История Испании и испанского языка

Мы прилетели в Мадрид, откуда выехали на юго-запад, доехали до побережья Атлантического океана у почти испано-португальской границы (Мадрид, Толедо, Кордоба, Севилья, Херес, Кадис) и далее проехали вдоль всего морского побережья до Барселоны (отъезжая в сторону от побережья, чтобы посетить Гранаду и Кондо). Оттуда через Андорру проехали во Францию, заехали в Тулузу, оттуда в Бордо. Из Бордо, вдоль побережья Атлантического океана на юг, вновь пересекли франко-испанскую границу, въехали в Страну Басков (ее испанскую часть), доехали до Бильбао, повернули на юг, для того, чтобы въехать в Мадрид с севера. Все это заняло две недели. Дело было в прошлом году, но решил описать свои впечатления только сейчас.
Мадрид. Большой город, бывшая столица огромной империи. Историческая часть большая, помпезная. Море дворцов и музеев. Фонтаны, похожие на дворцы, огромные и вычурные. Вставшие на дыбы кони и прекрасно сложенные мужчины и женщины с рыбьими хвостами вместо ног, на которых низвергаются струи воды. Много зелени. Что меня больше всего потрясло в Мадриде, так это то, что там нет пробок. Совсем нет. Даже в час пик. И это притом, что каких-то особенных суперсовременных развязок я там не видел. Но сейчас немного истории. Разъясню авторитетно людям!
Собственно, в Испании было три столицы. Первая – это Сеговия Segovia, потом Толедо и только потом Мадрид. Вообще, история Испании и история формирования испанской нации достаточно любопытна. Для наглядности наш гид разного рода социальные и политические катаклизмы, сотрясавшие Пиренейский полуостров,  великолепно изображал криком и шепотом, а так же руками. А концу дня он обычно вообще терял дар слова и только топал ногами. Мне же придется ограничиться словесным описанием. Но, так как его рассказы верны и сохраняют свою целебно-направляющую силу, то я постараюсь их воспроизвести по памяти. Наша группа совершала поездку на небольшом автобусе. Гид — русский испанец, родился в городе невест Иваново, но после смерти генералиссимуса Франко вернулся на родину своих предков-идальго. И пусть никто меня не упрекнет в том, что нельзя историческую картину отдавать на откуп относительной точке зрения.
Официальной датой возникновения испанского народа сами испанцы считают 1492 год. В этот год произошли два события, которые определили в их жизни многое. Первое из них, это падение последнего арабского государства на Пиренейском полуострове — эмирата Гранада. Второе — открытие Колумбом Америки, а Америкой Колумба. Оставим пока Америку в покое и остановимся на арабском прошлом Испании. Испания была арабской страной более 600 лет. Ее жители были арабами, то есть говорили на арабском языке и были мусульманами (каждый имеет право свободно выражать своё мнение таким образом, чтобы это не противоречило шариату). До прихода арабов там жили народы, которые арабы полностью ассимилировали или арабизировали. Следы этих народов сохранились разве что в географических названиях. Провинция Андалузия. До прихода арабов там жили вандалы, отсюда и название Вандалузия. Потом «в» отпало, и осталась Андалусия. И так далее. Все, что захватили арабы на Пиренейском полуострове (кроме Португалии) и есть собственно территория расселения испанского народа. Но в северных районах полуострова, которых арабам захватить не удалось, сохранились древние народы, которые там жили задолго до прихода арабов. На северо-западе это каталонцы (их столица — Барселона), на севере баски и на северо-западе галисийцы. Это народы со своими языками и культурой. И своими поэтическим и эпистолярным наследием. Как говорят китайцы, правда, по другому поводу: «В целое яйцо муха не залетит».
Каталонцы — крупнейшее национальное меньшинство Испании, 8 миллионов человек. Столица Каталонии Барселона. Каталонский язык не похож на испанский и похож на французский. Барселона очень не похожа на Мадрид и очень похожа на Париж. Если вы можете себе представить Париж без арабов, негров и помпезных мавзолеев типа Дома Инвалидов  — значит, вы представили себе Барселону. Практически вся испанская промышленность расположена в Каталонии. Все надписи на испанском и каталонском языках.  Самостийные настроения в Каталонии кипят. Отделиться от более отсталой во всех отношениях Испании каталонский народ желает страстно. Барселона ждет своего майдана.
Баски — самый древний европейский народ. Язык, не подумайте плохого, немного похож на грузинский. Или вообще ни на что не похож. Баски сохранились в неприступных горах северной Испании и на крайнем юго-западе Франции (провинция Гасконь). Когда речь идет о гасконцах, Дартаньяне например, то речь идет о басках. Перед въездом из Франции в Испанию мы ночевали в небольшой гостинице. В фойе гостиницы, на почетном месте большая карта независимой Страны Басков, которая ныне стонет под игом испанской и французской оккупации. Под картой столик, на котором книга для отзывов посетителей гостиницы. В книги я оставил надпись на иврите, которая призывал боевиков баской террористической организации ЭТА вести борьбу за свободу их Родины до победы и привел в качестве положительного примера Израиль. Работники гостиницы были растроганы до слез, а наш гид, испанец из Иваново, сын детей испанских коммунистов, жена русская, зовут Галина Васильевна, после этого эпизода ко мне сильно охладел.
Об испанском языке. Испанский язык велик и могуч. В его основе лежит латынь, но подавляющее большинство слов в своей основе имею арабские корни.
Из Мадрида мы поехали на юг. Первая остановка — древняя столица Испании город Толедо. При въезде в город стоит нечто здоровое бетонное на котором огромными буквами написано «Здоровеньки булы» на испанском и арабском языках и на иврите. Позже выяснилось, почему. Толедо фактически был первым крупным арабским городом, который удалось захватить христианам. Поэтому сюда они и перенесли столицу из Сеговии. Сеговия — первая столица Испании — это просто крепость, военная база. Первая по настоящему блистательная столица Испании — это Толедо. В Толедо жили арабы и евреи. Собственно, кроме арабов и евреев на территории Пиренейского полуострова южнее страны Басков больше никто и не жил. Толедо необычайно красив сумрачной средневековой красотой. Огромные соборы. Кривые живописные улочки. Акведук, построенный рабами Рима (II век нашей эры). И все это стоит на неприступной горе и окружено крепостной стеной.

Об испанском языке. Испанский язык велик и могуч. В его основе лежит латынь, но подавляющее большинство слов в своей основе имею арабские корни. Объясню, почему. Реконкиста (Reconquista, повторное завоевание) — это не просто процесс покорения мавританских королевств на Пиренейском полуострове христианами. Это, в первую очередь, и крещение проживавшего там населения, то есть арабов-мусульман и евреев-иудеев. Кроме перехода в христианство от них требовался и переход на латинский язык (официальный язык католицизма). Крещением и слежение за тем, чтобы новообращённые христиане не исповедовали свои прежние религии, была возложена на инквизицию. Инквизиция действовала уговорами. А тех, кто не поддавался уговорам, сжигали. Это, знаете ли, помогло. Населения захваченных территорий выкрестилось и искренне попыталось перейти на латынь. Так основой их языка стала латынь. Но арабскими словами они продолжали пользоваться, как и пользовались. В результате и получился испанский. Реконкиста началась в 722 году, а закончилась в 1492, так что время на создание языка у них было.

Кстати, во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордена были созданы для борьбы с маврами, а Папы Римские призывали европейских рыцарей к борьбе на Иберийском полуострове, точно так же, как в Палестине. Там, правда, рыцари шли в бой не ради славы, а ради Гроба Господнего, но это частности. Но если в Палестине Христианская экспансия в конечном итоге захлебнулось (Иерусалимское королевство просуществовало менее 300-от лет и вновь было захвачено арабами), то реконкиста победила, и весь Пиренейский полуостров в конечно итоге перешел в руки христианских рыцарей.
Существует обширная арабская литература, описывающая изгнание арабского население полуострова, который они считали (и считают) своей родиной.  В арабском мире распространено убеждение, что с христианскими завоеваниями мусульманских земель (в том числе с оккупацией Пиренейский полуострова и Палестины) нужно бороться вплоть до полного освобождения этих территорий и возвращения их в лоно мусульманского мира. Когда Усама бен Ладен призывает к борьбе с крестоносцами, то речь идет именно об этом. Ислам, в основе своей, идеология именно антихристианская, кстати говоря. Бедуины приняли христианство в III веке нашей эры. А через 400 лет в их среде возникает ислам, который, естественно, и борется с господствующим тогда на Аравийском полуострове христианством. А потом, став господствующей религией на Аравийском полуострове, ислам захватывает весь Ближний Восток и южное Средиземноморье. Где до победы ислама население исповедовало христианство. А сам ислам был идеологией, обосновывавшей завоевания территорий, населенных христианами. На Пиренейском полуострове, собственно говоря, христиане использовали тактику мусульман. Они не только требовали обращения в христианство от населения захваченных территорий, но требовали и перехода этого населения на латинский язык (как арабы на арабский).
Из Толедо мы поехали на юго-запад, в столицу самой южной провинции Испании. Провинция эта называется Андалусия, а ее столица называется Севилья. Через этот город протекает река под названием Гвадалквивир. Как видите близкие, знакомые русскому уху названия. От легендарного:

Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит, Бежит
Гвадалквивир.

И до краснознаменного:

Шумит, гудит Гвадалквивир
В кромешной тьме ночной,
шумит о том на целый мир
что он не Днепрострой.

Начитавшись подобных стихов, можно подумать, что  Гвадалквивир шумит, бежит или даже гудит. Другими словами, что этот водоем горноводен, быстротечен и крайне мелок, так как течет по камням. Да ничего подобного! В Севилье Гвадалквивир несет свои волны мерно и плавно, так как глубок и полноводен. И шириной где-то километр. И именно Севилья была той базой, с которой отплывали корабли в Америку, начиная с Колумба и до 19 века. Дело тут вот в чем.

Гвадалквивир впадает в Атлантический океан (западнее Гибралтара). Это давало возможность парусникам, спускавшимся по Гвадалквивиру, не буксовать в Гибралтарском проливе. Из Атлантического океана в Средиземное море идет мощное холодное течение, и почти постоянно дуют сильные ветры с запада на восток. Поэтому все атлантическое побережье Испании усеяно современными ветряными мельницами (вернее, ветровыми электростанциями). У них длинные белые лопасти, которые крутит ветер, в результате вырабатывается электроэнергия, которая и является основным источником электричества в провинции Севилья. Эти ветра и течения делают проход парусника через Гибралтарский пролив крайне затруднительным.
Кстати, купаться на атлантическом побережье Испании, естественно, нельзя. Очень холодная вода и постоянно большие волны. И это притом, что летом там жара одуряющая (широта Египта). Но там, в каком-то городке, название которого я забыл, селятся многочисленные российские олигархи. Первых посредники элементарно накололи, не сказав им, что купаться там нельзя, а последующие тянуться туда, повинуюсь стадному чувству, чистые и доверчивые. Но это я отвлекся.
После открытия Америки туда хлынул поток переселенцев из Испании и вот почему. На дворе 15 век. Испания — самая населенная страна Европы. Численность ее населения превышает численность населения Германии и Англии вместе взятых. И основная масса населения страны сосредоточена именно в Севилье. Когда эту территория была арабской страной, на протяжении нижнего течения Гвадалквивира арабами была создана сложная система орошения, которая кормила огромное количество народа (типа дельты Нила). Климат такой же, да и воды в Гвадалквивире и в Ниле примерно столько же. Но сложную систему ирригации не так просто обслуживать. Христиане, завоевавшие эту территорию, поддерживать в порядке сложные ирригационные системы не умели. В результате резко упала продуктивность сельского хозяйства, и многочисленные оголодавшие жители Севильи хлынули в колонии.  Латиноамериканские испанцы (креолы) — это почти все выходцы с юга Испании. Северян, тем более каталонцев или басков, среди них нет практически.


Рецензии
Очень доходчивая адаптированная история. Спасибо.

Макар Токарев   24.08.2014 18:39     Заявить о нарушении