Легче жить в однородном поле

                Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни
                Конфуций
               

     Когда-то я прочел в книге лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, что человеку надо заниматься тем, что у него получается лучше всего. Прежде всего это касается выбора профессии, человек стремится найти себе работу по силам и интересам. Говорят, счастлив тот, кто идет на работу с улыбкой, и домой возвращается тоже с улыбкой. Но социологи утверждают, 64% людей не чувствуют себя счастливыми на работе. Многие постоянно в поиске.  Говорят, чтоб не “закиснуть“, каждые 5-6 лет нужна смена деятельности.
     И вот человек выбрал себе дело по вкусу, работает, вроде все получается, его ценят, уважают. Но карьерный рост идет медленно. Ждать повышения на своем месте придется долгие годы. А дома уже появляются трещинки во взаимоотношениях, жена недовольна, говорит, что много работаешь, а мало зарабатываешь, приводит примеры более успешных знакомых. И появляется дилемма: оставить все как было или найти другую работу.
     Шел 1982 год. После нескольких безуспешных попыток получить по конкурсу более высокую должность и у меня встала такая проблема. Возможно, она так бы и решалась в вялотекущем режиме, но меня неожиданно пригласили в только что созданное научно-производственное объединение. Это было время рассвета новой организации: молодой коллектив, перспективные разработки, хорошая зарплата: что еще надо! А незадолго до этого наша семья въехала в кооперативную квартиру, и почти вся моя зарплата уходила на погашение кредита. Когда же я перешел на новую работу, зарплата стала настолько больше, что одна из подруг шутя сказала жене: “Не представляю, что ты теперь будешь делать с такой кучей денег!”
     Объединение занималось созданием разнообразных центрифуг нового поколения. Работы в новой организации было много, особенно бумажной и организационной. Свободы стало меньше, заниматься наукой практически не удавалось. Но сказать, что я работал только ради денег нельзя, и в новой работе нашел интересное, нравился масштаб деятельности. Директор генерировал много идей, жизнь в объединении бурлила. Круг моих профессиональных направлений расширился, приходилось ездить по ведущим министерствам и предприятиям СССР, общаться с руководителями и чиновниками самого высокого ранга. Убеждать, доказывать перспективность наших работ, обосновывать эффективность, готовить предложения в крупные государственные программы. Масштаб деятельности в первое время меня увлёк.
     В каждой работе можно найти привлекательное для себя:  интересно работать с людьми в большом коллективе, чувствовать себя нужным, учить других и самому учиться, изучать психологию  людей. Можно говорить о неэффективно потраченном времени, но не о бесполезно потерянном. Мне, например, несмотря на живой и общительный характер, не нравилась общественная работа. Душил формализм. Но, когда меня вынудили ей заниматься еще в мои комсомольские годы, я и там пытался находить новое для себя, стал больше ценить время, научился работать с разными людьми, даже с теми, которые не нравились. Понял, что с ними нужно формализовать отношения, относиться к ним беспристрастно, по-деловому. Научился избегать и не участвовать в интригах.
     В объединении создавались разного типа центрифуги, в том числе огромные - с ротором диаметром 10 м, плавающим на воздушной подушке. Центрифуги были самобалансирующиеся, широкого назначение, в том числе для испытаний в космической отрасли. Космонавт Георгий Гречко высоко о них отзывался, подчеркивал, что наши центрифуги не требуют такой балансировки как у типовых. Шутил, что при тренировках космонавтов на тех центрифугах,  “если плюнешь, надо центрифуги опять балансировать”. Наша организация тогда располагалась в старых мало приспособленных для таких работ помещениях. Но он рассказывал, что первые ракеты и спутники создавались в сараях, а когда видишь мраморные лестницы и голубые ели у входа, у этой организации все уже позади. Было заметно,  что это интересный и разносторонне талантливый человек. Вспомнилось четверостишье, которое он сочинил при посещении бани на нашем испытательном полигоне в г. Березино: “Водку пьем с хорошим другом или на работе квас, баня словно центрифуга обезвоживает нас.“ Действительно, одной из важных задач, решаемых на центрифугах, является обезвоживание различных  материалов. Все знают центрифуги в стиральных машинах для обезвоживания белья. А вот на больших центрифугах можно обезвоживать и сушить даже целые бревна. Можно подсушивать сыпучие материалы, измельчать руду, очищать воздух, жидкости и многое другое.

     Однажды я заметил какое-то непонятное оживление в приемной генерального директора В.И. Шаплыко. Сотрудники что-то горячо обсуждали, я услышал слова: “Непонятно, как такое может быть,…. может это открытие?”. Оказалось, что  группа, занимающаяся технологией обработки древесины в центрифугах, обнаружила интересный эффект. Легкий кусочек сухой древесины, плавающий в воде, вдруг начинал тонуть, когда стакан с водой и погруженным в нее кусочком вращался в центрифуге. После остановки центрифуги это тело вновь всплывало.  У меня это тоже вызвало неподдельный интерес, и я попросил Роберта Найденова - руководителя группы, мне этот эффект продемонстрировать.
     В группу, которая этим занималась, входили также молодые сотрудники: Миша, Сергей и Галя.  Они сами были удивлены этим эффектом, с удовольствием отвечали на мои вопросы и давали пояснения. Тем более, я был начальством, и в мою обязанность входила подготовка научно-технических отчетов по работам всего объединения.
     Меня провели в лабораторию, где стояла небольшая центрифуга размером со стиральную машину. На роторе были подвешены стаканчики, в одном из которых находился продолговатый кусочек древесины прямоугольного сечения. Этот кусочек плавал и выступал из воды почти наполовину. Когда центрифуга начала раскручиваться, стаканы стали горизонтально по радиусу вращения и быстро разогнались до требуемой скорости (около 3000 об/мин). В стакане находился датчик, который показал касание образцом древесины дна стакана. После регистрации контакта центрифугу остановили и открыли стакан. Кусочек древесины опять плавал, почти как ни в чем не бывало. Почти, потому что все же он выступал из воды немного меньше, так как за короткое время вращения впитал немного жидкости.
     Роберт по моей просьбе показал мне систему регистрации касания. Ведь это не просто передать электрический сигнал с вращающегося объекта. Они использовали щеточные токосъемники, обычно применяющиеся для вращающихся объектов. В качестве контакта на нижнем конце древесного образца использовался небольшой металлический штырек-гвоздик, к которому подсоединялась тонкая спиральная проволока. Когда образец опускался вниз, штырек касался металлического дна стакана, и это было видно на приборе, стоящем на столике рядом с центрифугой. Вроде, простой и убедительный эксперимент.
      Тогда я попросил перевернуть образец в стакане, с тем чтобы штырек оказался наверху. Тут уже начальное положение вынуждало его контактировать с металлической крышкой стакана даже при неработающей центрифуге. Это можно было наблюдать на приборе, т.е. как и в первом случае вначале образец плавал. И вот центрифуга заработала в прежнем режиме. Но результат оказался другим, контактный датчик продолжал показывать наличие контакта, что говорило, что этот образец, который совсем недавно тонул, тонуть не хочет. Объяснить это не смогли, а я, сняв размеры образца, решил спокойно подумать и сообщить о результатах на следующий день.
     Сразу после осмотра образца у меня появилось подозрение, что контактный штырек-гвоздик, несмотря на небольшие размеры, играет в этом эффекте основную роль. Если образец протяженный и состоит из тел различной плотности, такое может произойти. В отличие от гравитационного поля Земли, где удаленность от поверхности в несколько метров практически не влияет на величину ускорения свободного падения, силовое поле в центрифуге неоднородно. Силы, действующие на тело, погруженное в жидкость, растут пропорционально квадрату радиуса вращения. Таким образом, если мы утяжелим нижний конец нашего образца грузом, который имеет плотность выше плотности воды, все тело может утонуть.
     Рассмотрим, например, рыболовный поплавок с дробью в нижней части для устойчивости. Такой поплавок будет плавать на поверхности воды, пока рыба не клюнет. Поплавок можно рассматривать, как тело переменной плотности по длине. Если поместить его в поле неоднородных сил тяжести, к примеру в центрифугу, то на разном расстоянии от центра вращения будут действовать разные силы. На утяжеленную удаленную от центра вращения часть поплавка будет действовать центробежная сила  большая, чем на легкую его часть, что и заставит поплавок утонуть.  Если же поплавок поместить в узкий стакан тяжелой частью вверх, где он не сможет перевернуться, он уже не утонет, ведь на легкую его часть, расположенную дальше от центра вращения, действуют выталкивающие силы большие, чем заставляющие его тонуть. Можно подобрать такое соотношение легкого и тяжелого частей, что тело, которое тонет в нормальных земных условиях будет всплывать в центрифуге.
     Когда я вышел из лаборатории, где мне показали эффект, мне сразу захотелось сесть и разобраться. Но так как было много другой текущей работы, решил оставить это на вечер. При этом было такое чувство, что меня ожидает что-то очень интересное. Было похоже на ощущение, которое испытывает рыболов, когда он чувствует, что на крючок попалась крупная рыба, он ее еще не видит, но тянуть не спешит, поддерживает леску в безопасно натянутом состоянии, аккуратно готовит подсачек, продумывает, как будет ее доставать.
     Вечером в спокойной обстановке, сделав расчеты, я убедился, что все закономерно. Действительно для составного тела, когда одна часть имеет плотность выше плотности жидкости, а другая ниже, при определенном соотношении масс частей и их размеров плавающее в жидкости тело начинает тонуть при работе центрифуги. А тяжелое тело, тонущее при обычных условиях, может всплывать. И все это благодаря неоднородному силовому полю во вращающейся центрифуге. Я даже попытался сформулировать закон Архимеда для тела, погруженного в жидкость в неоднородном силовом поле.  Построив графики, выписав основные формулы, с удовольствием их показал и рассказал группе «первооткрывателей» этого эффекта. Мне показалось, они немного огорчились, что открытия не получилось.
     Немного позже мне встретился мой бывший коллега из Академии наук, который к тому же преподавал в школе юных физиков. Я описал ему этот эффект и предложил использовать при работе с талантливыми детьми.  Позже он рассказал, что поставил эту задачку на олимпиаде и два школьника ее решили.
     Мне кажется, что исследование этого эффекта могло бы получить  дальнейшее развитие, хотя мы про него часто вспоминали, когда занимались сквозной пропиткой древесины в центрифугах.
     Я подробно остановился на описании этого эффекта, потому что у меня возникла мысль о некотором подобии нашей жизни, нашей производственной карьеры и происходящих в центрифугах процессах.
      Итак, человек работает спокойно, с некоторым запасом компетентности, уверен в завтрашнем дне, знает, что хуже не будет. В целом в таком однородном поле дела у него идут неплохо. И вот он меняет работу, переходит совсем в другие условия, подобно тому как поплавок, привыкший скользить по водной глади, оказался в мощном неоднородном силовом поле центрифуги. Останется ли он на плаву при высоких перегрузках, или утонет? Перегрузки могут тянуть вниз, но специфика центробежного неоднородного поля как раз в том, что чем тело или его часть легче, тем оно сильнее выталкивается наверх. Это зависит от того, чем человек наполнен, от его  содержания и таких его качеств как ум, характер, знания, воспитание, таланты, привычки, слабости и др. Многое зависит и от среды, в которой он оказался.
     По аналогии с процессом в центрифуге, персона, которая не выделялась в нормальных условиях, благодаря своим качествам, может всплыть в напряженных условиях. Бывает, в необычном положении в лидеры выходят совсем не те, кто раньше лидировал в спокойных  однородных условиях. Например, в форс-мажорных ситуациях, таких как войны, пожары, стихийные бедствия и др.
      Во время работы в объединении я сделал интересные для себя наблюдения. Не скрою, на высокой должности можно получать и моральное удовлетворение. Ведь кажется, что все тебя уважают, многие стараются помочь, угодить и т.д. Приятно быть на высоте, благодаря занимаемому кабинету, креслу. Коллеги вежливы, улыбчивы, стремятся заглянуть в кабинет, обсудить, поговорить и т.д. К этому привыкаешь и считаешь естественным. Если долго работаешь начальником, начинаешь думать, что такое отношение людей к тебе, это результат твоих заслуг, талантов, а не отношение к твоей должности, креслу.
     Через 6 лет административная работа мне приелась. У меня всегда оставалось желание заниматься наукой, а возможностей не было, ведь так погряз в работе с бумагами, комиссиями, проверками, срочными делами, командировками. Не могу забыть, как мне приходилось ежедневно ездить в командировки из Минска в Москву, когда я неделями проводил ночи в поездах. Поезд уходил вечером, прибывал рано утром. Днем приходилось работать, готовить, согласовывать бумаги в ГКНТ (Госкомитет по науке и технике СССР), министерствах, ночью переезжать из одного города в другой. Иногда даже домой не успевал заскочить.
     И вдруг в нашем объединении освободилась должность начальника лаборатории, занимающейся научными технологиями, которые меня интересовали. Я решил перейти туда. Надо сказать, что для большинства мое решение было неожиданным, у нас принято идти по восходящей, а не самому проситься на понижение. Даже наш генеральный директор не понял меня, но после того, как я порекомендовал удачный вариант кандидатуры на мое место, все же согласился меня отпустить.
      Не успели высохнуть чернила на приказе о моем новом назначении, как я почувствовал, как ко мне изменилось отношение некоторых людей, в основном, начальников среднего уровня. Уже на следующий день я получил первый психологический удар. Когда я шел по коридору, навстречу двигался один из коллег, который всегда отличался особой приветливостью ко мне. Я уже растянул рот в улыбке, увидев его, но он прошел мимо с деловым видом, даже не посмотрев на меня. Мне это было неприятно, я понял почему меня многие «уважали» раньше. Ради справедливости нужно отметить, что таких людей было немного, но со стороны начальников отделов и лабораторий моя персона больше интереса не вызывала. Это и понятно, ведь если раньше я занимался проблемами всей организации, был в курсе всех дел, то теперь стал заниматься проблемами своей лаборатории, что их не интересовало.
     В лабораторию, которую я возглавил, вошла и группа Роберта Найденова. Меня там встретили хорошо, ведь я и ранее интересовался их делами. Было интересно, мы занимались технологическими процессами в центрифугах и тесно сотрудничали с конструкторскими подразделениями, которые реализовали в «железе» наши разработки. К сожалению, у меня не сложились отношения с вышестоящим начальником отделения. Время было перестроечное, появились проблемы с финансированием, зарплатами сотрудников. Да и не всем нравилось, когда я высказывал собственное мнение. Начальство вынуждало сокращать штаты. Если в первую волну сокращений я пошел на сокращение части лаборатории, то во вторую ушел сам. Я до сих пор не могу простить себе, что взял грех на душу и предложил уволиться нескольким сотрудникам. Не могу забыть слезы и вопрос: «Почему именно меня?» Не надо было мне этого делать. После моего ухода лаборатория постепенно развалилась.
     Со временем мне опять удалось вернуться в более спокойную и размеренную академическую жизнь, как я уже сформулировал, в более однородное поле. Конечно, спокойную относительно, ведь прошло 12 лет, поменялись приоритеты, требования. Но с удовольствием вспоминаю то время, когда я побывал в неоднородном поле центрифуг, где побарахтался довольно долго, наверное треть моей трудовой жизни. Несмотря на длительные перегрузки, на дно не опустился, но и больших высот не достиг. Хотя у каждого своя планка. Вероятно, большинство людей могут сказать о себе то же самое.
     Важно сохранить себя, даже если пришлось пройти “огонь, воду, и медные трубы”. Старых друзей не растерял, может стал смотреть на мир более критически. Стал больше ценить позитивные моменты жизни, находить удовольствие в том, чтобы делиться новым и приятным с друзьями в форме фотографий, писем, репортажей, рассказов. Так появились мои репортажи о путешествиях и этот рассказ.

На фото центрифуги с сайта НПО "Центр", г. Минск


Рецензии
Добрый день, тёзка!
В далёком 2014 году многие рецензенты высказали своё положительное отношение к технической стороне дела,а потому повторяться не буду.

Меня " зацепило " подмеченное Вами отношения окружающих, в случае изменения статуса вчерашнего начальника.

Ваши слова: " Не успели высохнуть чернила на приказе о моём новом назначении,как я почувствовал изменение отношения ко мне людей.

Уже на следующий день, когда я шел по коридору, навстречу двигался один из коллег, который всегда отмечался особой приветливостью ко мне.

Я уже растянул рот в улыбке, увидев его, но он прошел мимо с деловым видом, даже не посмотрев на меня."

Точно такую же картину я наблюдал 30 лет назад, на службе.

На время исполнения обязанности дознавателя, я подчинялся начальнику академии и результат расследования докладывал ему лично, на что он ставил резолюцию " Утверждаю" и свою подпись.

После одного из докладов в кабинете зам. начальника академии генерал-лейтенанту Медведеву Д.А. герою СССР, лётчику сбившему лично 14 самолётов и в группе 15 , он в доверительной обстановке как-то расчувствовался и мне запомнились его слова ( схожие с вашими! ): " Пока я начальник, то все раскланиваются и лебезят, но
стоит уйти со службы, как на другой же день многие будут воротить своё свиное рыло и сделают вид что не заметили и не знают!"

Чему я был свидетелем, когда буквально на другой день после увольнения, увидел его в гражданской одежде идущим по коридору на одну из кафедр факультета исполнять свою новую должность консультанта и отношение к нему отдельных офицеров.
С уважением, Владимир


Владимир Харченко   08.05.2024 11:26     Заявить о нарушении
Да, Владимир, Вы правильно подметили. Не стоит заблуждаться, что человека уважают за ум или таланты. За справедливость и старание помочь. Все же главное для многих занимаемое кресло, должность. Но все же как обидно, особенно, заслуженным людям, как в Вашем случае, когда вдруг резко меняется к ним отношение. Так много все же лицемерия приходится встречать нам в жизни.
С уважением,

Владимир Кожин 3   08.05.2024 23:58   Заявить о нарушении
Спасибо. Твой тёзка.

Владимир Харченко   09.05.2024 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.