Поднятая целина будет ему пухом

Сталин испытывал болезненную тягу к российской словесности, а потому не только плодотворно высказывался с грузинским акцентом по вопросам языкознания, но и стремился привлечь из эмиграции известных писателей, на что не жалел ни средств, ни денег. И на его уговоры действительно поддались Максим Горький и Алексей Толстой. Но все это было не то. Не смотря на то, что оба классика страдали застарелым, еще со времен царизма, алкоголизмом, в те редкие минуты, когда они были трезвыми, от них можно было ожидать чего угодно. А вождю всех народов хотелось иметь классика мягкого и пластичного даже в состоянии абсолютной трезвости. И такой классик был создан.
Имя Михаила Шолохова нужно занести в книгу Гиннеса золотыми буквами. Он — единственный человек в мире, который получил Нобелевскую премию по литературе, не написав при этом ни одного литературного произведения.
Итак: Михаил Александрович Шолохов (11 мая (24 мая) 1905, Ростовская область — 21 февраля 1984) — русский советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 г. — за роман «Тихий Дон»).
Казаком он, кстати, не был. Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (1871—1942) — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Будущий великий литератор получил лишь четыре класса образования. Но, в дальнейшем, чувствуя нехватку образования, пытается поступить в ВУЗ, однако поступить не удается. Годы были после революционные, и ВУЗ не взяли связи с отсутствием должного для поступления трудового стажа. Четырехклассное образование для поступления в ВУЗ тогда препятствием как раз не было. Летом 1924 года Шолохов вернулся в родную станицу. К тому времени он женился и стал жить в семье своего тестя, редактора областной газеты.
Так Михаил Александрович Шолохов начал свою удивительную литературную карьеру. В Вёшенской Шолохов почти безвыездно прожил всю оставшуюся жизнь. Так вождю было проще. Шолохов как литератор был фигурой сугубо виртуальной, этакий поручик Киже социалистического реализма, поэтому его присутствие в столицах, и тем более в людных местах, было не просто не нужным, но и нежелательным.
Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы за подписью Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Авторами рассказов был тесть литератора, но публиковаться редактору газеты тогда было не принято. За такое можно было и партбилет на стол положить. И потому рассказы выходили за подписью зятя. Фамилия другая — и партийная этика соблюдена.
Но Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (тт. 1-3, 1927—1928, т. 4 опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. Несмотря на якобы вполне коммунистическую авторскую позицию, высказанную в романе, значительное место в романе занимает белое казачество, а главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования не «приходит к красным». «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе. И переводы, и раскрутка книги были щедро оплачены из специальных фондов НКВД.
В это время Сталин дал команду функционерам от идеологии создать нашего советского «романистов от сохи». В качестве гениального произведения выбор пал на «Тихий Дон». Автор романа «Тихого Дона» выдающийся писатель Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920) воевал в армии Деникина, и, после разгрома этой армии, попал в плен и был расстрелян, так что с его стороны никаких претензий возникнуть не могло. Рукопись неоконченного романа, начатого Федором Крюковым в 1912 году, была доставлена к Александру Серафимовичу. Тут-то и началась идеологическая доделка романа безвестными реалистично-социалистическими соавторами.
Найти же советского «романиста от сохи» было значительно проще. Шустрый малограмотный юноша псевдоказакского происхождения, за подписью которого уже выходили литературные произведения, приглянулся функционерам от идеологии.
А дальше литературный бренд «Михаил Шолохов» зажил своей жизнью. Роман «Поднятая целина» посвящён коллективизации на Дону и движению «коммунистов-25-тысячников». «Поднятая целина» представляет собой литературную обработку анекдотов о крестьянах и цитат из статей Сталина. Сразу после выхода романа в Свет  (1932 год) его безвестные автора, естественно, были расстреляны.
Во времена борьбы с космополитизмом о бренде «Шолохов» вновь вспомнили. За этой подписью было опубликовано  несколько публицистических текстов, выдержанных в ключе официальной советской идеологии («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.)

PS. Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию (1965 год) с согласия властей СССР.Потому что сам не написал ни строки литературного текста!


Рецензии