Познание

ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Все познающие бьются за ОБЪЕКТИВНОСТЬ;  и ученые гносеологи пытаются снабдить их методикой объективности. Однако, «объективность знания» есть оксюморон. Разве объект может познавать?
Знание необходимо субъективно, ибо познает всегда субъект. Так что любые оценки познания сводятся к вопросу о субъекте знания. Кто он? Каков он…? Чего хочет? Насколько мы доверяем ему…?
С кем из знающих готовы мы согласиться, чтобы образовать «общественное мнение»…?
Кому из них столь слепо верим, что в нашем с ним общении возникает «авторитетное суждение»?
И, если «объективное» значит общественно признанное, тогда «всякое  объективистское  познание  содержит  в  себе  субъектное притязание  на легитимное  доминирование» (П. Бурдье).
Таково и "притязание теоретика на абсолютную точку  зрения, «ортогональную  любой  перспективе». Оно  содержит  в себе  требование  основанной  на  разуме  власти  над  простыми  частными  лицами,  которые обречены  на  заблуждение  из-за  политической  узости  их  частных  точек зрения"
(П. Бурдье).
 
Зачастую под «объективностью» понимаем субъективную незаинтересованность. Но разве незаинтересованность может служить основанием поиска истины?

Так «Будем-ка лучше, господа философы, держать впредь ухо востро перед  опасными  старыми  бреднями  понятий,  полагавшими "чистый,  безвольный, безболезненный,  безвременный  субъект  познания" ….; что требуется в них всегда, так это мыслить глаз,  который  ничуть  не  может  быть  помыслен:  глаз,  который  должен  быть  начисто  лишен взгляда  и  в  котором  должны  быть  парализованы,  должны  отсутствовать  активные  и интерпретирующие  силы,  только  и  делающие  зрение  узрением».
 (Фр. Ницше. К генеалогии морали)
 

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМ. В "ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСПУТОВ"


Рецензии