Мои любимые животные

Конкретно – животные не все мои. Я назвал так, потому что они были на моем жизненном пути.

Про Снежка, собаку, вы читали в миниатюре «Опять о Сибири». Для тех, кто не читал, повторю.

В барачном дворе жил ничейный пес, по кличке «Снежок». Откормленный «коммунальным» способом, зверь блестел белой, без единого темного пятнышка, шерстью. И был любимцем всего двора. Умный был хищник. Мама рассказывала, что была свидетельницей, как он напал на маленькую собачку. А мама давай пса стыдить, мол, большой такой и на маленького. Псина стоит, голову опустила, морда виноватая и хвостом изредка покачивает. В том далеком детстве я играл с этой собакой безбоязненно. Верхом садился, благо жокей из меня выходил хороший. В смысле веса. В девятнадцатилетнем возрасте, когда я призывался на срочную службу в ряды Вооруженных, рост мой был один метр пятьдесят четыре сантиметра и вес не более пятидесяти пяти кило. Так что можно представить мой вес и рост в семилетнем возрасте. Когда спина собаки уставала от моих издевательств, то зверь просто садился на задние лапы. Не было такого, чтобы он хоть раз оскалил зубы. Не в угрозе, а предупреждая. Лизнуть в лицо и вилять хвостом в игре – вот и все действия умной собаки.

В одной из телепередач типчик один из ПСИХО(В)логов пояснял, что собаки воспринимают детей, как каких-то конкурентов. И поэтому кусают. (Чего только по телевизору от вахлаков-«ученых» не услышишь!). Среди собак в современном мире накопилось изрядное количество демократов. Только и всего. Если собака укусила ребенка, то ее нужно накрыть дерном.

Мама приболела. Дело было в выходные дни. Маялись мы от безделья недолго – отец предложил сходить за грибами, благо погодка соответствовала. Мы, говорит отец маме, собираем, а ты обрабатываешь. Мама с улыбкой одобрила такой расклад. Отец взял ведро, мне вручил оцинкованный трехлитровый бидон. С нами увязался Снежок. Только вошли в лес, как пес пристроился пометить дерево. Я притормозил, чтобы не споткнуться обо пса. И увидел у рядом растущего дерева подберезовик. Полез срезать. Освободившийся от собачьей обязанности Снежок полюбопытствовал – что это я делаю и что кладу в бидон. Убежал. Спустя минуты четыре раздался его лай. Отец попросил меня сходить и посмотреть – на кого это он лает. Не иначе бурундука на дерево загнал.

Когда я вышел к собаке, то увидел, что зверь стоит на поляне, полной маслят. Собака, вильнув хвостом, гавкнула и побежала дальше. Я позвал отца, и мы принялись за грибы. Не успели мы собрать все маслята, как раздался очередной лай. Снежок нашел еще одну поляну. В общем, через минут сорок мы вернулись домой с полными сосудами грибов. Мама очень удивилась – где это мы за такой короткий срок столько грибов набрали. Мы вкратце рассказали, высыпали ей на обработку грибы и решили пойти еще раз, пока у собаки не пропало настроение нам помогать. На этот раз я удостоился пятилитрового ведра. А отец взял на пятнадцать литров – гулять, так гулять.

Не помню, сколько мы делали ходок. Но, скорее всего, не больше двух, так как мама сказала, что она все-таки болеет и ей не под силу перебрать большое количество грибов. Вот так. А ведь никто собаку не учил. И рассказ наш соседям о способности любимца был в диковину.

Потом была собака по кличке КучУм, коричневого окраса, обычная дворняга. В Якутии строение, в котором держали кур, свиней, коров и прочую живность, называют «хотОн». Хозяйство принадлежало жителям многоквартирного дома, и было ограждено забором из сетки рабица, на территории стояла собачья будка, в ней и находился этот зверь. Я проходил мимо, идя со школы. В кармане всегда был недоеденный со школьной столовки хлеб, и я им эту собаку угощал. Она всегда была рада моему появлению. Не думаю, что ее кормили плохо, просто собака съедала угощение ради такой вот дружбы.

Параллельно водил «дружбу» с еще одной собакой. Почему-то мне показалось, что ее хозяева звали «Незнайкой». Кобель, серого окраса, с хвостом лайки – помесь. Я даже пару раз ее в зиму приглашал в квартиру. Конечно, в отсутствие родителей. Узнай они об этом, мне бы реально не поздоровилось. Пес всегда был рад встрече со мной.

Собака по кличке Тайга, жившая уже в соседнем с нашим дворе. Окрас черно-коричневый с белыми полосками. Решили мы как-то с другом, Юрием Мелеховым, учась в восьмом классе, сходить в лес, в микропоход. Весна, морозы сошли на нет, температура чуть за двадцать градусов ниже нуля – это гораздо теплее зимних -50, я вам скажу. Заглянул я в нашу уличную кладовку, а там трупик индейки. Отломал ногу и мы пошли в лес, позвав с собой Тайгу. Там развели на нашем постоянном месте костер, поджарили ногу, честно поделили на троих, даже отдали косточки от своих долей собаке. Сидим у костерка, курим, болтаем… Потом смотрим, Тайгу «развезло» от пригреваемого весеннего солнышка, тепла костра и сытного обеда – она начала кемарить сидя. Закроет глаза и начинает раскачиваться, пока амплитуда раскачивания не достигала потери равновесия. «Ложись, - говорим, - Тайга, да спи». Нет, так, сидя, раза три чуть не падала, засыпая.

Кошки и собаки у друга тоже заслуживают внимания. Мама у него очень любила животных и, жалея замерзающих на морозе кошек, брала их себе домой. Собак по кличке Зита у них было две. Первая, болонка, на моей памяти, умерла прямо на руках у его мамы. Та приехала с буровой как раз с командировки (именуемых на буровом жаргоне «заездками») – она там поваром работала. А собака уже без сознания, лежит с открытыми глазами и дышит как-то не по-живому. Юрий говорит, мол, давай выйдем из комнаты, пусть мама одна поплачет. Очень она собачку эту любила. Потом она опять где-то взяла щенка болонки и снова назвала Зитой. От одного из помётов остался один щенок, гладкошерстный, с природными «накаченными» мышцами, проступающими под шкурой. Кличку ему дали «Дод». Появились как-то два кота. Один черно-белого окраса, взрослый котенок («комсомолец» по возрасту :-), второй – не помню какой. Первого я, когда в гости приходил, сажал в шапку и «катал» как в «вертолете». Ему нравилось.

Потом у моего второго друга, одноклассника Королюк Юрия, сослуживец отца (тот в войсковой части служил замполитом; в этой части я потом, спустя 15 лет, служил по контракту) уехал за семьей «на материк», как говорят в Сибири, и оставил им свою кошку на содержание, пока будет в отпуске. Но «Королюки» в это время взяли себе котенка, и кошку пришлось держать в подъезде. Он хоть и отапливаемый, но для животного, предназначенного для общения с людьми, такое жилище не совсем подходило. А тут мама Мелехова спросила у меня: «А нет ли где приличной кошки у тебя на виду, для содержания у нас». Я и принес им эту кошку. Кличка у ней была Глашка. Окрас черный с белым. Немного погодя на экраны советского ТВ вышел фильм, в котором сюжет был о том, как появился в медицине пенициллин. Главную героиню звали Глафира Сергеевна, и мы в шутку стали так называть и кошку. Она привыкла и уже на «Глашку» реагировала с выражением легкого презрения на мородочке. Иду в гости, она сидит на крылечке, вижу, что узнала и в нетерпении ждет, когда я ее позову. Глаза блестят… Я говорю: «Глафира Сергеевна». Она: «Мурр!» - усы вперед, и бегом ко мне. Никогда без разрешения на руки не запрыгивала. Сядет напротив и смотрит умоляюще – ну, пригласи уж на коленки… стоит похлопать рукой по своим коленкам, дескать, запрыгивай, с удовольствием это делала.

И вот, мама Юрика, принесла «комсомольского» возраста котенка. Полосатый рыже-черно-коричневый, с преобладающим серым, даже не знаю, как обозвать окрас. Назвали его Герцог. Красивый котей был и умный. Но случайно зашел в соседский вагончик, просто, по-соседски, по-дружески на кошачий взгляд, а сосед его взял за хвост и ударил головой об косяк. Сидит кот, кровища на мордочке из разбитого глаза и носа, его колотит в ознобе… Сволочь в человеческом обличье – ну, не нравятся тебе кошки, не понравилось, что зашел к тебе в сенки, ну выгони. Через год кот в тайгу ушел. Насовсем. Видать, последствия удара долго жить не предполагали.

И вот, будущий Герцог, спит на кровати, я за столом, рядом, пью чай, и на меня умоляюще смотрит Глафира Сергеевна – можно на коленки? Кот проснулся, спрыгнул с кровати, и пошел между нами, потягиваясь. Когда потягивался, то случайно или специально, коснулся своей мордочкой Глашкину, та отпрянула с выражением брезгливости, дескать, какой-то непонятный, помойный кот, своей грязной мордой об мою, чисто-вылизанную… и завершая потягивание, коснулся ее своим хвостом. Глафира Сергеевна это уже не стерпела и хватила ему по задней ляжке лапой. Герцог обернулся удивленно – чего это там такое ему по заду заехало? И получил два удара – слева и справа – по физии. Упал почему-то на пол только первой, передней, половиной «тела», вторая осталась стоять. А первая половина выставила в защиту лапы с выпущенными когтями и раскрытой в безмолвном крике пасти... Потом, естественно они подружились.

Глафира Сергеевна тоже ушла в тайгу. Но как-то странно – вроде, Юрий ее видел мельком, гуляющей по поселку, через пару месяцев после ухода. Кошки – существа загадочные. Хотя они переезжать собирались и Глашка это, наверное, почувствовала, не хотела обузой стать.

Потом я уехал со вторым другом – Королюк Юрием – в Житомир. И пока получал специальность в ТУ города, жил у его родни, тете с мужем. У них был полосатый рыжи кот, к сожалению, кличку не помню. Зверь был паскудного характера – если его не выгнать на ночевку на улицу, то он обязательно нагадит в половую дорожку и «завернет» в нее «личинки». Помню, что я его частенько защищал, когда хозяева его ругали и он почувствовал во мне защиту. Даже попытался из-под стула, на котором я сидел, отмахиваться лапой от хозяина, выгоняющего его на ночевку. У соседей был одноглазый кот по кличке Кутузов. И рыжий частенько с ним конфликтовал по территориальным вопросам. Встретятся и стоят боками друг против друга. Кутузов орет протяжным рычащим «а-а-а», а Рыжик (наверное, так его и звали) – «вань-вань-вань»…

Хозяева говорили, что раньше у них была кошка по кличке Белочка. И она выходила во двор через форточку (дом был одноэтажный, четырехквартирный). И заходила только после разрешения хозяев, предварительно настойчиво постучавшись лапой в стекло окна.

Потом мы с друзьями ушли в армию. Я пришел первым в тот населенный пункт, где прошло детство – Сангар – и пошел, естественно, по знакомому адресу. А там (жили они в жилом вагончике) совсем другие люди. Молодая женщина с маленькой дочкой в одной половине и мужики-буровики в другой. У мужичков был кот. Кличку уже не помню. Помню, что как-то после недельной паузы пришел к ним в гости, а кот забрался ко мне на грудь, обнял меня за шею лапами и терся то об одну сторону моего лица, то об другую, мурлыкая – мужички его все время гоняли, чтоб под ногами не путался, а тут «добрый человек» пришел…

Снимал квартиру здесь же, в поселке. Частенько брал мясо варить. И подкармливал бездомных собак обрезками мясными. Один раз как-то пригласил (жил на втором этаже деревянной двухэтажки) собаку-подростка в квартиру, подкормить. Чтобы взрослые собаки не отобрали у «ребенка» еду. Насыпал костей и обрезков в коридоре, у входной двери, а сам пошел на кухню. Немного погодя выхожу, а собаки там нет. Заглядываю в зал, а она там. Сидит перед включенным телевизором и внимательно его смотрит. Минут десять за ней наблюдал – смотрела телек реально.

В очередной раз, набрав обрезков мяса, спускаюсь вниз и вижу сидящих на коврике у двери квартиры снизу две кошки. Одна чистенькая, видимо домашняя, а вторая чуть бичеватого вида – «недомашняя». Я разделил на неравные части корм и положил «дикой» кошке большую часть, полагая, что она будет голодней «домашней». Вопреки моим ожиданиям «домашняя» накинулась на еду так, как будто несколько дней не ела. Дня через четыре, слышу, что кто-то мяукает под дверью. Открываю, а там та кошка, которая «домашняя» - шасть в квартиру ко мне. Ну, я выгонять ее не стал. Назвал Джулией. Окрас дымчатый с белой манишкой, лапками и пузом. Цвет с металлическим отливом – она была помесь с сиамской. В то время народ валом валил из Сибири и кошку, видать, просто выбросили. По-человечески так…

Кошка оказалась умной. Я ее приучил на «кис-кис» не откликаться, только на кличку. Как собаку. Она понимала команды «нельзя» (иногда я говорил «не мылься» - это тоже понимала по смыслу и начинала нервным движением хвоста показывать, что поняла), «вперед!», «быстрее!», «взять!», если это касалось нападения на собаку. И понимала словосочетание «я занят», если я действительно был занят и не мог ей уделить какое внимание. Никогда не лазила на шторы, даже если это могло помочь в ловле залетевшей в квартиру птице, не залезала на обеденный стол, и на мои бумаги, где бы они ни были разложены. Даже если я случайно их положил на ее место.

Вообще животное будет умным любое, если с ним с «младенчества» часто разговаривать, как с равным. Уважать хозяина животное тоже будет, если относиться к нему, как к равному члену семьи. Джулия как бы ни была голодной, не будила меня. Уйдет на кухню – подальше от меня спящего – и оттуда мяукает, кушать просить. Дескать, если я уже почти выспался, то сон будет вообще чуткий, я проснусь и накормлю ее. Помню как-то, слышу, мяукает из кухни – зовет. Спал в зале, из зала кухню видно. Решил прикинуться спящим. Кошка заподозрила неладное, идет в зал из кухни, а я наблюдаю за ней через щелочки в глазах. Шла-шла, скрылась из виду, подойдя к дивану. Секунд пять-семь тишина, потом резко выглядывает, чтобы застать меня врасплох с открытыми глазами. Я на эту уловку не попался )). Она отвернулась от меня и прилегла на четыре лапы – ждет, когда проснусь и чтобы взглядом не разбудить. Я выдержал паузу минут в пять и «проснулся».

Никогда не сгонял с места, если она спала, к примеру, на стуле, а пришедшим гостям места не хватало. И кошка так же к моему сну уважительно относилась. Перед холодными днями забиралась на табуретку, стоявшую у батареи радиаторов, обнимала лапами секции справа и слева, а между ними просовывала мордочку. Так и спала, предсказывая похолодание. На руки  забиралась аккуратно, как будто бы человеческие коленки состояли из хрупкой яичной скорлупы – боялась сделать кому неприятно или больно. И была разговорчивой. Стою в кухне с другом, разговариваю. Заходит Джулия и вопрос мне: «Мур-аур-рру-рр-арру-арр?» и к мискам своим. Я отвечаю, мол, что наложено, то и ешь – ничего другого нет. Она миски понюхала и удалилась из кухни, возмущенно приговаривая: «Мрря-урр-арру-марр-рру». Содержательный диалог получился.

В очередную "явку" (смену съемного жилища) кошка, после обнюхивания-ознакомления нового жилья, шла знакомиться с соседями. Причем она чувствовала, кто за каждой дверью лестничной площадки или подъезда живет – стОит ли этим людям доверять или нет. Тех, у кого были домашние животные, кошка, естественно, не посещала – зачем конкуренцию плодить. А у тех, кого она периодически посещала, наготове всегда было для нее угощение. Причем, у меня она кроме сырого мяса или рыбы, не ела ничего, а в гостях все, что угодно. Все ее нахваливали, что кошка «неприхотливая» и ест даже просто хлеб. Дадут кошке поесть, она сначала поблагодарит присутствующих, потершись об каждого, и только тогда принимается за еду. Ходила она в гости не только в моем подъезде, а и к тем мальчишкам-девченкам, которые были у меня в гостях, жившим не только в другом подъезде, но и в другом доме вообще. Приходит, садится перед дверью, мяукает. Двери открываются и впускают кошку. Как к себе домой. Своя в доску, называется.

Мама в пенсию покупала для кошки килограмм оленины, мякоти. Приходила, нарезала кубиками мясо, мыла дочиста ее тарелки, стелила под них газетку, в общем, как примадонне. Кошка чинно ела, потом пыталась маму отблагодарить, потеревшись о не боком. Мама кошек не любила вообще, а уважала мою из-за ее ума – сказали Джулии «нельзя» что-то, и она даже в отсутствие хозяев этого делать не будет. И вот мама видит, что кошка готова выдать «благодарность», говорит: «Джулия, ко мне не подходи». Мама сидит на диване, посередине, и разговаривает со мной, я сижу напротив на кресле.

Кошка запрыгнула на диван с краю и уселась. А у самой внутри свербит, видать, потереться. И вот она применяет хитрость – двигает в сторону мамы сначала зад, а потом перебирает передними лапами для восстановления фигуры «копилка». Спустя пару секунд движение повторяется. И так до те пор пока она не окажется впритирку к маме. Ну, не гнать же за это такую изобретательную зверюгу.

Сижу, работаю с бумагами. Джулия запрыгивает и ко мне на руки. Я говорю – «занят», кошка уходит по своим делам. Кошка за что-то наказана и пытается забраться на диван. Запрыгивает слева, я говорю: «не мылься», запрыгивает справа (вдруг слева действительно нельзя), я говорю: «не мылься – ты наказана». Молча отходит, потягивается, кладет передние лапы на боковинку дивана и, скосив глаза в мою сторону – успею поймать? – резко начинает драть обивку, и успевает смыться. Не пойман, как говорится, не наказан…

Пару раз переезжал с квартиры на квартиру – как сказал один из однокашников: явки менял. Сначала перевозил вещи, а потом кошку. Она всегда боялась, что я ее брошу – осталась отметина от первых хозяев. Последний раз она была с котятами. Пришлось конкретно новую явку обустроить, чтобы и для места на котят получилось. Когда ее вез домой, она уж очень громко мурлыкала – хозяин не бросил.

Потом переезд в Тольятти. Чтобы кошку везти, нужна справка. Понес в ветеринарку. Как только зашел туда, а там лекарствами пахнет, так кошку затрясло – мол, хозяин собирает вещи для очередного переезда и решил животное усыпить. Джулия стала как наполненный водой воздушный шарик – растеклась по рукам, трудно удержать. Стала как кисель – настолько ее от страха парализовало. И дрожь сплошная. Я ее как мог успокаиваю, поясняю, что это для переезда надо. Фигушки она мне верит – дескать, я ее успокаиваю, чтобы ей умереть было не страшно. Взяли с нее необходимые анализы, мазки и мы ушли. Пришел домой, выпустил животное, она полдня сидела в окно смотрела – от стресса отходила.

В самолет проносили зверя, предварительно замотав в плед и засунув в сумку, только голова торчит. На всякий случай. Но кошка вела себя смирно в этот процесс, поскольку думала, что так это и надо. В самом самолете сидела смирно на коленях. При выходе на посадку процесс закутывания повторялся. Наблюдал я за ней при посадке. Уши, видать, ей так же закладывало и кошка следовала простому правилу при полете на самолете – сглатывала слюну, чтобы "разблокировать" заложенность ушей.

В Якутске я решил вывести ее на поводке на газон, чтобы она перед длительным полетом сходила в туалет. Куда там – огромная привокзальная площадь… Столько нового, куда там поселковому двору. В самолете, в самом полете, вызвала зависть у соседки через проход, у которой кот норовил вырваться из рук и убежать. Мол, какая у вас кошка спокойная.

В Тольятти Джулия  в первый раз (в деревне) увидела козла. Потихоньку подкрадывалась к животному, щиплющему траву, растущую у забора по другую сторону. И принюхивалась – что же за диковинный зверь такой – непонятно пахнет, размером с собаку и с рогами. Козел поднял на нее взгляд, а кошка выгнула спину и сделала стандартный звук «х-х-х». Полезла как-то на одной из снимаемых нами квартир за тумбочку телевизора. А там хозяева хранили детские пластмассовые кегли. Видать, под нажимом кошачьих лап кегли начали валиться и кошка в ужасе заорала, подумав, что в темном углу этом ее в кошачью бездну затягивает.

Я по работе мотался между двумя бензозаправками, обслуживая. Одна из заправок была на краю города, рядом с заброшенными садами. Утром я уезжал на работу один, потом приезжал на обед и выходил из квартиры на девятом этаже уже с кошкой. Она ехала спокойно со мной в лифте, сидя на полу, а не на руках. Потом выходила из подъезда и запрыгивала в открытую мной машину. В «Ниве» багажник был оборудован полкой, с обивкой войлоком. Джулия ехала там. Периодически меняла положение наблюдения в окошко – то в правое окно смотрела, то в левое. Когда я приезжал на ту заправку, которая рядом с садами, выпускал ее, она бегала там до конца рабочего дня - мышковала, наверно. Потом, когда собирался домой, звал ее по имени. Она прибегала, с разбегу в машину забиралась, и мы ехали домой.

Потом мама купила квартиру в деревне и забрала из города Джулию себе. Кошка, на тот момент прожившая десять лет, свой возраст не оправдывала, принося два раза в год котят. Как-то купил искусно сделанную из белого меха мышку. Думал не понравится. Но ошибся – у нее это была любимая игрушка. До 11-летия зверь не дожил – зашла к соседям на огород и ее там убили.

Потом снимал квартиру двухкомнатную с подругой. Она работала в гаражах – цех по пошиву чехлов на автомобили. Кто-то подобрал котенка, на которого наехала машина, и закрыл у себя в гараже, чтобы еще чего похуже не случилось. Еда и питье у котенка была, но сидеть весь день в одиночестве в ожидании приезда спасителя с работы было страшно. Подруга спросила – возьмем хищника? Только у него, говорит, лапки задние плохо слушаются – результат наезда. Ничего, говорю, страшного. Бери.

Котенок оказался полосатого персикового окраса, со свисающей на животе шерстью. Как впоследствии оказалось, что это помесь с породой мейнкун. Кличку дали, исходя из цвета шерсти – Персик. Лапки у него зажили, одна восстановила свою функцию, а вторая не полностью – при ходьбе притопывал. О том, что это было очередное умное животное, говорить не стоит.

Игрушка была у него любимая – силиконовый сальник от насоса топливораздаточной колонки. Если я или подруга брали в руки эту игрушку, то он садился, как мы называли, «на ворота» – посередине коридора квартиры. И ждал, когда мы этот сальник запустим вдоль коридора, как шайбу. Игра заключалась в том, чтобы нам сделать так, чтобы он не поймал его, а он должен был добиться того, чтобы игрушка мимо него не проскочила. Если он пропускал игрушку, то бежал за ней, брал в пасть и нес нам, как собачка приносит кинутую палку. Игра возобновлялась. Если он ловил его, то тогда мы у него забирали игрушку для очередного броска. Дескать, я выиграл, поймав - вы и забирайте, а если пропустил, значит, проиграл - тогда я принесу.

Когда он вырос, мы стали выпускать его на улицу. Сначала подруга с ним гуляла раз в день, потом решили пусть гуляет один. Квартира была на первом этаже, я прикрутил выброшенную кем-то гладильную доску к стене. Кот  спрыгивал с окошка и гулял. Как нужно было зайти домой, он, используя когти, взбирался по материалу доски.

Так как была возможность подцепить блох на лице, мы купили ему противоблошиный ошейник. И перед выходом на улицу надевали. В первый раз эта процедура была длинной – кот сопротивлялся, а потом ему это нравилось – он был как человек: одевался, идя на улицу, и раздевался, приходя домой. Мордочка излучала гордость – он одевается перед выходом на улицу, а потом, когда придет домой, его люди «раздевали», как человеческого ребенка. Сидел он тоже, пытаясь подражать людям – на бортике мягкой лежанки, как на стуле, «свесив» задние лапки на пол и так же сидел на самой низкой полке в прихожке, играющей роль нижней распорки этажерки, от пола отстоящей на пару сантиметров.

Потом сменили очередную явку, сняв квартиру в другом квартале. Предыдущую квартиру хозяева выставили на продажу. А там окна были очень высоко. Я все собирался чего-нибудь придумать, поскольку тему с гладильной доской применить было невозможно – вид портила. Окно находилось рядом с аркой, проходящей сквозь дом. Кот выпрыгивал и потом его кто-нибудь из прохожих подсаживал на подоконник. Выезжаю как-то из арки на машине и смотрю – Персик перегородил дорогу молодому человеку и не дает ему пройти, мяукая. Молодой человек вправо, обойти кота пытается – кот вправо, молодой человек влево и кот туда же. И все время «мяу!». У молодого человека руки заняты банкой с пивом и сигаретой, и вид изумленный. Спрашивает кота: «Чего тебе?» я из машины подсказываю – просит, чтобы вы на подоконник подсадили. Сам не допрыгнет. «А-а-а», - понимает прохожий и подсаживает животное. Потом случайно увидел на одном из домов лесенку для кота и сделал ему такую же. Ну, и небольшую площадочку у окна. Он все время на ней спал, когда мы из дома уходили – охранял жилье. Бросал все игрища на улице, увидев нас уходящими, и мчался домой. Потом, когда кто-нибудь из нас возвращался, снова бежал на улицу.

Взросление его расстроило. Поскольку в первый раз, выйдя на улицу, он пошел знакомиться с первым попавшимся живым существом приблизительного с ним роста – поиграть. Это оказалась собака, которая на него нагавкала и попыталась укусить. Помню, он вернулся домой обиженным – «как же так? За что? Я же просто хотел поиграть!». И главное, как я полагаю, он думал, что, когда вырастет, то станет человеком, а пока маленький, то котенок. А действительность оказалась жестокой.

Перебирал вещи у мамы в деревне и нашел резиновый мячик, маленький, дюйма три в диаметре. Привез домой и показываю коту действие мяча, чтобы, значит, игрушка у него была. Он увидел, как мячик подпрыгивает, глаза загорелись. Я поймал отпрыгнувший от пола мячик и держу, а Песик говорит: «Мря!» (я такого «мявка» у него никогда не слыхал) – типа «давай еще», а у самого поза выражает и удивление и восхищение, глаза блестят – как так вещь может прыгать?

Так как он часто гулял по улице и конечно лапы были грязные, то он об этом знал. Запрыгнуть на диван, который служил постелью, мог только тогда, когда постель закрыта покрывалом. Стоило покрывало снять – не запрыгнет. Даже, если его настойчиво туда звать. Из-за своего инвалидного состояния он во сне непроизвольно писялся. И мы во всех его квартирных «лежанках» настелили подстилок. От старых чехлов автомобилей, которые оставляли в фирме по перетяжке клиенты салона. На покрывало постели стелили либо дежурную подстилку, либо целлофановый пакет. Без них кот никогда не засыпал на диване.

Как-то увидел я, что Персик забрался на проигрыватель. Электроника-017, если у кого такой был, то помните, что у него прозрачный пластиковый откидной колпак. Я стоял в другом конце комнаты и сделал коту замечание? «Персик, не лежи там, не нужно. Продавишь». Кот ушел. Я не кричал на него, не махал руками, не говорил «брысь!».

Потом, спустя год, обнаружил Персика снова на крышке проигрывателя. «Персик, - говорю, - там же нельзя лежать. Забыл что ли?». Кот отвел в сторону взгляд, и видно было по мордочке, что у него в голове мыслительные процессы происходят – вспоминал. Потом сказал слово «мяу» странной интонации и спрыгнул. Вспомнил, однако.

Еще на первой квартире у подруги появились препараты китайской компании «Тяньши» – начала прием для восстановления здоровья. Тяньшисты предупреждали, чтобы их препараты, во избежание быть съеденными, хранили подальше от животных, поскольку те знают об их лечебных свойствах, съедят и спасибо не скажут. И вот Персик долго хаживал вокруг коробки с антилипидным чаем, да принюхивался к нему. Воткнет в ноздрю угол коробки, запаянной целлофаном и нюхает.

Подруга оставила ему как-то свою чашку с недопитым чаем, кот и вылакал. Чай! Кот выпил С УДОВОЛЬСТВИЕМ чай! Где это видано? Антилипидные свойства подразумевают очищение организма, в основном, сосудов от липидных бляшек. Но и от каменных отложений в почках, печени и желчном пузыре.

Действие чая мы увидели к вечеру этого же дня – кот не мог сходить в туалет. Промучившись ночь с ним, подруга пошла днем в больничку. Коту под общим наркозом прочистили мочеточник от хлынувшего в него песка из почек. А так как котовая уретра в одном месте имеет крутой и узкий поворот, то он и сразу забился (с кошкой бы таких проблем бы не было). Носили кота мы еще раза четыре. Через день. Вел кот себя перед «операцией» спокойно – не вырывался, когда мы сидели в очереди. А на операционном столе вел себя в пример даже и людям. Для безопасности я его держал за загривок и грудь под передними лапами, пока хирург под местным наркозом вводил ему катетер. Лена держала задние лапы. Все это было не нужно, поскольку кот вырываться или кого царапать не собирался. Операция достаточно болезненная, кот кричал благим матом, с силой сжимая лапы в кулачки, стоически переносил боль, понимая, что ему это делают во благо. Именно в кулачки сжимал, не пытался вывернуться, вырваться… Потом, когда у него откачивали мочу с песком, расслаблялся и буквально засыпал на операционном столе – умаявшись от того, что в течение суток не мог сходить в туалет и поэтому выспаться тоже не мог. Не спавший в течение суток кот – вы себе это представляете?

Были с подругой в деревне, приехали и ждем кота. Вообще всегда встречал – охранял же дом. Хотя иногда он издалека видел наш приход и убегал до того, как мы зайдем в квартиру – уже охранять не нужно, хозяева вернулись. Подруга вечером решила все-таки его поискать. Приходит и, плача, говорит: «Не придет Персик домой уже никогда, под кустами мертвый валяется». Сбила машина. Пишу вот сейчас, вспоминаю… И слезы наворачиваются.

У Персика была подружка. Многоцветной расцветки шубка. Маленькая такая (у людей тоже миниатюрные женщины бывают). Звали мы ее Муркой. За ней ухаживала одна из соседок, подкармливала и все жаловалась на то, что одних рыженьких рожает. Дескать, ваш кот виноват, а мне потом с этим возиться. Шутя говорила, не подумайте чего. Ласкаешь Мурку, а у ней аж слюни от удовольствия капают.

И вот вместо Персика у нас стала иногда поживать Мурка (а она знала, что он мертв – приходила к нам, когда мы готовились пойти его похоронить, мы его на это время домой занесли). Потом, смотрим, начала в гости захаживать еще одна животина. Ну вот, привела ухажера, думаем. «Ухажер» пару раз приходил в квартиру ночью – форточка была весь год открыта, и спал на персиковом месте, лежанке с бортиком, которую сшила ему подруга. Утром просыпаюсь, начинаю вставать и «ухажер» оперативно «сваливает» из квартиры.

Потом оказалось, что это была кошка и она, будучи беременной, подыскивала место. Так как она была сильней и больше Мурки, обладание территорией квартиры пошло не в Муркину пользу. Мы не стали ее выгонять, она окотилась. Назвали Матреной. Очень уж у ней гордая осанка была. Пушистая шерсть, густая до невозможности. Сама небольшая, но из-за шерсти казалась огромной. И была конкретно дикой. Я как-то легонько пошлепал ее по заднице и в ответ получил мгновенный укус руки клыками с атакой когтями передних лап, как будто я ее жизни угрожал, сделал сильно больно или обидел основательно.

Принесла три котенка. У всех котят хвосты с шишками, как будто переломанные, но рабочие – шевелились по всей длине, как здоровые. Два кота и кошечка. Коты росли быстрее кошечки. Причем кошечка иногда посередине игры с братьями останавливалась, скукоживалась и дышала неравномерно. Пошли мы с ней в ветеринарку, кошечку прослушали и сказали, что у нее врожденный порок сердца. Пока мы ждали очереди, Пулька, как мы назвали кошечку, пыталась играть в траве. Ветврач сказала, что, если у зверя есть тяга к жизни, то возможно и проживет подольше, но без дорогостоящей операции шансов мало. Почему Пулька? Потому что она прыгала с места дальше своих братьев, обогнавших чуть ли в два раза ее по росту. Прожила зверюшка действительно мало – доконали игривые братья. Видать не давали ей покоя в очередной сердечный приступ. Приходу домой, а вся команда, во главе с мамой, смотрит на лежащего ребенка как она умирает. Кошечка просто лежала и не поднималась. Я ее взял на руки – маленькое тельце, весом не более двадцати грамм, неделю назад только глазки открывшее. Положил на диван рядом. Вижу – дышит с трудом. Впечатление такое, что сердце совсем не бьется, и она подсознательно пытается его запустить, вдыхая широкими рывками. Как сделать искусственный массаж сердца котенку трех недель от роду при врожденном пороке? Я не знаю. Войдет киска в сознание, откроет глазки  – хозяин рядом. Скажет «мяу»-помоги и снова сознание теряет. И так раз десять. Уже все слезы вылились – что делать? Как быть? Так и умерла на руках.

Оставшиеся парочка братьев, расцветки черно-коричневой с белыми пятнами была запланирована на раздачу. Одного я отдавать не хотел. Предполагая наличие врожденного ума. Кот, когда его тошнило, быстро бежал по квартире в сторону туалета и беспрерывно мяукал. Предупреждал, чтобы дали «зеленый свет» и не препятствовали его перемещению. Добегал до туалета или ванной комнаты – что было на тот момент открыто – и там «выташнивался». Вот, думаю, с детства уже что-то в чистоте понимает.

Ходили мы с котятами на рынок – отдать бесплатно желающим. Несколько раз. Одного, из матрениного помета, решили оставить себе. У него правый глаз часто слезился и выходила небольшая густая кровавая слеза. Как инвалида отдавать? Пришлось опять «взять шефство». Пока мы ходили по рыкам, нам подбросили еще двух. Есть на таких рынках «сердобольные» бабушки, которые предлагают помочь в раздаче ваших котят. Вы только, говорят эти бабушки, рублей сто на корм им дайте – вдруг я за один день их не раздам… Люди отдают котят с деньгами и довольные уходят. Бабушки же этих котят начинают «терять» в различных общественных местах. Типа случайно у них убежал. В магазине под прилавки и прочие причины. Вот и к нам такая же старая шл… дама подбросила двух близняшек. А что – окошко открытое на первом этаже, кошачья лесенка – позаботятся. Самое главное, эту курица-висельница обогатилась на стольник. Хорошая прибавочка к пенсии. И пропить не жалко.

В общем, сбагрили мы на бесплатном рынке из рук в руки близняшек и своего котика. Как котика забирала женщина, говорившая, что у них раньше такой расцветки котик был, так он с такой тоской во взгляде посмотрел на меня, дескать, за что отдаешь – пригожусь ведь и тебе?

Чуть погодя подруга уехала на месяц к сестре, в другой город. И уже перед самым приездом Матрена проткнула где-то себе лапу. Рана начала загнивать и хорошо, что подруга вовремя приехала – понесли мы бедолагу в ветеринарную клинику. Кошку пришлось заворачивать в специальное одеяло – дикая кошка-то. Промывали лапу сквозным каналом – оказывается, пропорола она конечность конкретно. В один день у кошки даже «башню повело» – начала по дороге домой на все предметы кидаться. Видать, лекарства всевозможные на психику действовали. Вот так с бездомной кошкой и возились. Раз шесть водили в больничку.

Пока очередь как-то ждали, одна женщина рассказала о своем коте. Он ее как бы частично – тоже бездомным взяла и иногда, особенно в лето, мог кот пропадать месяцами. Но у него в ее квартире была любимая игрушка – маленький тряпочный медвежонок. Вот он с этой игрушкой возился, таскал ее с собой по дому, спал с ней…  Однажды, говорит, от старости прохудилась верхушка «шубки» и у игрушки начали вылезать «потроха» – вата, которой он был набит. Я, говорит, взяла и заплатку туда наложила. Как кот потом на хозяйку сердился. Мяукал ходил осуждающе. Потом взял игрушку, обнял лапками и начал зализывать ей место, где была заплатка: хозяйка ведь больно Мишке сделала - иголкой в бочок колола.

Оставшийся кот от Матрены и сейчас с нами живет. Матрену мы на новое место взять не смогли, потому что она чувствовала, что придется дома сидеть (сейчас квартира на шестом этаже и на улицу не походишь) и ушла. Во дворе подходила к нам, ласкалась, сидя рядом на лавочке, но в квартиру уже не заходила. Кота, за боевой характер в «пионерском» возрасте, я нарек Марсиком. По взрослению оказалось, что кот наидобродушнейший и до «боевой единицы» ему расти долго. Любит спать, вывернув лапу так, что выглядит как вывих назад. Иногда так делает и двумя лапками.

От мамы ему досталась густая шубка. И я его в шутку называю меховым котом – шерсть аж слоится. Зверь так же умный. Как-то летом запрыгнул на мои голые коленки, когда я сидел за компьютером, и, не удержавшись, сорвался. Естественно, автоматически, подсознательно, выпустил когти. Которые и воткнулись мне в ноги. Я вскрикнул, дернулся. Кот в испуге отбежал и остановился, смотрит на меня. А я, шипя от боли и потирая коленки, выговариваю: «Марсик, больно же ведь когтями». Дня через три-четыре снова запрыгивает неудачно на ноги и срывается. Падает на пол с несусветным грохотом. А все потому, что когти не выпустил - помнил, что так хозяину больно будет.

Лежу на диване, кот пристраивается на мою вытянутую ногу и, не сохранив равновесия, как лежал, так набок и упал, даже лапы не попытавшись выпрямить. Чтобы меня когтями не поранить. А подруга возьми и засмейся. Смешно упал-то. Кот обиделся и ушел. Я говорю, мол, чего смехом кота обидела, а она, дескать, много он понимает.

Со спинки дивана на шкафчик идет у кота доска, по которой он на шкафчик забирается. Там у него мягкая лежанка с бортиком. Персика которая была. Лежу на диване, телек смотрю, а он возьми да прыгни: сначала на меня, а потом уже на спинку дивана и по доске наверх. Окликаю и показываю рукой процесс его запрыгивания, мол, Марсик, ты зачем прыгаешь сначала на меня, а потом на спинку дивана? Ведь расстояние маленькое, а у тебя прыгучесть хорошая. Показываю рукой как прыгать – на диван, потом с него на спинку и дальше. Говорю, мол, ты сейчас прыгнул так: диван-я-спинка-доска, а нужно так: диван-спинка-доска. На следующий день и до сего дня он так и прыгает, как я его просил – минуя меня.

У него две поилки – пятилитровое ведро в ванной, которая всегда открыта – там же у него и горшок и чайная чашечка, подаренная ему подругой. Чашечка стоит на столе в спальне. В чашечке вода фильтрованная, а в ванной из крана. Я подметил, что он, прежде чем пить, сначала прикасается лапкой к поверхности воды, а потом пьет. Думаю, плохо видит поверхность и таким образом определяет насколько нужно погружать в чашечку мордочку. Так я думал до того момента, пока не увидел, что кот подошел к чашечке, попил воды и уже собрался было уйти, вернулся и потрогал лапкой поверхность воды - оказывается забыл совершить свое традиционное действие, молитву.

Причем трогать по-Марсиковски воду нужно только левой лапой. Я несколько раз видел, как он пытался потрогать воду правой лапой и срочно менял ее на левую. Вот такой кошачий ритуал пития фильтрованной воды. К ведру он подходит попить со звуковой молитвой – несколько раз подряд мяукнет, смотря в сторону от ведра и только потом поворачивается к нему, начинает пить.

Начал наблюдать за нами, как мы на унитаз садимся, потом наблюдал за нами с интересом, куда же мы его «катышки» выбрасываем, а затем следил, как они смываются. И сам стал ходить на унитаз. Сходит, придет, потрогает ногу лапой и ведет в туалет, дескать, поглянь какой я молодец. Похвалишь его, он гордый, что умный и сам всему научился. Сейчас немножко потолстел – с унитаза соскальзывает, удержаться не может. И на пол, рядом с унитазом, «личинки» складывает.

Со шкафа, где у него лежанка, спускается так - сначала спустится с тумбочки, стоящей на шкафчике, на которой находится сама лежанка, на шкаф и оттуда уже либо спрыгивает на диван сразу, либо немножко передними лапами спустится по доске-лесенке и потом спрыгивает (высота прыжка сокращается сантиметров на пятнадцать). Я так до сих пор и не прикручу к ней поперечные перекладины. Сплю на диване. Как-то задумался: ночью что - не спрыгивает что ли, так и спит всю ночь? Но иногда сквозь сон слыхал, как он хрустит сухариками из своей миски. Странно. А потом увидел. Под утро, когда менял позу сна, открыл глаза и вижу, что кот спускается с тумбочки на шкафчик, значит, сейчас прыгнет (вес у него чуть больше пяти кило, так что диванотрясение приличным получается). Гляжу - в-ж-ж-жик! - кот на лапах проехал до диванной спинки, на которой установлен один конец доски, потом уже спрыгнул на пол. Подруга рассказывает, что, когда я спал, кот аккуратно (даже не запрыгнул на диван, а забрался) забрался на свободное от меня место дивана, потом по лакированному узкому подлокотнику прошел до спинки дивана, по ней прошел до доски-лесенки, чтобы пройти к своей лежанке. Во как. Это чтобы хозяина не разбудить.

То, что кошки и собаки многое понимают в человеческой речи, не вызывает сомнений. Если тщательно за ними наблюдать.
Играют, скажем, котята «комсомольского возраста» от разных хозяев на улице и идет сын хозяина одного из котят. Сын уже почти взрослый, классе в девятом-десятом. Возможно, дома с котенком почти на равных, как к ровеснику-человеку старается относиться. Котенок, увидев, что идет сын хозяев, прекращает игру, бежит к нему, подставляется под ласку, потом некоторое время идет рядом с человеком, хвост трубой и весь вид его говорит – смотрите, какой у меня большой друг. Он и защитит меня и приласкает…

Вспомнил, когда учился в восьмом классе, зашел к однокласснику домой. Кот у них был по кличке Бам. Признавал только хозяев, бывают такие кошки – может, как собака, дом охраняющая, броситься на гостя. Он любил спать по-человечьи – хозяева скатывали шарфик, превращая его в кошачью подушку, кота клали на спину на кресло, прислонив боком к подлокотнику, подкладывали под голову шарфик-подушку и кот, расслабившись, сразу засыпал, развалившись лапками в стороны.

Недавно одна женщина рассказывала, что у них был кот, который в детстве сорвался с восьмого этажа. Повредил тазобедренный сустав и поэтому ходил плохо и на ходу писялся. Мы, говорит, подтирали за ним по ходу его передвижения по квартире. Он старался как можно меньше нам неудобств доставлять. Жил долго у них. И вот настал момент переезжать на другую квартиру. Та квартира была с новым паркетом и как-то уже было не то, если кот начнет его забрызгивать. Сидят, решают, семейный совет держат. А жили на третьем этаже. Окна в зале нараспашку, сами на кухне и кот тоже, на диванчике лежал. Слушал он их, слушал, потом спрыгнул с диванчика, прошел в зал, запрыгнул на подоконник и оттуда уже – на улицу. Упал и разбился. Насмерть, с третьего этажа – нафига я вам нужен, возиться со мной? И решил суицидом все проблемы разом.

Люди, наши домашние питомцы – это все равно, что человеческие трехлетние дети. Они нам во всем доверяют, понимают нас, а если и не понимают, так это только  лишь от того, что мы их чему-то не научили. Они не думают, что мы их будем обманывать, а если и обманем, так это, думают они, мы не специально, случайно.

Любят они нас всем своим маленьким сердечком. Не обижайте их…

**************************
Бывает, что взрослые котята ("комсомольский" возраст) приносят хозяевам пойманную мышь. И в большинстве случаев хозяева выбрасывают ее с руганью (бывает еще и с избиением), не зная о том, что это проявление высшей степени любви и уважения. Ведь котенок, впервые вышедший "на охоту", приносит пойманную мышь своей матери, какой бы он ни был на этот момент голодный.

Мать, согласно кошачьему этикету, должна эту мышь съесть наполовину, какой бы она ни была голодной, оставив вторую половину своему ребенку.

Человеческие же индивидуумы ругают ребенка (кошка, собака - это трехлетние по уровню развития и поведению человеческие дети, а уж когда они котята, пусть даже и годовалые, то дети вдвойне) за проявление уважения и любви и выбрасывают самое дорогое для животного - еду, не задумываясь о том, что котенок на этот момент может быть голодным (вкуснее мыши для него ничего нет на свете).

У ребенка недоумение - я же сделал самый дорогой подарок, какой только мог, а меня за это обругали, побили и подарок выбросили... (это очень обидно, до слез).

Так хозяин делает первый шаг к постройке стены между животным и человеком, которая будет способствовать его непослушанию, неуважению к хозяину.
И впереди драные занавески, метки по квартире, иногда где попало выложенные экскременты и т.п.

Все знают, что если поднести руку к миске с едой, когда собака ест, то она обязательно укусит (самое дорогое для животного - еда). И если собака приносит вам с улицы замызганную косточку, кладет вам ее под ноги, поднимает голову и смотрит на вас, махнув хвостом - знайте, что это проявление ею высшей степени любви (бывает, что принести эту косточку она может вам и на постель). Она вам благодарна за то, что вы ее кормите. Она нашла эту еду,  САМА! - она ее добыла, заработала (специально для вас!)... И делится с вами.

Похвалите животное, обрадуйтесь восторженно такому дорогому подарку, проявите ответную любовь. И объясните, что вы такое в пищу не употребляете по человеческому этикету.

Животное вас поймет.

=======================================
Один молодой человек написал в "Одноклассники":
Сидим, принимаем пищу с котом. Я - суп с курицей, он - колбасу. Отрываю кусочек курицы и кладу ему в миску. Он ест. вижу, что ему нравится.
Отлучаюсь в другую комнату за телефоном. Прихожу на кухню и вижу в своей тарелке кусочек колбасы...

Ответная "благодарность" животного. Ну, что вы на это скажете?


Рецензии
Замечательная подборка-вернисаж, щедро выплеснутой в душу читателя энергии добра. А то обычный народ всё норовит коллекции устраивать: машин, покорённых бабских сердец, хапнутых денег, .... А тут всех зверюшек своих поименно и с любовью - респект такого качества Человеку!

Я вот со своей кошкой Симкой (прожила 21,5 год = 100 годам нашего срока!) не совсем правильный договор заключил, в начале нашего совместного с ней проживания : )))) улыбаюсь в память об этом замечательном зверьке

Я ей тогда сказал: "Живи у нас. Разрешаю. Но на кухонном столе, чтобы я тебя не видел!". Так потом и жили, по закону - на этом столе я её ни разу не видел - она на него лазила в моё отсутствие! Умная, законопослушная кошачья зараза!
С уважением, Виктор

Виктор Комосов   11.03.2021 16:07     Заявить о нарушении
Спасибо вам за отзыв, Виктор.
С момента публикации рассказа появились еще готовые к описанию кошачье-собачьи судьбы - прошло уже три года. Скоро дополню историю)).
С уважением.

Георгий Никулин   11.03.2021 23:50   Заявить о нарушении
Много у Вас зверей было!

Я бы ещё поговорил и о других "животных".🤔

Сулла Славный   23.02.2022 16:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.