Бхагавад-гита всем. обзор. диалог. часть 6. прилож

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 6. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Ученик.

Почему Арджуна решил, что Бог Кришна вовлекает его в кармическую деятельность? Почему он считает эту кармическую деятельность ужасной? (ст. 1 гл. 3) («О, Джанардана, Ты считаешь, что путь преданного служения буддхи-йоги выше, чем кармическая деятельность, так почему же, о, Кешава, ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность?»).

Учитель.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, с какой позиции смотрит Арджуна на кармическую деятельность, в данном случае на свое участие в сражении. Или с позиции Бога на основании тех знаний, которые получил,  так быстро усвоил во второй главе и так присоединился к Мнению Бога, что кармическая, привязанная к плодам деятельность греховна и ужасна или смотрит на свое участие в сражении с позиции нравственности своего времени: убийство родственников, учителей… недопустимо, ужасно. Но… создается впечатление, что Арджуна чего-то не понял, не усвоил. Прослушав во второй главе наставления Бога, он так и не понял, какие требования Бог предъявляет к участию в сражении, не учитывает эти требования и своим невежеством снова отбрасывается во круги своя: нельзя убивать… такая деятельность безнравственна, а потому ужасна. Немного исследуем, что сказал Бог, и что воспринял и мог воспринять Арджуна, также его ступень, позволяющую это сделать. Небольшой анализ, как экскурс по событиям диалога здесь будет уместен. Не отрывай внимание.

Обрати внимание. Вторая глава Бхагавад-гиты построена так и ведется такой диалог, в котором Бог как бы выделяет, заостряет внимание Арджуны на двух очень существенных вещах.

В первой части гл. 2 с 1 по 38 стих Бог Кришна прямо и косвенно настойчиво знаниями, как Божественными средствами, убеждает Арджуну о необходимости принять участие в сражении, не оговаривая еще, как именно необходимо сражаться, не говоря о внутренней установке относительно не привязанности к плодам, но понуждая пока тем, что понятно, не чуждо его религиозным чувствам, практике, опыту, знаниям, мировосприятию, интеллекту, наконец.

 Этот путь можно было бы назвать кармическим, привычным для Арджуны исполнением своего долга, как это делают другие. Но у Бога не так все просто, ибо кое-что подготовил Всевышний и из другого блюда.

 Во второй части гл. 2 ст.39-72 Бог говорит о преданном служении, о пути буддхи-йоги, поясняя, что этот путь есть путь совершенных духовных знаний, путь преданного служения и настоятельно рекомендует Арджуне: «… В состоянии йоги исполняй свой долг…» (ст. 48), а также в ст. 50 гл. 2: «… Сражайся ради преданного служения…».

По сути,  Бог соединяет в уме Арджуны кармическую деятельность и  йогу, как связующий с Богом процесс, т.е. подводит к карме-йоге, деятельности в сознании Бога Кришны, о чем более основательно Бог и будет говорить в гл.3, т.е. о деятельности, которую можно и необходимо перевести на рельсы преданного служения путем отказа от плодов своей деятельности, но непременно ее выполняя.

Такая деятельность, как будет сказано далее,  не является запрещенной (в отличие от обычной кармической деятельности, привязанной к плодам, которой занимаются все материалисты, не видя стоящего за всем Бога), греховной деятельностью и рекомендуется Богом Кришной в условиях материального мира, как преданное служение Богу и называется карма-йогой.

Итак, необходимо еще раз внимательно посмотреть на две указанные здесь части второй главы, но прежде есть смысл вспомнить, с чем, с каким багажом и внутренним состоянием подошел к этому отрезку диалога (гл. 2) Арджуна, для чего вновь обратимся к первой главе Бхагавад-Гиты. Помня, однако, что вторая глава переводит сознание Арджуны на рельсы нового религиозного понимания, расширяет его сознание и вплотную подводит к преданному служению через буддхи-йогу к карма-йоге, не претендующей на плоды любой деятельности.

В  середине и в конце первой главы Арджуна привел все свои доводы, которые ему нравственно не позволяли принять участие в сражении, как и свое внутреннее состояние:

1.
«…Не вижу пользы в убийстве сородичей…»;
2.
«…Я не желаю победы и все, что из этого последует…»;
3.
«…Всех их я не желаю убивать…» (ст. 32-35 гл. 1);
4.
«…Я не буду удовлетворен, если убью сыновей Дхритараштры…»;
5.
«… На нас ляжет грех. Нельзя быть счастливыми, убивая сородичей…»;
6.
«… Надо прекратить грех. Убийство семьи – преступление…»;
7.
«…Разрушение семьи ведет к не религиозности…»;
8.
«…Падение женщин, как следствие войны…»;
9.
«…Вследствие войны рождается нежеланное потомство…»;
10.
«…Вследствие войны прекращается подношение умершим предкам. Предки падают…»;
11.
«…Вследствие войны разрушаются религиозные традиции и устои общества. Общество становится нерелигиозным…»;

И далее этот список аргументов не в пользу принятия участия в сражении Арджуна продолжает и в начале второй главы.

12.
«…Не следует убивать великие души учителей…»;
13.
«…Мы не знаем, что для нас лучше, победа или поражение…»;
14.
«…Тот, кто, побеждая, убивает, теряет смысл жизни…»;
15.
И окончательное как бы решение Арджуны: «…Я не буду сражаться…».

Вот то, что Бог понудил сказать Арджуну на основании того опыта и качеств, которые он к данному диалогу имел. Арджуна и мог,  и должен был проявить себя так, как проявил, сказать то, что сказал, ибо на основании его качеств, опыта и знаний, на основании его религиозного понимания и высших норм того общества, которые он усвоил лучшим образом, будучи лучшим его представителем, он, Арджуна был на той ступени развития своего времени, что Бог мог дать ему только такие рассуждения, только такие аргументы, и, как следствие, только – запрет, нежелание сражаться, имея такую внутреннюю мотивацию. Иное действие – греховно при этих условиях, в границах этих знаний, при наличии этих качеств. И этот запрет есть и то, что ограничивает дальнейшее развитие нравственности, религиозное мышлений и умственный процесс. Т.е. Арджуна проявил себя оптимально и согласно той рамке, в которую был вписан своим обществом, его нормами и его ступенью нравственности и религиозности.

Но эти рамки, границы, эти условности, несомненно не предел, но этап в развитии, имеющий временные границы и временные запреты. И этот запрет, внутренний запрет на сражение, на участие в битве на Курукшетре необходимо было снять через расширение сознания, что и делает Бог Кришна, давая новые религиозные знания, убеждая в них, заставляя мыслить в новых пределах, более широких, где полномочия души значительно увеличивают радиус понимания и решительности.

Таким образом, давая Арджуне новые духовные совершенные знания(первая, вторая часть гл 2), Бог  направляет действия Арджуны на основании этих знаний в русло преданного служения, выходящее за границы прежних позволений, но делая его более убежденным и решительным, ибо преданное служение Богу сметает многие границы абсолютными знаниями и бесповоротно.

Для других же участников сражения, не готовых по качествам и знаниям духовным, это участие будет считаться невежественным, безнравственным, греховным, кармической деятельностью, за которую каждый получит свои плоды.


Какие же совершенные духовные знания поведал Бог Кришна Арджуне во 2 гл., ее первой части (ст.11-38), склоняя его выполнить долг и поясняя ему некоторые последствия, если все же он будет сражаться (гл. 2 ст.11-38)?

 Это еще не привлечение к преданному служению, что произойдет позже (ст.39-72), но это те знания, без которых Арджуне не обойтись никак. Они должны его успокоить чисто по-человечески, расширить его сознание и дать внутреннее первичное основание, чтобы сражаться. Бог Кришна, начиная со ст.11 до 38,  дает Арджуне следующие Высшие указания, как и пояснения:

1.
Никогда не было так, чтобы все мы не существовали…
2.
После смерти происходит переход в другое тело…
3.
Материя имеет свойство разрушаться…
4.
Бог – Вечен. И Его частицы, живые существа – вечные…
5.
Частицы Бога – воплощенные души никогда не подвержены уничтожению, когда уничтожается тело…
6.
Душа – не рождается, не умирает, не возникает, неизменная, старейшая…
7.
Невозможно убить или быть убитым…
8.
Смена тел подобна смене одежды…
9.
Душа не может быть рассечена, не горит, не растворяется, не высыхает…
10.
Душа – вечная, везде присутствует, имеет вечную природу…
11.
Душа – неизменная. Не следует сильно скорбеть…
12.
Круговорот смерти и рождений – факт. И другого в материальном мире нет…
13.
Душа – непостижима. Никто ее не знает…
14.
Душа не может быть убита в теле каждого…
15.
О всех не следует скорбеть…
16.
Также, следует исполнять религиозный долг, то, что предписано…
17.
Исполняющий религиозный долг достигает райских планет…
18.
Неисполнение религиозного долга ведет к потери чести и к последствиям греховной деятельности…
19.
Неисполнение религиозного долга ведет к дурной славе на века…
20.
Неисполнение религиозного долга трактуется, как  трусость, теряется его уважение к себе, теряется его значимость…
21.
Позор хуже смерти…
22.
Враги будут смеяться над таким человеком…
23.
Поднимись и сражайся без колебаний…
24.
Напутствие к сражению: необходимо быть непривязанным, не следует смотреть на результат сражения, сражайся ради сражения.

Вот эти слова Бога (пункт 1-23)  Арджуна хорошо услышал, ибо они абсолютно затрагивали его интерес и отвечали на поставленные им вопросы. Эти слова Бога направлены на сражение, на деятельность однозначно. Ужасным в этом Арджуна видел факт непременного убийства, которое усугублялось осознанием того, что это могут быть и духовные учителя, и родственники, и за этим последует падение женщин, как и падение религиозности в семье, рождение нежеланного потомства и падение религиозных устоев в обществе, как и падение предков, которым прекращалось принесение жертвоприношений.

Напутствие Бога, как сражаться (без привязанности, сражаться ради сражения, пункт 24), Арджуна не проигнорировал. Он еще просто такой подход к исполнению долга не усвоил. И это Бог знал. Отсюда – вторая часть этого диалога, этого наставления Бога с ст. 39 до 72 гл. 2. Просмотрим, на что тут обратил Бог Кришна внимание Арджуны, что новое попытался  привнести в его сознание, чем Бог мотивировал, склоняя и далее требуя однозначно принять участие в сражении. Вторая часть – это уже совершенные духовные знания, поясняющие путь преданного служения, его значимость и достижение через утверждение в совершенных духовных знаниях.

И это не было рассчитано на моментальное  усвоение, но это была Воля Бога, данная всем. Но эту вторую часть диалога Арджуна воспринял без привязки к первой, хотя она, эта вторая часть,  и была непременным ее последовательным, логичным продолжением, главной рекомендацией Бога, полностью отвечающей на вопрос, в какую деятельность вовлекает его Бог Кришна: сражаться в состоянии йоги, преданного служения, не привязываясь к плодам, что ни есть кармическая и действительно ужасная деятельность, ибо греховна тем, что не видит стоящего за всем Бога и не воздает Создателю, но претендует на плоды в виде успеха, благополучия, материальных благ..

НО Арджуна воспринимает эти две части  как бы разрозненно, почти противопоставляя их друг другу до такой степени, что готов выбирать из двух, не заметив, что вторая часть есть непременное приложение и пояснение к первой, а именно к Словам Бога в ст.38 гл. 2, где есть призыв к отрешенности, где отрешенность – основа основ буддхи-йоги. «Сражаться ради сражения…» - и подводило к пониманию о не привязанности к результату.

Чтобы подвести Арджуну к состоянию преданного служения при исполнении долга кшатрия, Бог и обратил самое серьезное внимание на буддхи-йогу, пока еще не конкретизируя ее до кармы-йоги. Что же Бог Сказал о буддхи-йоге, представив ее, как практический путь в отличие от того, что было сказано в первой части второй главы о душе: о предстоящем знании Бог Говорит в стихе 39, разделяя его от того, что было сказано в первой части. Итак, Бог Кришна Сказал, настойчиво склоняя Арджуну принять этот абсолютный путь через участие в сражении, видя при определенных условиях путь сражения как путь преданного разумного служения, буддхи-йогу :

1.
Буддхи-йога – совершенный путь, где нет потерь…
2.
Утверждение в буддхи-йоге гарантирует сосредоточенность разума в одном. На Боге Кришне. Материальный ум – многоветвист…
3.
Утвердившийся разумом в буддхи-йоге – не идет по пути удовлетворения чувств…
4.
Буддхи-йога – путь к преодолению трех гунн материальной природы и порождаемой ими двойственности материального мира…
5.
Занимающийся буддхи-йогой легко усваивает Веды, что гарантирует его духовное продвижение…
6.
Исполняя предписанные обязанности в состоянии буддхи-йоги, человек не привязывается к плодам своей деятельности, не считает себя причиной и не привязывается к неисполнению долга…
7.
На основании выше сказанного и возвращаясь к требованию принять участие в сражении, озвученному в первой части диалога главы 2, Бог Кришна рекомендует по-новому исполнять свой долг – в состоянии йоги, преданного служения. Уже поэтому Арджуна не должен был свою деятельность, исполняя ее, как требовал Бог Кришна, назвать ужасной, ибо не привязанностью к плодам кармическая деятельность одухотворялась, становилась не греховной, т.е. благословленной Богом. Другое понимание, предшествующее, то, которое Арджуна проявлял в  1 гл, а также в первой части второй главы, не приветствовалось Богом, и в этом понимании Бог не призывал сражаться, ибо такая деятельность без буддхи-йоги и могла считаться отвратительной или греховной или кармической, материальной деятельностью, ст. 49 гл.2.
8.
И в ст. 50 гл.2 Бог Кришна называет деятельность в буддхи-йоге преданным служением. Выше такой деятельности нет.
9.
Бог поведал, что этот путь в буддхи-йоге никто не может миновать, включая великих мудрецов и учителей прошлого, ст. 51 гл. 2.
10.
Было указано, что буддхи-йога помогает преодолевать иллюзорные дебри ума, ст. 52-53 гл. 2.
11.
Было дано понятие, что значит пребывать в совершенном духовном знании, ст. 55 гл. 2.
12.
Было дано понятие, что значит утвердиться в совершенном духовном знании, ст. 57, 58, 61, 68 гл. 2.
13.
Было дано понимание о том, кто утвердился разумом в буддхи-йоге в результате утвердившихся совершенных духовных знаний, ст. 56, 65 гл. 2.
14.
Было сказано, как можно начать путь отречения, начала непривязанности к плодам любой своей деятельности, ст.59-60  гл. 2.
15.
Было сказано, что дает привязанность к объектам чувств, ст. 62-63 гл. 2.
16.
Было сказано, какая Милость Бога ожидает того, кто идет по пути буддхи-йоги.
 17.
Бог Кришна поведал о том, какую роль играют для человека материальные неконтролируемые желания.

Из всего этого Арджуна мог тотчас ответить на свой вопрос сам. Но не смог. Без практики преданного служения человеку сложно сразу определиться в полученной информации, в этих новых рамках начинать мыслить и действовать, но напротив, она показалась ему смешанной информацией, не имеющей конкретное и однозначное указание. Оперировать полученными знаниями Арджуна еще не мог. И не должен был. Поэтому его вопрос тоже был в Плане Бога, чтобы объяснить и ему и всем бхакти-йогу в лице карма-йоги, как реальный, практический,  возможный и обоснованный, а также рекомендуемый путь Богом Кришной человеку.

Таким образом, не усвоив наставлений Бога касательно буддхи-йоги, а следовательно не приняв требований Бога сражаться ради сражения, как условия выполнения долга кшатрия, Арджуна не смог отличить новое направление деятельности от ему привычного, а оно в текущих обстоятельствах представлялось ему ужасным, ибо виделось бессмысленным и греховным убивать родственников, учителей… и обрекать общество на не религиозность, что должен был как бы поддержать Бог. Но Бог Кришна только начинал открывать ему те совершенные духовные знания, которые бы однозначно все расставили бы по местам в его понимании и раздвинули бы границы деятельности через путь преданного служения.
Понятно, что Бог не вовлекал Арджуну в кармическую деятельность, но  Арджуна, не приняв еще новое направление мышления и в нем своей деятельности, все увидел с позиции прежних своих представлений, усугубленных тем, что шла братоубийственная война…


Рецензии