Мельницы

Говорят, что самый вкусный кофе получается из только что смолотых зерен. Хорошо, если есть современная кофемолка! А если нет, то нынешнему городскому человеку трудно представить себе, как превратить зерна в удобоваримую консистенцию. Не во всякой городской квартире теперь можно найти ступку и пест для размельчения зерна или крупы. Если кто-то найдет оные предметы, предупреждаю: процесс трудоемкий! И как только наши предки справлялись с такой задачей?! Как они мололи зерно, кофе, перец, дробили камень? Без мельницы тут было не обойтись.
Мельница… Едва произнесешь это слово, как перед глазами встает ветряк. Шелестит ветер в его крыльях, поскрипывает от натуги вал с жерновами. Мало их осталось в России. Чтобы насмотреться на них вдоволь, надо ехать в Голландию. Там они до сих пор не только украшение музеев под открытым небом. Многие из них, как и века назад, выполняют свою привычную работу – мелют муку, дробят породу, перетирают краски, перекачивают воду.
Голландский пейзаж без мельницы - как Московский кремль без Спасской башни. Если бы не мельницы, и страны-то такой не было. Потому как часть современной Голландии находится ниже уровня моря, и раньше была либо болотом, либо дном морским. Чтобы осушить болота, голландцы приспособили к водяной помпе ветряной двигатель, то бишь, знакомую нам мельницу.
Кто-то наверно скажет: ух и изобретательны же эти голландцы! Да, пожалуй. Но придумали ветряную мельницу не они. Считают, что появилась она у них в 1262 г. Голландцы только приспособили ее под свои хозяйственные нужды. Появилась ветряная мельница в VII в. в Персии, т.е. на территории современного Ирана. Оттуда «техническое новшество» стало распространяться по территории Ближнего Востока и Азии. В Европу мельницу «привезли» крестоносцы. Конечно, не саму мельницу, а техническую идею, может быть в рисунках и каких-то примитивных чертежах.
Ко времени крестовых походов в Европе уже были мельницы, но водяные. Подобную мельницу в своем трактате об архитектуре описал Витрувий еще в I в. до н.э. Судя по имеющемуся рисунку, устройство ее было весьма простым. Водяное колесо вращалось на оси, к которому было прикреплено зубчатое колесо. Зубцы этого колеса вращали рейчатый барабан на вертикальной оси, к которой и крепился верхний подвижный жернов, растирающий об другой неподвижный жернов зерно. Такую мельницу можно было поставить на любой речке или даже ручейке. Только речки ведь не везде имеются. А ветер дует всюду.
Однако до ветряной мельницы было еще далеко. Тем более рабы в Риме стоили дешево, так же как мулы или ослы, а ручная мельница была гораздо дешевле водяной!
Но прогресс был налицо. Водяная мельница считается в истории техники первой машиной, примененной на практике в производстве.
Первые ветряные мельницы были тоже просты до безобразия. Главное – заставить жернова перетирать зерно. Рычаг, к которому обычно в Азии привязывали волов или ослов для вращения тяжелого жернова, удлинили, надели на него колесо с парусами-крыльями, и ветер стал вращать жернов!
Ветряная мельница с горизонтальной осью вращения крыльев появилась позже, когда поняли, что мельница с вертикальной осью вращения малопроизводительна. К этому времени научились передавать усилие с помощью зубчатой передачи из одной плоскости в другую и стали делать с хорошим качеством большие деревянные шестеренки-колеса. 
Однако у ветряных мельниц был очень серьезный недостаток. Ветер часто меняет направление, а крылья жестко прикреплены к мельнице. Не тот ветер, сиди, жди другой. Только мельники оказались хитрее природы, научились таки разворачивать мельницу против ветра! Для этого мельницы стали строить на специальных козлах, подпираемых балками. В России такие мельницы прозвали столбовками. Эта мельница, как избушка на курьих ножках, довольно быстро поворачивалась мельником с помощниками в нужном направлении и снова молола зерно.
Сметливые голландцы догадались разворачивать не всю мельницу, а только верхнюю часть с крыльями. Мельницы-голландки или шатровки тоже были широко известны в России.
Впервые о водяных мельницах на Руси упомянуто в летописях XIII в. Сказано о них и в Ярославском уставе XII в. А в XVII в. в России, наконец, появляется и ветряная мельница. Мельницы строились повсеместно и к началу XX в. без мельницы не обходилась ни одна крестьянская округа. В крупных селах обычно было несколько мельниц, принадлежавших не только частным лицам. Мельницей часто пользовались по очереди, всем обществом, оттого и возникла поговорка: «Мели Емеля – твоя неделя!».
Мельница всегда была символом благополучия и достатка, а мельников считали  хитрецами и колдунами, знающимися со всякой нечистью. У мельников всегда водились денежки, мельник всегда знал погоду наперед. А глядя, как мельник разворачивает свое хитроумное сооружение против ветра, трудно было поверить, что он не колдун!
Особенно много поверий было связано с водяными мельницами. Говорили, что в омутах около мельниц живут русалки, водяные, с которыми мельник вступает в сговор. Молва народная утверждала, что мельник мог столкнуть с плотины в воду кого-нибудь в жертву водяному для того, чтобы тот не трогал, не ломал плотину его мельницы.
Мельников считали порой скупыми и нелюдимыми, их боялись и недолюбливали. Однако поток желающих перемолоть зерно не иссякал, и мельнику приходилось частенько работать чуть ли не круглые сутки. Обслуживать двух, -трехэтажную мельницу, наблюдать за плотиной, договариваться с клиентами, носить мешки с зерном и мукой мог только сильный выносливый человек. Писатели обычно так описывают мельников: не слабого телосложения человек, бородатый, весь в муке, с хитроватой усмешкой. Облик мельника – сильного, хитрого, себе на уме человека часто использовали в литературе. Сильный, трудолюбивый человек, умеющий договориться со стихией, обратить ее силы себе на пользу не мог не вызывать зависти и восхищения окружающих. Оттого и слыли мельники то колдунами и чародеями, то вороватыми, готовыми на все скупцами.
А хитрость мельникам действительно была свойственна. Во время II мировой войны голландские мельники подавали английским летчикам сигналы особым положением крыльев мельниц, сигнализировали ближайшей округе об облавах нацистов против мирного населения. Догадывались ли об этом немцы – трудно сказать, но жизней своих соотечественников и английских летчиков своей хитростью спасли немало.
Мельницы не только мололи зерно. Ветряные и водяные двигатели часто использовали и для других работ. Ни один металлургический завод России в XVIII в. не мог обойтись без пруда и водяного двигателя на его плотине – нагнетание воздуха, подъем тяжестей, да мало ли какой работы не случалось на заводе! Существовали лесопильные мельницы, мельницы-шерстобитки, -сукновалки. Мельницы использовались для изготовления бумаги, для обработки конопли, для дубления кожи, для заточки инструментов, в пивоварении. Потрудились мельницы для прогресса человечества на славу. Да и сейчас не растеряли своих позиций. Инженеры-энергетики разрабатывают ветряные двигатели для получения электроэнергии и даже преуспели в этом. Ветроэнергетика считается одним из перспективных направлений современной науки и техники. Существует налаженное производство ветродвигателей. Без копоти и пыли, без вреда для природы, в Голландии, небогатой водными и иными ресурсами, уже давно пользуются дешевой электроэнергией от современных ветряков-ветродвигателей! 


Рецензии