Мы строим

Из сборника "Записки заместителя начальника стройки"

«Помнишь, мы покупали!?»

…Обычно с этих слов начинается любая заявка в компании. Раньше я волновался при этих словах: лихорадочно вспоминал, на самом деле, покупали мы или нет? Сначала  можно было запомнить: не так много материалов. Потом материалов стало много, потом – очень много. Потом я стал огрызаться: «Вообще, я не запоминаю!». Потому что стройка – не мое жизненно-важное дело. Это труд, за который я получаю деньги. Чтобы найти все эти  мелочи, на это существуют заявки. В заявках все есть. Поэтому нужно все равно говорить марку, номер, характеристики. До организации оформления заявок в электронном виде в программе «Склад» в «1С Бухгалтерия» дело так и не дошло до сих пор.

«Надо такой же!»

…Еще одна каверзная просьба-поручение. А что это за деталь? – Никто ничего не объясняет. На выручку приходит фотоаппарат: все заявки сопровождаются фотографиями. Самый глупый вопрос на эту просьбу: «Сколько надо?» - Ответ простой как «дверь без ручки» и на него отвечают вопросом на вопрос: «А сколько прошлый раз покупали? Надо столько же!» Такой ответ выводит из равновесия любого, который хвастается «железными нервами»!
Создается впечатление, что в фирме отсутствуют инженеры, а строят не по чертежам, а по …вдохновению. Как художник!..

«Надо срочно!»

Не знаю, как в других строительных компаниях, но в нашей все надо срочно. Обычно в пятницу вечером… Ладно, если объект в крупном городе, как Москва или Екатеринбург. На самом деле, там и в воскресенье можно найти все, что угодно. Но в Сочи! Городе-курорте Сочи, где только плавки можно купить в любое время суток. Кто повезет, кто продаст? Все отдыхают с обеда пятницы до обеда понедельника. А стройматериалы в оптовых объемах ближе, чем в Краснодаре или в Москве не найти. А как же план, совещания, итоги дня? - Наверное, кто-то что-то планирует, но  мне об этом, как снабженцу, не известно…


Иерархия

Особая тема – тема взаимоотношений в фирме. Здесь, в фирме, нет смысла составлять штатное расписание и «запихивать» сотрудников в организационную структуру. Здесь все знают должность человека …по имени. Вот человек по имени Асан занимается расселением. У него двое помощников. А вот человек по имени Маджид – главный механик. Правда, раньше Маджид был водителем. Он и теперь справляется со своими обязанностями уже в новой должности.
Какова организационная структура и кто кому подчиняется? – Все зависит от …национальности. Самый главный человек в фирме – турок. Значит, все ключевые посты занимают турки. Если человек турок, почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что он начальник. Он может дать указания, отдать приказ любому сотруднику, независимо от формально занимаемой должности.
Следующий по иерархии уровень – русские и киргизы. Хотя, в большинстве случаев второй уровень киргизы удерживают прочно. Они, как правило, в русском представлении о менеджменте – руководители среднего звена. Очень редко, когда русский может стать начальником, но все же бывает, скорее, как исключение. Наверное, потому что фирма N  зарегистрирована в России.
И самый нижний уровень – узбеки. Среди них, как правило, начальников  нет. Даже бригадиров. Узбеки бывают водителями тракторов и погрузчиков, но чрезвычайно редко. В основном, они подсобные рабочие у специалистов: «опалубщиков», арматурщиков, отделочников, электриков, сантехников. И, конечно, только узбек – разнорабочий. Кстати, в турецкой компании сантехников называют механиками. А всю группу механиков и электриков именуют электромеханиками.
Так что, когда например, русский сотрудник из соображений оптимизации производственного процесса, дает поручение кладовщику, а тот оказался киргизом, то начальник склада киргиз всегда сделает все возможное, чтобы поручение было выполнено так, как это выгодно им – киргизам, а не стройке.
Так же происходит и в среде узбеков. Они «держатся друг за друга» из соображений «национальной безопасности», кто бы из представителей другой национальности им ни дал указаний. И только громкий крик с нецензурной бранью способен переломить эту национальную сплоченность ради выполнения плана. В этом руководители-турки преуспели…

«Там знают!»

Ну, и самая «жесть»!.. Когда посылают водителя за материалом, называют только имя человека и примерный адрес. Иногда путают наименование фирмы с именем руководителя, иногда коверкают имя до неузнаваемости. Очень редко дают номер телефона и никогда, или, почти никогда, не говорят, что надо взять. Вас это удивляет? – Меня нисколько. Впрочем, только теперь, спустя много лет… Говорится при этом задании супер-фраза: «Там знают».
Все случаи поездок сопровождались одинаковым выражением лица водителя. Водитель всегда говорит одно и то же: «Я из фирмы N. Мне сказали, что вы знаете, что мне получать». – Святая наивность! Сотрудник компании поставщика вначале находится при таком обращении к нему в изумлении и не знает, что он и кому должен. Потом привыкает и сам перезванивает «тому, кто послал» водителя. Водитель или сопровождающий выглядит как идиот.
…Такое отношение унижает. Я чувствую себя даже не курьером, а тележкой, в которую складывают коробки, ящики и просто детали. Все бы ничего, но мы – сотрудники этой строительной компании «стали узнаваемы», благодаря нашему идиотизму. Мы никогда не знаем, что нам точно надо и в каком количестве.
- …А, это из фирмы  N приехали. Понятно. Дай им Мария 10 коробок дюбелей…
У другого поставщика.
- …А, это вы из фирмы N? Вот вам 3 ящика. Забирайте.
- Что там?
- Да какая вам разница, вам же не сказали, что именно нужно у нас взять!
Так складывается мнение обо мне и о фирме. Дальше уже никто не удивляется, что этот человек приехал из нашей фирмы и поэтому он ничего не знает. «Да у вас там все такие!» - делают порой нам всем «комплимент» поставщики. Нам остается по-дебильному улыбаться и в меру чувства юмора отшучиваться.

Откуда такая традиция говорить «очень мало информации»? Это даже не проблема языкового барьера! Есть переводчики, в конце концов.
Вот миф, очень похожий на правду. Турецкие строители очень быстро строят. Есть такое сравнение - в переводе с турецкого звучит романтически: «гнездо, которое вьет птица за ночь». Вот так, в буквальном смысле, строятся дома в Турции – за одну ночь. Откуда оно пошло? Дело в том, что регистрация недвижимости в Турции очень затруднительное дело. А вот дом, который уже построен, снести почти невозможно. Регистрация его происходит «по факту».
Живет себе семья в лачуге, мучается и собирает постепенно стройматериалы. Часто их прячет, чтобы не бросались в глаза. За много недель, месяцев будущий домовладелец собирает стройматериалы у себя во дворе… Оповещает соседей о дате начала строительства. Вот, материал собран. По установленному сигналу собираются помощники …И за ночь выводится каркас дома с кровлей! Чудо!
Организация работ проста. Все материалы известны, разложены на площадке в соответствии с технологией производства работ. Строители квалифицированные, то есть построили не один дом. Поэтому все быстро и достаточно качественно.
Для нас: русских, киргизов, узбеков кажутся немного странными все эти просьбы-приказы, которые начинаются со слов: надо срочно, надо такой же, и там знают, поэтому давай поезжай. Это в Турции, наверное, жители одного района живут от стройки до стройки, и каждый знает, какой материал, какую деталь в каком доме соседа он применил. Поэтому руководители обращаются к нам как к односельчанам, как будто мы с ними вместе строили «тот легендарный дом».


Рецензии