Рапсодия страсти
на мониторе непрерывно сменяют друг друга кадры цветного слайд-фильма о Сальвадоре Дали и Пабло Пикассо. Все подготавливает к знакомству с малоизвестными и сложными для восприятия шедеврами двух гениев ХХ века.
Казалось бы, совершенно разные художники, но авторы экспозиции нашли общие точки
пересечения в их творчестве. Они показывают Дали и Пикассо как иллюстраторов
целого ряда произведений – пьес Маркиза де Сада, Фернана Кроммелинка и мемуаров Джакомо Казановы. Все эти произведения связывает тема любви и сопряженных с ней чувствами – это ревность, коварство, жестокость, предательство, верность и другое, что и можно назвать рапсодией страсти. Кроме того, интересно личностное восприятие художниками иллюстрируемых авторов.
Наибольший интерес, как утверждают экскурсоводы, вызывает экспозиция работ Пабло Пикассо – может быть, потому, что, как мне кажется, они более сюжетны и более доступны для восприятия рядовому зрителю. Рисунки Сальвадора Дали более абстрактны
и более загадочны, их можно рассматривать долго, находя символы и смысловые подтексты в его сюрреалистических образах. Его иллюстрации более смелы в изображении любовных чувств, наполнены авторским юмором. Любой рисунок Дали узнаешь по его авторскому почерку даже без подписи. Кстати о подписях: на выставке вы увидите подлинную подпись Дали и его фирменную печать-эмблему.
Серию из 25 работ «Калифорнийский альбом» Пабло Пикассо специалисты называют самой личностной и интимной. Первоначально она не предназначалась художником для публичной демонстрации, но позднее он поменял свое решение.
Эта серия создана как личный дневник, в котором ежедневно делались наброски и зарисовки, раскрывающие его внутренний мир в пору его последней любви к Жаклин Рок – женщине, которая была моложе его на 45 лет. 17 из 20 прожитых вместе с ней лет он не рисовал никаких других женщин, кроме нее. Жаклин боготворила художника, преклонялась перед ним – не случайно Пикассо изобразил ее как восточную женщину («Жаклин в восточном стиле»).
Мир театра и цирка в стиле детских рисунков Пикассо воссоздает в период глубокого кризиса, когда его волнуют размышления о старости, жизни и смерти (литографии из серии «Пикассо и человеческая комедия»).
Жизнь как театр предстает и в иллюстрациях Сальвадора Дали к трем пьесам Маркиза де Сада. Так или иначе, но оба художника еще раз говорят о том, что театр жизни состоит из человеческих страстей, которые вечны и нерушимы. Выставка будет работать до октября.
На фото автора- работа Сальвадора Дали.
Опубликовано в газете "Новый вариант" 21 августа 2014 года
Свидетельство о публикации №214082600674