; в XIII-XIV вв. – Аристотелизма; в XV-XVIII вв. – снова Неоплатонизма.

2. Суфизм – мистическое течение в Исламе. Отношение суфизма к другим учениям иллюстрирует притча о слепых, захотевших узнать, что такое слон. Каждый из слепых ощупал какую-то часть слона и начался бесконечный спор. Один, ухватившийся за ногу, уверял, что слон похож на колонну; другой, проведя рукой по боку слона, настаивал на том, что слон похож на стену; третий, схвативший хвост, говорил, что – на верёвку и т. д. По мнению суфиев,  представители различных учений, как эти слепцы, «ухватили» различные части истины, но не способны понять, что это лишь фрагменты целого.

3. Буддизм (зародился в Индии): в центре внимания – человек, основная задача – освобождение от страданий, что возможно только при уходе из обычной жизни (Сансары) в Нирвану, для чего следует усвоить основные благородные истины:   

1) жизнь – есть страдание: рождение, болезни, смерть, разлука с милым, соединение с немилым и т. п. –  всё это – страдание;
2) причина человеческих страданий – это его желания: человеку постоянно чего-то хочется, но он не получает желаемого;
3) чтобы избавиться от страданий, необходимо избавиться от желаний: если человек сумеет уговорить себя, что ему не хочется получить какую-либо вещь, то одним страданием в его жизни станет меньше;
4) истинной реальностью является Нирвана, в которой затухают страсти, а вместе с ними и страдания, это выход из Сансары.
Многие философы разных эпох проповедовали аналогичные взгляды (Эпикур, Стоики и др.).
Страны Конфуция и Будды – не слишком крупные по своим размерам – имеют максимальное число жителей (более трети всего населения Земли). Не означает ли это, что именно они живут в наибольшем согласии с высшими законами?

4. Эллинизм – охватывает период от времени завоеваний А. Македонского (330 г. до н. э.) до 30-х гг. до н. э., когда последнее крупное государство Восточного Средиземноморья – Египет – было подчинено Римом.

5. Сократа афиняне казнили, Аристотеля изгнали, Платона терпели, а Зенона Китийского (основателя Стоицизма) почтили «золотым венком» и похоронили за государственный счет.

6. В 325 г. по указу императора Константина столица Римской империи была перенесена из Рима в г. Визант, переименованный в 330 г. в Константинополь (в честь императора Константина). 

Византия – Восточная Римская империя существовала более 1000 лет – с 395 г., когда умер император Феодосий Великий, поделивший Римскую империю между двумя своими сыновьями, и до 1453 г., когда турки захватили и разграбили Константинополь, и переименовали его в Стамбул.

7. В Древнем Риме был обычай подавать присутствующим на званом обеде разные кушанья в зависимости от их ранга.
По Ювеналу: «Хозяину подают прекрасный свежий пшеничный хлеб, огромного омара, обложенного спаржей, дорогие сорта рыб, гусиную печень, пулярку, величиной с гуся, прекрасные фрукты; гости же получают заплесневелые глыбы муки, маленьких раков, капусту, политую маслом для светильников, длинных угрей, которые приходятся сродни ужу, и яблоки в пятнах, которыми угощают обезьян».
«Хозяин ест лукринских устриц, шампиньоны, камбалу, крупную, прекрасно зажаренную горлицу, а гости – съедобные ракушки, «свиные грибы», маленького леща и сороку, издохшую в клетке» – Марциал.

8. В Древнем Риме существовало, так называемое «Право троих детей». Наличие нескольких детей (для жителей Рима троих, для жителей Италии четверых, для провинциалов пятерых) обеспечивало отцу ряд привилегий при получении лучших должностей и прочих льгот. Люди бездетные могли получить «Право троих детей»  в качестве особой милости.

9. По древнеримским понятиям адвокат был другом своего клиента, и его помощь была дружеской услугой, оплачивать которую запрещалось законом.

10. Семь римских царей, правивших до установления в Риме республиканского строя: Ромул – основатель города (754 г. до н. э..), Нума  Помпилий, Тулл  Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

11. Со времени Октавиана, внучатого племянника и приёмного сына Юлия Цезаря, римские императоры называли себя и своих сыновей (преимущественно наследников) Цезарями. Таким образом, наименование одной из ветвей рода Юлиев превратилось, в конце концов, в титул.

12. Средневековье в христианском мире закончилось в XIV в. Далее следовала Эпоха Возрождения, а в XVII в. началось Новое время.
Средневековье в буддийском и мусульманском мире закончилось в XIX в. и без периода Возрождения сразу же началось Новое время.
В Средневековье в буддийском мире развивались индийская, китайская и японская философии; в мусульманском мире – мусульманская и еврейская философии; в христианском мире – католическая и православная философии.
В Средневековье философии отводилась роль «служанки богословия».

13. Мыслители времён «Семи мудрецов» называли себя не «мудрецы», а «любомудры», что, по-гречески, означает – «Философы».

14. Философы огромное значение уделяли математике. Платон, многое перенявший у Пифагорейцев, написал на дверях своей школы: «Не знающим геометрии вход воспрещён!» Это связано с тем, что знание математики более всего приближает человека к Богам. Даже Бог не может сделать, например, чтобы дважды два не равнялось четырём, а сумма квадратов катетов не была равна квадрату гипотенузы. Если есть в мире законы, которым повинуются все на свете – и люди, и Боги, то это, прежде всего, законы Математики. Кто знает математику, тот знает то, что выше Бога.

15. Существование Божественной предопределенности (Августин) поддерживали Спиноза, Маймонид, Стоики.

16. Ряд философов – Гоббс, Макиавелли, Вольтер, Ламетри – считали, что «религия вредна, но для народа нужна (полезна)».

17. О роли воспитания. Ребёнок рождается:
как «чистый лист» – Локк;
«злым» – Ламетри.
При рождении: «все равны» – Гельвеций;
не имеют «дурных черт» – Руссо.
«Кем становится ребенок в дальнейшем – дело Воспитания» – Гельвеций, Руссо.
«Изначальное различие индивидуумов в интеллектуальном и моральном отношении несоизмеримо» – Шопенгауэр. 

18. О способах воспитания юношества. Основатель Спарты Ликург (X в. до н. э.) решил наглядно доказать как нужно воспитывать молодёжь. Он по-разному вырастил двух щенков: один был прожорливым и ленивым, а второй проворным. Когда щенков спустили с цепи, первый бросился к миске с похлёбкой, а второй погнался за живым зайцем.

19. О настоящей дружбе. Пифагорейцы Дамон и Финтий относились друг к другу так, что когда тиран Дионисий назначил день казни одного из них и приговорённый попросил его об её отсрочке на несколько дней, чтобы обеспечить своих близких, то другой поручился за него с тем, чтобы умереть, если тот не возвратится. Когда он вернулся к назначенному сроку, то тиран, изумлённый их взаимной верностью, попросил их принять его третьим в их дружеский союз.

20. Разница между стариком и ребёнком. Если не считать того, что первый изборождён морщинами и насчитывает больше дней от рождения, они во всём подобны друг другу: те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость.

21. Ум (хитрость) или сила. Командир велел молодому и сильному солдату вырвать хвост у старого коня, а дряхлому старику – у молодого коня. Первый справился со своей задачей с большим трудом, потому что старался вырвать весь хвост сразу, а второй легко, выщипывая волос за волосом.

22. Басня о лисе (О смысле смены должностных лиц). Лиса увязла в болоте и попросила ежа не отгонять облепивших её комаров, т. к. они уже напились её крови, а на их место могут слететься новые, голодные и потому ещё более жадные и жестокие.

23. Различаются правильно построенные предложения, которые могут быть истинными или ложными, и неправильно построенные предложения.  Например, предложение «2+2=4» является правильно построенным и истинным, предложение «2+2=5» является правильно построенным, но ложным, а предложение «2+2=стеариновая свеча» является неправильно построенным.

24. Философский диспут. В любом философском диспуте считается, что Авторитет ставится на последнее место, или совсем не принимается во внимание. Те, кто доверяет своим собственным силам, презирают прибежище чужой помощи (Абеляр).

25. «Буриданов осёл» (по имени французского философа Буридана (1290-1358 гг.), который, защищая тезис о свободе воли, приводил следующий пример: «Представим себе осла, стоящего между двумя совершенно одинаковыми вязанками сена, находящимися от него на совершенно равном расстоянии (справа и слева). Если бы поведение живых существ было бы причинно обусловлено, то в такой ситуации осёл умер бы от голода, поскольку у него не было бы никаких оснований для выбора вязанки, с которой он может начать есть сено. Но поскольку в реальной жизни ни один осёл не умер в такой ситуации, следовательно, даже у ослов есть свобода воли».

26. В Ветхом Завете сказано: «…а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за  обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (по аналогии с древним правом: «Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз»).

27. «Просите, и дано будет Вам, ищите и найдёте, стучитесь, и отворят Вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Матфея). Августин говорит: «Просите, молясь, ищите,  рассуждая, стучитесь, действуя».

28. «Никогда ничего не просите, в особенности, у тех, кто сильнее Вас.  Сами придут, и сами всё дадут» (Булгаков «Мастер и Маргарита»).

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА


Рецензии
Здравствуйте, Евгений! Быть эрудитом хорошо, даже нужно и полезно)))
Я бы вот слегка скорректировал фразу "жизнь есть – страдание", потому что такая формулировка может вести к неверным выводам. Термин "дуккха" скорее постоянная, напряжённая неудовлетворённость существующим положением.
Может лучше – существует страдание, в жизни есть страдание...?
Впрочем, это я так... Жаль что школьником не преподают краткий курс эрудиции.
С уважением Юрий

Юрий Тамистов   31.05.2021 14:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за внимание, отклик и комментарий.

Но, что мы можем сделать, если это один из базовых постулатов Буддизма, проповедующего о том, что:
- в центре внимания – человек, основная задача – освобождение от страданий, что возможно только при уходе из обычной жизни (Сансары) в Нирвану, для чего следует усвоить основные благородные истины, основная из которых:

"Жизнь – есть страдание: рождение, болезни, смерть, разлука с милым, соединение с немилым и т.п. – всё это – страдание...".

По поводу школьников тоже согласен.

С уважением, -

Евгений Говсиевич   31.05.2021 15:18   Заявить о нарушении