Мама, последние дни

За два дня до этого в Белгород приезжал папка. Он заходил ко мне на работу, наверное, хотел сказать что-то важное, но не застал меня. И оставил на вахте записку на клочке бумаги, как всегда в ироничной форме: «Я очень разочарован - не удосужились даже выставить почетный караул. Ждите приказа!»

А в последние дни своей жизни мама почти не вставала.

За день до ее смерти я побывал у них в Погореловке. Отец встретил меня озабоченный и молчаливый. А она очень обрадовалась моему приезду, улыбнулась мне, но сказала, что ей очень трудно стало дышать, врач участковый приходил, прослушал ее грудную клетку и сказал, что у нее хронический бронхит. А она и сама это знала.

Но ей стало хуже дышать, дыхание у нее было хриплое, а температура нормальная и даже пониженная слегка.

Кажется, на нее сильное впечатление оказал последний приезд отцовского племянника из Москвы. У него появились некоторые семейные проблемы, болел малолетний ребенок – как обычно, детские болезни, ничего серьезного. Но жена племянника работала и не могла или не хотела с ним сидеть. И тут ей пришла мысль, она вспомнила, что у мужа в родне есть пожилая женщина (моя мама) и настояла, чтобы он съездил и пригласил ее пожить у них, посидеть с больным ребенком.

Племянник плохо представлял действительное состояние здоровья моей мамы, поэтому приехал и сделал такое приглашение, добавив от себя, что все остальные заботы, как то – по покупке продуктов и прочее они берут на себя.

Отец не возражал, надеясь, что поездка ее встряхнет к лучшему. Но мама отказала, и племянник уехал ни с чем и, кажется, обиженный.

Маму это предложение потрясло, потому что она почувствовала, что сил у нее уже больше не было, но виду не подавала и только приготовилась к самому худшему.

- И как это я помру? – спросила она неожиданно меня, - я этого совершенно не представляю… Как это - меня не будет?..

Я, конечно, стал ее убеждать, что она будет жить еще долго-долго, нужно только понемногу вставать с кровати и прогуливаться, хотя бы для начала по комнате. И нужно выбросить из головы такие мысли. Она только покачала головой.

Тут отец принес ей обед с рыбным супом, и я заторопился домой в Белгород.

А следующим утром отец позвонил мне на работу и сообщил, что ночью мама умерла...

Еще он добавил эмоционально, что в последнее время привык слышать ее хриплое дыхание и даже засыпал под эти звуки. Но вдруг проснулся этой ночью, потому что не услышал их. Подбежал к ее кровати, пощупал ей лоб - она была уже холодная…

Говорят, Бог дает праведникам и мученикам легкую смерть – во сне…   

Прости нас, мама.


Рецензии