Начало падения

НАЧАЛО ПАДЕНИЯ

Если рассмотреть жизнь, ту, которой мы живём, то можно обнаружить, что зачастую в ней происходят вещи, на первый взгляд нам не подконтрольные. Многие, совершенно нормальные на вид люди, часто впадают в какую-либо зависимость, например, кредитную, и не могут понять, как это произошло. Если же им объяснить, как всё это происходит – они не согласятся, и будут искренне убеждены, что всё произошло само собой, и всякие розмыслы о сути вещей бесполезны, одна болтовня.


Мои взгляды они назовут «заблуждением». Если же возникнет вопрос о том, как же всё-таки надо жить, то всегда в таких случаях звучит дежурная фраза «просто бороться».


…Есть люди, которые постоянно экономят на мелочах. Бывает, что человек увидел в магазине сыр за 50 рублей, и решил, что нет, мне это не по карману. А через год он покупает банку икры за 500 рублей – потому что сильно захотелось. Люди в старости обычно впадают в маразм: они экономят на заварке (пьют вторяки), на лампочках (ставят слабые), на электричестве (выключают за собой), на хлебе (покупают не за 25 рублей, а в дальнем магазине за 20), на сахаре (кладут не две ложки, а одну), делают множество других экономий. Они видят себя не как материально озабоченных, а как праведников, вставших на путь истинный.


Но эта зависимость подкрадывается незаметно, начиная с самого малого. Вначале всё выглядит благообразно: просто хочется сэкономить чуть-чуть. Затем – хуже: человек начинает несколько часов в день думать о том, как сэкономить деньги. И деньги экономятся. Но потом внезапно человек начинает думать, что надо срочно выбросить старый шкаф, который неоднократно ремонтировался, и купить новый… И он даже не подозревает, что уже впал в материальную зависимость…


И никто не осознаёт, что зависимость начинается с малого. Мелкий грех перерастает в крупный, и происходит это так ловко, что человек начинает покупать вещи, совершенно ему ненужные, влазит в кредиты, становится вечным должником, не может спокойно уснуть… Но начинается всё с элементарного – желания сэкономить пару рублей…


Я бы не сказал, что экономить – это плохо. Экономить – это хорошо, но не то, что экономить на мелочах. Кто экономит на мелочах – тот подобен расточителю: один много тратит впустую, другой – много экономит, но тоже впустую. И то, и другое – две крайности: швырять деньги – плохо, не швырять, но по-мелкому – ещё хуже.


В Библии есть выражение: «Блажен, кто возьмёт вавилонских младенцев, и разобьёт их о камень». Имелось ввиду, что надо во всяком деле видеть начало своего падения, и пресекать его на корню. То есть, надо увидеть, что самый мельчайший грех может повлечь за собой более крупный, а потом ещё крупнее, и ещё, и ещё… Чтобы не впадать в крупные грехи, надо видеть их начало и это начало искоренять.


В данном случае, если взять всех кредиторов, можно сказать, что их зависимость начиналась именно с экономии на мелочах. Если же исключить из своей жизни эту экономию – никаких кредитов не будет. Потому что всё взаимосвязано – не будь 1-й стадии деградации, не будет и последней. То есть, если бы никто не начинал экономить на мелочах, то в России не было бы ни одного кредитора, который бы быстро и гарантированно не расплатился за кредит.


В большинстве случаев все люди, которые оказались в долговой яме, прошли через стадии:

1. Я могу сэкономить по-мелкому без ущерба для моих интересов.
2. Я могу сэкономить по-мелкому в ущерб себе.
3. Я срочно должен (купить, сделать ремонт, помочь родственнику, и т.д.)
4. Я должен, но денег нет, возьму кредит, рассчитаюсь.
5. Я беру кредит, но не знаю, рассчитаюсь ли.


Тут ясно видно, что вся цепь зависимостей начинается с экономии на мелочах, причём без ущерба для себя. В 2013-м году я покупал брюки, которые я мог взять дешевле, но уже с ущербом для себя: другой цвет. Сейчас мне предлагают сменить тариф на телефоне (без ущерба для себя). Легко заметить, что это – самая первая и самая важная ступень деградации. Если я не выполню требование, то и всех других степеней не будет… Со стороны может оказаться, что я говорю полный бред. Мелкий грех всегда кажется полной невинностью – потому что он удовлетворяет чувства, и, в то же время, не вызывает укоров совести.


Каждый человек может рассмотреть свою жизнь, и увидеть, что он может много раз сэкономить мелкие деньги – 10 рублей, 100 рублей, а то и 500 рублей. И это ли плохо? Кажется, что нет, совсем не плохо. Но я вокруг себя постоянно наблюдаю множество людей, которые экономят на мелочах – и теряют тысячи рублей. Человек ходит в дырявых ботинках, но зато у него дорогой фотоаппарат за 16 тысяч рублей. И он не только следует своему пути, но и наставляет меня, как надо жить, типа, ты тупой, ты неправ, ты не так живёшь, живи как я. И другие его поддерживают, поют хором. И, если бы я даже им и сказал, что всё начинается с экономии на мелочах – надо мной бы все стали смеяться. Я и не говорю.


Кажется, что такого не может быть – невинная затея сэкономить 50 рублей – и вдруг – Стоп!!! Нельзя!!! Для них это – полный бред.


На самом деле просто оказывается, что мы – рабы своих желаний, и победить себя в одночасье нельзя. Почему? – Не «почему», а факт. Можно привести в пример вегетарианцев, или церковных людей, которые не едят мясо. Каков же результат? – А таков. Это злобные, агрессивные люди, живущие для себя, презирающие всех прочих. Но почему?


Можно вспомнить, как, например, в старые времена были святые, которые довольствовались одним куском хлеба за всю неделю. Но, если то же будет повторять обычный человек – он сразу же впадёт в агрессивное состояние. Но почему? – Причина заключается в том, что все стадии совершенства надо проходить по порядку, а не перепрыгивая. Но, выходит, что даже само знание о стадиях совершенства для нас скрыто – если считать, что мы их не знаем. Знание – это одно, действие – другое. Действие, как и знание, должно быть поэтапным, без перепрыгивания через ступень. Постепенность – вот что главное.


Хотелось бы ещё раз повторить, что мои мысли могут показаться бредовыми. В духовной литературе говорится, что материальное рабство начинается вовсе не от экономии на мелочах, а от жадности. Человек имеет небольшой излишек в деньгах, мог бы поделиться с более бедными, но вместо этого начинает покупать ненужные вещи. Я и с этим не спорю. Всё так, делиться необходимо. Но мысль о том, что ты можешь делиться, когда твой доход не превышает 20 тысяч рублей, кажется чем-то кощунственным. Да, кто-то там голодает, нуждается в пересадке печени, но причём тут я? Это пусть богатые делятся, а не такие, как я.


Жадностью такое уморасположение назвать нельзя. Это, скорее, «не-щедрость». Разве назовёшь «жадным» обитателя блочной «двушки», решившего сделать скромный ремонт, уложиться в 50, как сейчас говорят, не «тысяч», а просто «рублей»?


Если возможности позволяют, и человек не метит во святые, не зарабатывает заслуги – здесь всё нормально. Он же не собирается потом где-то «там» «порхать в облаках». Проблема бывает тогда, когда крупные расходы делаются в кредит, а возможности расплатиться становятся несколько расплывчаты…


И сам человек осознаёт, что здесь что-то не так, спать невозможно. Кредит давит, беспокоит, тревожит покой. Кажется, что в возникшей проблеме кто-то виноват. Или же не виноват, оно само вышло. Тут каждый решает сам. Мне видится, что всё начинается с экономии на мелочах. Экономя на мелочах, человек ужимает свои желания, но желания не исчезают, а наоборот, растут. И поэтому, я считаю, что желания надо удовлетворить, побаловать себя, что и в духовной литературе тоже говорится.


Если же человек попадает в церковную среду, то зачастую он слышит там разговоры вовсе не об удовлетворении желаний, а скорейшем их подавлении. И ему легко впасть в деградацию. То есть, получается, что церковная среда обычно и подталкивает человека на экономию в мелочах. Поэтому следует быть осторожнее. И, не смотря на то, что, как мне кажется, зачастую очень опасно бывает попадать под влияние церковной среды – здравый рассудок, правильные мысли, порядок и логичность суждений могут помочь жить в церковной среде и избежать деградации. Тут следует и завершить очерк на тему «начало падения». Желаю никому не попасть в те ситуации, о которых шла речь. Оно трудно, но возможно. Желаю удачи!


Рецензии