Люди Мифа. Немного о Рихарде Вагнере

         " Мы - рыцари Духа.
           Мы понимаем пение птиц -и идём за ними."

                Фридрих Ницше.

Сказано было - налетай! Они - налетели, и враз подешевели в глазах Будущего.
1855 год. Почтенная лондонская публика, заглянув в газеты, узнаёт о существовании "дерзкого шарлатана, обладающего в достаточной степени светской сноровкой и умением убеждать глазеющую толпу в том, что вызывающая отвращение, фабрикуемая им смесь обладает внутренней ценностью, которую им надлежит прожить и продумать". Но прежде - заметить и воспринять. Какая наглость!
Повод для шума - появление в Лондонской филармонии нового дирижёра - Рихарда Вагнера.Обмишурились, писаки..Кто бы вспомнил о них, если бы - не подлинное величие "обвиняемого"?
Нет, я почти не буду касаться собственно музыки.Эта затея - нелепа, потому что не хочется быть смешной: автор не знает музыкальной "грамоты", а туда же..
Меня всегда интересовала тайна двух тевтонских колоссов, которых связывала необычная дружба, а может -совместная Миссия?
 1888год. Фридрих Ницше, которому оставалось прожить немного, согласно мнению окружающих -  теряющий рассудок, оставил такую запись:
 "Когда я говорю об утешениях, которые были в моей жизни, я хочу одним словом выразить благодарность тому, что было. И теперь, уже очень издалека, вспомнить о моей самой глубокой и радостной любви - о моей дружбе с Вагнером. Я отдаю справедливость моим последующим отношениям, но не могу вычеркнуть из моей памяти дней, проведённых в Трибшене - дней доверия друг к другу, дней радости  и высоких минут вдохновения..Я не знаю, кем был Вагнер для других людей, но на нашем небе не было ни одного облачка.."
"Облачка" были, и даже грозовые тучи, но не зря же говорят, что "большое видится на расстоянии" - и Великая Душа -никогда - не забудет другую..
Ницше как - то обронил фразу о неких "переживаниях", не разделяемых ни с кем. Вагнер -тоже обладатель  неких "переживаний". Что же так умело спрятано за этими знакомыми словами?.
В те времена слово "инспирация" не было чуждым для уха.И Вагнер, и Ницше -Вестники. У них была неодолимая потребность помочь человечеству.И Судьба соединила двух Титанов -в одном Пространстве, едином Времени.Глумление прессы и окружения преследовало обоих.Вагнер мечтал о создании братства людей искусства.В глубоко анархичном и "задыхающемся в своём благополучии времени", где "поистине чудовищно пытаться утвердиться и завоевать чьи - то симпатии в такое антихудожественное время"он приложил гигантские усилия для "обновления человеческой расы".
Где обрести Силу для подобных свершений?Кирилл Скотт сообщил нечто важное. В своей книге он говорил об инспирированных и обычных композиторах.Он коротко сообщает об участии Дэва в судьбе Вагнера.
Мы на планете - не одни. Дэва  более разнообразны и многочисленны, чем люди.
Они "населяют" семь сфер осознания, восьмая - человеческая. Снова мы имеем дело с Законом Октав.Существа Семи сфер - однонаправленны:Духи Стихий, Дэва Цвета, Звука и проч..Традиция говорит, что они имеют ограниченное представление о этических принципах человеческого существования.Им необходимо "нести весть", выполнять свою работу-во что бы то ни стало.
Изменения в характере Рихарда Вагнера и определяются именно этим. Меняется характер восприятия, человек становится более эгоистичным - скромность самим Дэва неизвестна.
Творить!Созидать нечто грандиозное! - таков лейтмотив жизни великого композитора.
"Характер, явленный Вагнером миру" - поясняет Кирилл Скотт - БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ЕГО СОБСТВЕННЫМ,но и частично определялся национальными Дэва (Кроме Властителей Звука). Отсюда искажение:полу - человеческое, полу - Дэва."
Если читатель подумывает, что он полностью свободен от "потусторонних влияний", то что ж..улыбнёмся.
Обыватели любят судачить о гениях, об их психологических особенностях, забывая о самом главном - о собственном себеслужении.Они не представляют и малой доли того, что и отягощает, и возносит Гения.
Инспирированные, а особенно инициированные люди принадлежат ли себе?
Помню, как тщательно был расписан день Луиса Ортеги. Не стоит путать эту занятость с занятостью обеспокоенного личным благополучием.
О, если бы только Дэва!
Ницше в "ECCE HOMO"срывает ещё одну таинственную завесу:
"Я думаю, что знаю лучше кого -либо другого то чудовищное, что доступно было Вагнеру, те ПЯТЬДЕСЯТ МИРОВ ЧУЖДЫХ ВОСТОРГОВ (кто не знает, что 50 -число Сириуса..), для которых ни у кого, кроме Вагнера, не было крыльев. И лишь такой, как я, достаточно силён, чтобы самое загадочное, самое опасное обращать себе на пользу - и через то становиться ещё сильнее.."
Если бы Вагнер создал только "Тристана и Изольду", "Парсифаля", "Мейстерзингеров"- он уже выполнил бы своё предназначение.
ОН ОСВОБОДИЛ МУЗЫКУ!
Силой, дарованной ему Иными Мирами! Значит, он достоин был вместить эту Мощь!
"Обнимитесь, миллионы!"-громкие распевы хора в Байройте были лишь уступкой человеческому..слишком человеческому.
Главное - ОН ОСВОБОДИЛ МУЗЫКУ, оставив потомкам яркий Маяк в неведомых ещё человечеству высотах Любви..Восток в этом случае говорит об уровне Буддхи.
Теперь Она, Музыка -СВОБОДНА!
ОНА - ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ ВОССТАВШИЙ СВЕТ..
Рихард Вагнер оставил нам надежду: Свет Монсальвата..

 


Рецензии
Алла, нечеловеческая, космическая музыка, как и Соната№23 ("Аппассионата") Бетховена?)))
А ведь Ницше хотел стать музыкантом, а стал философом.
С удовольствием вспомнила- послушала Вагнера, спасибо Вам.
Что значит- освободил музыку?
Ирина.

Венус-Иринелл   28.08.2014 21:38     Заявить о нарушении
Начало девяностых..Мозг мой просто -воспалился: Ницше, Ницше.. и Рерих. Как - то брела по улице и рассуждала на тему невероятную: а как бы звучало "Грёзы Любви" в исполнении ...Ницше? И вдруг! Я услышала небольшой фрагмент..но какой! Но как! КТО это подарил? Тайна.
О Свободе Музыки. Учитель Кут Хуми сообщил Кириллу Скотту через свою ученицу, что именно Вагнер вывел музыку на уровень Буддхи ( Духовной Души). И потому Она совершенно свободна от ограничений нашего привычного Мира.
Судьба ко мне была благосклонна в том смысле, что способствовала знакомству, и порой длительному - именно с дирижёрами. А я и малой грамотой - не владею.
Но до сих пор дружна со Светланой Синдиной, которая долгое время работала в академической хоровой капелле, а затем руководила городским камерным хором.
Так я "изменяла" художникам - с музыкантами))..как говорили.
Мы со Светланой Васильевной также влюбились в Вебера..был праздник. Звучал Реквием. Потрясающий был день. Думали, стены консерватории - развалятся))
Сейчас всё гораздо скромнее. Иногда - музыкальные гостиные.

Алла Корчак   28.08.2014 23:20   Заявить о нарушении
Здравствуйте Алла! Всё же мне кажется притянутым утверждение, что именно Вагнер сделал музыку свободной. Думаю это утверждение ПОДХОДИТ КО ВСЕМ ВЕЛИКИМ МУЗЫКАНТОМ, будь это Бетховен, Шнитке или Моцарт. Один Олег Каравайчук чего стоит. В каждой эпохе были свои "освободители". Но это сугубо моё личное мнение, так, размышление в слух.
С уважением.

Сергей Одзелашвили   29.08.2014 19:57   Заявить о нарушении
А я согласна с Сергеем. У человека вместе с настроением меняются и пристрастия. Это касается и музыки.
Аллу скорее интересует факт рождения- создания музыки. Я так поняла.
Мне кажется, что музыка во мне звучала всегда. Если вслушиваться в себя и фантазировать- она (музыка) становится разной и выразительной, но записать все это, переложить на ноты, да еще так, чтобы это свело с ума))) других. Это все свыше. Точно. Так же и у художников. Красиво рисуют многие. Но так, чтобы это зазвучало- о!!! единицы.
Алла- большая умница.
Спасибо за впечатления.
С уважением,
Ирина.

Венус-Иринелл   29.08.2014 20:46   Заявить о нарушении
Каждый из нас -некий "продукт" миллионов лет развития.И все разные. Так Мировой Человек вживается в Пространство. И это - хорошо.
"Вагнер освободил Музыку"..Я сама бы до Этого не дошла. Это мнение Махатмы Кут Хуми. Его познания И слух, естественно, превосходят наши.Кириллу Скотту были доступны эти сведения.

Алла Корчак   29.08.2014 21:10   Заявить о нарушении