Семиотика и творчество

Часть 2. Семиотика и художественное творчество.

Знаки и знаковые системы, как известно, играют большую роль в общественной жизни человека.
К ним относятся, например, различного рода обряды и многочисленные символы и виды сигналов, а еще и денежные знаки и формы одежды, как профессионального, так и национального характера. И тут же языки и языки искусственные, созданные для узкого потребления в науках и сообществах и тому подобное. Мир наш весь из знаков состоит – 7 нот звучат и в космических далях вселенной.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

Ставя целью раскрасить свойства знаковых процессов, семиотика стремится  со своих позиций исследовать и такие явления культуры, как искусство и литература.
По своей природе словесный язык – знаковое явление. Литература и искусство, подобно языку, также представят собой знаковые системы. В сущности, важнейшие свойства языка, в значительной степени, автоматически переносятся на литературу в целом, ее отношение к действительности, ее функцию.

Языковый знак, слово, не только замещает материальную действительность, но проявляет себя по отношению к ней активно, влияя на её понимание и на действия по отношению к ней.

«Художественная литература говорит на особом языке, который надстраивается над естественным языком как вторичная система…. Это значит, что литература имеет свою, только ей присущую систему знаков и правил их соединения, которые служат для передачи особых, иными средствами не передаваемых сообщений» - говорил академик Ю. М. Лотман в работе «Структура художественного текста» 1970 г. С точки зрения Лотмана, искусство – это коммуникативная и одновременно моделирующая система. Художественные произведения заключают в себе те или иные сообщения и служат целям коммуникации. В то же время они дают определенную модель действительности.

Иногда высказывается мнение, что знаковость – это, собственно, условность в искусстве. Всё, что условно, относится к знакам; те же его явления и черты, которые свободны от условностей, не носят знакового характера.
С этим взглядом нельзя согласиться, и вот почему.
Искусство по самой своей природе условно, условно в том смысле, что оно своими особыми средствами передает существенное в жизни человека, творит мир образов, в котором проявляются свои специфические связи и соотношения. «Если лишить искусство условности, - пишет Константин Федин, - оно потеряет свою сущность. Уже в самой идее перенесения жизни на страницы книги лежит ирреальность (вымысел)…. Неправдоподобие в искусстве неизбежно, и романист тем более художник, чем больше ему удается создать иллюзию правдоподобия».

«Природная» условность искусства отнюдь не является препятствием к воплощению жизненной правды.

Давно развивается та точка зрения, что иносказательным и кодовым искусство было с самого своего зарождения. Пещерная, наскальная живопись относится к эпохе палеолита, и она выражается символами. Мифы, мифологические образы явились «фантастическим» отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных….

Мифологическая символика получила широкое развитие в искусстве. Символика получила широкое распространение в народном творчестве. Если обратиться, например, к русской народной лирике, то следует отметить, что она богата бытовой, природной символикой. Калина, цветущая яблонька – здесь выступают как символы молодой девушки и – более широко – красоты, юности. Сокол – это воплощение смелости, силы, он обозначает молодого человека, нередко жениха, но также и храброго человека вообще. Образ кукушки часто используется как символ одинокой, тоскующей женщины. Соловей знаменует собой счастье, любовь, радость. Ворон же – предвестник беды, несчастья, лишений. Символ печальной доли, горя замужней женщины в русской народной лирике выступает ива, «верба склоненная долу» и так далее.

Среди эстетических знаков, возникших в различные исторические периоды, большое внимание должны привлекать знаковые явления в художественной культуре 20-го века, которых огромное количество.
Знаковые черты в очень большой мере присущи массовому коммерческому искусству, создаваемому под эгидой мощной корпорации капиталистических предпринимателей. Тут мы вновь встречаемся с мифами, на этот раз с социальными мифами, которые настоятельно претендуют на признание их полной достоверности. Одним из наиболее важных среди них, «опорный» - является миф о том, что буржуазный образ жизни есть высшее достижение человеческой цивилизации. Этот миф находит свое выражение в тысячах кино - и телефильмах, в романах, повестях и т. д. Он выражен во многих своих вариантах. Тут и легенда о мудрости богатых миллионеров, об их благородстве, гуманизме хозяев капиталистического общества. Тут и вымысел о классовом мире и равноправии, измышления о равных возможностях для всех людей и т. д.

Массовое коммерческое искусство создало своих героев, отличающихся устойчивым постоянством основных своих черт и признаков, таких героев, которые, подвергаясь незначительным изменениям, легко переселяются из одного произведения в другое. Серийное производство героев, образов масок – одна из отличительных особенностей коммерческого искусства. В течение десятилетий существуют и процветают жанровые серии: сочинения полицейско-детективного содержания, фантастические сериалы – произведения, авторы которых демонстрируют всякого рода человеческие патологии, в том числе психопатологию, фильмы и романы ужасов и так далее.
В данном случае, так же, как и во многих других , художественные стереотипы предстают, как знаки представлений, идей, далеких от подлинной жизни.

Но почему же тогда эстетические знаки часто производят сильное художественное воздействие?
Тут следует напомнить, что людей увлекают не только жизненная правда, но и иллюзии, не только неотразимые истины, но и гипотезы, не только реальность, но и мечта. Иллюзия и мечта, желаемое и ложное вызывают эмоции.
Именно поэтому в искусстве присутствуют знаки. И нельзя не знать или отвергать значение семиотики.

Проблемы стиля.

В статье «Судьба романа» К. А. Федин писал: «… видение мира только и побуждает романиста избрать тот, а не другой материал для своего произведения. Взгляд (на окружающее) на человеческое общество как разумно организуемый людьми мир отвечает тому, что я нахожу в действительности, и она обогащает меня доказательствами моей правоты. Когда я стал обладателем их, моя работа (была) уже обусловлена природой добытого материала, и я вижу форму, органичную ему».
Это, конечно, не означает, что всегда в результате обращения к новому жизненному материалу рождаются новые стилевые явления. Вследствие разности самого материала и в силу индивидуальных особенностей писателя, воздействие объекта творчества оказывается неодинаковым.

Живую связь творческого «я» и материала действительности  отмечала В. Панова («Литературная газета» октябрь 1959 г.) : «Большая ошибка думать, - заявляла она, - что если писатель даровит. То он может писать о чем угодно. Без собственного материала, интимно выстраданного, заветного, писательский талант – пустой звук, не имеющая общественной ценности безделица, отвлеченность, которой не на чем материализоваться».

Но еще более важное значение, чем материал действительности, в формировании стиля произведения имеет внутренняя ориентация на читателя. Поэт Михаил Светлов, отмечал значение внутренних связей с читателем. Он характеризовал эти связи как беседу, придавая этому понятию расширенный смысл. Он заявлял: «Все искусство, даже пейзаж – беседа».

Ориентация на читателя для талантливого художника означает не ограничение его творческих замыслов, а ту силу воздействия его художественных произведений, к которой он стремится. Алексей Толстой писал: «Из своего писательского опыта я знаю, что напряжение и качество той вещи, которую я пишу, зависит от моего первоначального заданного представления о читателе. Читатель как некое обобщенное существо в моем воображении, - возникает одновременно с темой всего произведения…. Характер читателя и отношение мое к нему решают форму и удельный вес творчества художника. Читатель – составная часть искусства» («А. Толстой о литературе», книга изданная «Советский писатель» 1965 г).

Желание художника выразить идеи и образы, которые волнуют его, неотделимо от стремления убедить читателя в их жизненной, эстетической значимости, увлечь читателя всем строем повествования, лирического ли высказывания или развитием драматического конфликта.

Литературное произведение только тогда становится явлением искусства, когда оно обладает энергией эстетического воздействия.
Конец.


Рецензии
Если бы умел завидовать-постарался,но не умею и не жалею,у каждого свои заморочки мы иногда это называем мироощущением. Всегда восхищался таким профессионализмом-Тема очень не простая и набросать столько знаков по ней,это достойно уважения :соотношение Образа реальности и формальной знаковой системы(языка) (а ведь он тоже -субъективен!-это просто слово красивое-реальность,а на самом деле-индивидуальные галлюцинации,предлагаемые читателю ,как наисвежайшая рыба продавцом залежалых товаров,все зависит не от качества "рыбы",а от способности продавца тухлятины впарить лоху свои интересы,внушить ему ,что эти интересы и его тоже!-и даже больше,но Лох не понимает своего счастья,приходится с ним поработать!-простите,сразу Остапа понесло). У меня нет профессиональных знаний в этой (тонкой ) сфере,но спасает интуиция,это способ считывать информацию с энерго-поля т.к. энергия и информация-условные понятия,они переходят друг в друга в зависимости от роли и места приложения. Весь текст симпатичен и может что-нибудь по узким местам пройтись:да,а с рецензиями не густо,похоже-не для слабонервных? В общем-то-Человек -это квинтэссенция мифа,может -мечта Создателя(не доказано),кривое зеркало Бытия,оно любит смотреть на собственные кривляния в этом отражении,может ему скучно и оно произвело своего Буратино,сверх-задача-Разум,свойство материи к саморефлексиям и попытки создания параллельной реальности-искусственной,субъективно-рациональной и это не только искусство,но и принципы самоорганизации,противопоставления стихиям,в том числе и в себе самом-Культура. Меньше всего хотелось бы сказать о художественном-далек от понимания и даже интереса(я так думаю,хотя может и вру),у меня очевидный "уклон" к информации,а не гармонии и красоте,эстетика-это прерогативы лирики,развлечения,отдыха или ненавязчивого просвещения и развития,если класс ощутим,сам от писательства далек,в детстве еще было настроение,потом прошло,тем более-мало кому интересен,но никогда не комплексовал-вещь в себе,это спасает в самых тяжелых ситуациях,без стрессов,депрессий и особенно-ступора.
-Стилистика:необъяснимый характер и образ Автора,уникальный опыт и дарование.
-Правда?- часто путают с понятием -искренности,непредвзятости , отсутствием неочевидных мотивов,между тем это не совсем так-это конвенциональное понятие:прав и Да!-для одного не существует,только для сторон бытия,отказ от части личных мотивов, ради -общих,это фундамент формального права,которое еще и подкрепляется потенциалом сторон(баланс сил) и без этого -пустой звук,сотрясение эфира,это похоже на соотношение языка и реального образа,как этикетка на товаре в магазине и сам товар (Образ)-определение ,которое можно менять до бесконечности-манипуляции,без видимого изменения качества товара,а порой и прямой его порчи с целью продления сроков хранения и эстетики формальных признаков ,некоторые страдали в СССР по поводу убогости упаковки,ну -че-наелись?-засрали прекрасную и чистую страну пластиком,а на субботники ходить перестали-это тоже в контексте Авторского текста -искажения смыслов в игре форм-миф,как -товар!-для недоразвитых Дураков,сороки очень любят блестящие предметы,очень любят блестящее некоторые дураки и в нашем озере,принимая блесну(это такая железка с крючками)за демократию и супер-маркет ,хотя это очевидная спекуляция на алчности ,наивности и безответственности ,но если в озере рыба не кончается,значит не все в озере-Дураки?-для тех кто поумнее-Сети!-а для совсем "невменяемых" еще и взрывчатка!-на каждую "рыбу" свои методы:соблазн,шантаж,террор.

Александр Соколенко 2   08.10.2017 08:18     Заявить о нарушении
Благодарим за отзыв. Тема изначально сложная. Знаки в различные эпохи принимались всегда. И сегодня мифотворчество развито - так, например, все видят гаишника на дороге, как вымогателя денег заранее. Этот образ: дашь 500 рублей и нарушения правил не было, внушен нашим телевидением и всей пропагандой СМИ. Семиотика сильнейшее средство для писателя, помогающее определить ему свои собственные прерогативы, облечь свои мысли, которые он хочет донести до читателя в те знаки-образы той эпохи в которую живет. И Знаки-семиотику надо знать писателю. Вот и весь смысл статьи. Удачи вам и спасибо за потраченное время, к написанию такой пространной рецензии.

Сергий Чернец   08.10.2017 11:40   Заявить о нарушении
И Вам спасибо-за резонанс,иногда время потраченное на написание двух букв жальче- большого текста в другом случае,большая рецензия лучше- никакой,есть возможность выбрать абзац для развития,а что можно развить из :здравствуй-до свидания? Я рано обратил внимание на противоречия формального и органичного,почему люди говорящие на одном языке не понимают друг друга?-очень много условий,от качества субъектов,до проблем синтеза формального знака и органичного образа,поэтому китаец и говорил:"давайте договоримся о понятиях"-это тезис в пустоту,с этим китайцем не нужно договариваться,он и так многое поймет,а тот кто не готов к коммуникации,как об стенку горохом,я это наблюдал на одноклассниках,меняю и меняю форму образа и формального изложения,а он не понимает-не готов в принципе:ни знаний,ни опыта,ни мобильности-зависающее сознание,как компьютер может разговаривать с арифмометром,у них не совпадают скорости обработки данных.Вспомнился Сократ,говорят ,он был против письма и я его понимаю:он требовал увеличивать пластику сознания,через устное общение ученика и Учителя ,скорости мышления и феноменальную память-это дает адекватное ,оперативное сознание,так необходимое именно в нашу эпоху информационных потоков,в которых люди просто тонут ,а это стресс,апатия,ступор и как следствие-агрессия,субъект раздавленный потоком информации,превращенный в объект,видит в любой динамике и коммуникации -немотивированную агрессию или насмешку,а это тоже агрессия. У меня есть молодые друзья,которые говорят:"брось к черту этот комп возьми мобилу,если я тебя не слышу(ему нужны интонации,как дополнительный канал адекватной информации)-мне кажется,что ты издеваешься надо мной. Проблема современной цивилизации в значительной степени-это проблема языка и в общем-Культуры,есть масса сил заинтересованных в упрощениях и ограничениях просвещения,это находит свое выражение в школе,потом закрепляется узкими специализациями,не требующими кругозора и получается странное,не интересное существо ,занятое своим выживанием в непонятном и опасном мире,о какой семиотике ему можно толковать,он на бытовом уровне сознания-вутюг,типа-Горбачева,про которого недавно говорил Яков Кедми на ток-шоу..просто -животное в форме человека и Это совсем не редкость.

Александр Соколенко 2   09.10.2017 05:14   Заявить о нарушении
С нашим временем всё понятно. Идет некоторая деградация населения. Но тут на этом сайте собрались люди - как вроде, пишущие тексты. именно тексты. А тут уж без семиотики никак. А о ней понятия не имеет тот пожилой господин, который пишет свои мемуары: с бухты-барахты перескакивая с ускоренного повествования на образы тихой природы и опять на краткие слова-знаки. О ритмике текстов он не слышал вообще. Каждый мнящий себя писателем должен хотя бы знать о существовании науки о знаках. Всего хорошего вам, благодарим за общение.

Сергий Чернец   09.10.2017 11:54   Заявить о нарушении