После семидесяти. Часть 5. Белоруссия 30-34. 01

Второго октября 1972 года мы с Иваном, официально разведенные, налегке выехали из Дубны. Не заказывали никаких контейнеров, потому что за восемь лет никаких вещей мы так и не нажили. На маленьком вокзальчике собрались все мои ученики. Лил проливной дождь. Они оттеснили всех моих родных, плакали, что-то говорили… Отъезжающие спрашивали: «Не знаете, кого провожают?». Дети (у меня были восьмиклассники и четвероклассники) бежали за поездом, махали руками, а я сидела в вагоне и плакала, будто чувствуя, что ничего хорошего на новом месте меня не ждет. В Дубне оставались мои родные, а я ехала на встречу с новой семьей - семьей Ивана. Они жили в местечке Лужки Витебской области.

Отец, наняв такси, встречал нас в Полоцке. Все радовались нашему приезду: Иван возвращался в родной дом. У него было тоже четверо братьев и сестер, и почти все жили рядом, в соседних деревнях. Ко мне прекрасно отнеслась вся родня, особенно свекровь Матрена Степановна и свекр Степан Фомич. До этого мы несколько раз гостили у них. Они очень любили нашего Сашку, потому что он был похож на Ивана. От всех родных только и слышалось: «Який Ваня! Який Ваня!».

Сразу же мы поехали в роно, и хотя уже был октябрь, нам предложили работу в деревне Лонские: мне директором восьмилетки, а мужу - учителем труда. Сейчас я думаю, как же я не побоялась в чужом месте с другим языком, с незнакомыми людьми согласиться на такую должность. Все учителя, работники школы были белорусы, но они совсем не отличались от наших русских, может, были даже добрее и спокойнее.

Через три дня после приезда мы были уже в Лонских. Когда мы зашли в школу в первый раз, были неприятно поражены: по всем коридорам разливалась вода, почти доставая до колен. Оказалось, протекает крыша. Наверно, за это и сняли в начале учебного года директора, хотя он был мой ровесник. Пришлось сразу заниматься ремонтом крыши, благо погода стояла теплая. В октябре мы успели подзалатать основные дыры, а капитальный ремонт сделали на следующее лето. Бывший директор был даже рад, что его освободили от этой обязанности.

Коллектив был маленький, но дружный. Учеников было около девяноста. Я вела восьмой класс, причем русский там преподавался как иностранный, с делением на группы.

Нашей семье выделили финский домик, Саша пошел в первый класс, хотя ему было шесть лет. Он стал хорошо учиться на белорусском языке. Для меня началась привычная школьная жизнь.


Рецензии