О дружбе

 Я жил с родителями  на улице имени космонавта Титова.  Наш  двор находился между  двумя пятиэтажками, расположенными буквой Г, и чахлой рощицей, которую  мы называли «лес».  До 7 лет большая часть моего времени проходила в этом дворе, в  дружной компании таких же малолетних  оболтусов.  Обычно мы играли в футбол или в войну в нашем «лесу». Беззаботное детство. Самая большая проблема – манная каша на завтрак в детском саду, забывалась сразу же, как только я вскакивал из-за стола и мчался куда-то по своим детским делам, солнце лишь на миг бывало закрыто тучами, и вот светит вновь.
 
Во дворе у меня была куча друзей, самые лучшие Шурик и Юрка, мои одногодки из соседнего дома.  Не помню, чтобы мы когда-нибудь серьезно ссорились. Еще у меня был дядя, брат моей мамы который жил в Москве. Он приезжал в наш город два или три раза и останавливался в нашей  квартире. Дядя мне нравился, он был веселый  и дарил мне что-нибудь обязательно. Один раз я получил в подарок большой зеленый пластмассовый пулемет «Максим» и это была значительная вещь. 
Потом дядя уехал в Америку.  По телевизору рассказывали, что в Америке много голодных и бездомных людей, а родители и другие взрослые говорили, что голодают только негры, потому что они все наркоманы или бандиты и не хотят честно работать, а те, кто много работает, могут купить себе машину и много разной одежды и даже большой замок. Пока мама мечтала, что дядя, разбогатев, заберет нас в Америку, и мы заживем в его замке, я  хотел  поселиться  среди свободолюбивых индейцев,  жить в вигваме и совершать набеги на почтовые поезда и дилижансы.
 
Дядя иногда присылал  бандероли. Так у меня появилось много  редких и полезных вещей: набор ковбоев и индейцев, игрушечная военная техника, жвачка, джинсы. Однажды я получил в подарок от дяди  белые кеды с пятиконечной звездой на боку. Но мое появление в обновке на дворовом футбольном поле не состоялось.  Мама сразу же заперла их в шкафу, как она выразилась «до лучших времен».  Это меня расстроило, но ненадолго и уже через полчаса  я, громыхая пулеметом «Максим» по ступеням спускался во двор играть с друзьями, а через несколько дней, в череде детских радостей и забот воспоминания о белых кедах стерлись из моей памяти окончательно.

В тот год, когда мне исполнилось 7 лет, я пошел в школу. Мы с Юркой и Шуриком попали в один класс. В школе мне нравилось. Во время войны в ее здании  располагался немецкий штаб. Мы бегали смотреть толстые железные двери в подвал, они закрывались с помощью больших круглых штурвалов и в них виднелись следы от пуль. Старшие ребята рассказывали, что пули запросто можно  наковырять в стволах старых деревьев  возле самого здания школы. Занятия физкультурой проходили в школьном  дворе, где играли в футбол на большом поле с настоящими воротами и сеткой.  Я быстро подружился со всем классом и  с радостью ходил на занятия.

В октябре, когда зачастили дожди, нас, обязали носить в школу сменную обувь.  Для «сменки» мама сшила специальный мешок  из старой наволочки, сверху была прочная бельевая веревка, которая затягивала его наглухо и одновременно использовалась в качестве ручки для переноски.  Теперь, когда я шел в школу, за мной тянулось небольшое облачко пыли,  длинная веревочная ручка норовила затянуться вокруг запястья, а сам мешок то и дело волочился по земле.  Уроки физкультуры перенесли со школьного двора в зал, и мама решила, что настала пора ослепить моих одноклассников идеальной белизной американских кед.  Вечером она достала обувь из шкафа и положила их в сумку для сменной обуви.
В школу мы ходили всегда втроем я, Шурик и Юрка, выходили почти за час до занятий, но всегда еле успевали попасть на урок до звонка. В то утро я встал как обычно.  Умылся, позавтракал, оделся, взял рюкзак, сменную обувь и вышел во двор. Светило яркое солнце, где-то прорвало трубу, и по дороге весело бежал полноводный ручей, день обещал быть  удачным...

Когда мы вышли на берег, погоня была уже рядом. Впереди стремительный глубокий поток, который никак не перейти вброд, сзади дюжина разъяренных всадников в предвкушении наших скальпов. Мы могли бы броситься вплавь, но не хотелось бросать добычу, четыре увесистых мешка с золотыми слитками, что удалось добыть в сейфе почтового поезда, по мешку на брата. На наше счастье Белый Орел заметил в четверти мили впереди по течению огромную секвойю поваленную ураганом. Мы распрягли наших лошадей и отпустили  их, зная, что они найдут дорогу домой, а затем устремились к дереву. Сзади раздались выстрелы, нельзя было терять ни секунды и все налегли на огромный тяжелый ствол.  Ястребиный Коготь был ранен в плечо и потерял много крови, дело двигалось туго. Из чащи позади нас послышались голоса и лошадиное ржание. Оставалась надежда, что ковбои пойдут по следам наших лошадей, вдоль реки, вверх по течению. Во всяком случае, разбор следов должен ненадолго задержать их в лесу. Я схватил толстую ветку, валявшуюся рядом, и жестами показал товарищам последовать моему примеру.  Они так и сделали и через секунду мы дружно навалились на импровизированные рычаги, уперев их одним концом под лежащий ствол.  Дерево нехотя поддалось и медленно, с шумом покатилось под уклон, к реке.   Громкий шум нашего отплытия привлек преследователей.  Всадники выскочили из леса,  и, увидев нас, громко закричали, доставая свои карабины. Мы побросали  ветки и схватили мешки с добычей.  Огромный ствол секвойи разогнался  под собственной тяжестью и сходу влетел в реку. Он на миг скрылся под водой, и тут же  с силой, как бегун на старте, выскочил на поверхность.  Помогая друг другу, мы прыгали на плот, а пули уже свистели рядом. Еще мгновение и бурный поток подхватил дерево с четырьмя пассажирами и понес его, швыряя туда-сюда, как маленькую щепку. Наши преследователи некоторое время неслись за нами, осыпая плот градом пуль, но когда по берегу пошли большие валуны,  вынуждены были остановиться. Мой мешок с золотом весь вымок и сильно тянул руку, но я держал его мертвой хваткой.
 
Плот-бревно летел все быстрее, выскакивая из маленьких водоворотов и подпрыгивая на перекатах пока, наконец, не угодил в ловушку канализационного стока. Я стоял на бордюре, наблюдая славную кончину маленькой щепочки, которую запустил в 20 метрах выше по течению, мой мешок для «сменки» угодил в воду, промок и потяжелел.  Подошли Юрка и Шурик, мы поприветствовали друг друга и продолжили путь в школу, теперь втроем.  Я подумал о мокрых кедах, и тут же забыл о них.  Впереди по курсу  располагалась дворовая помойка, которая состояла из несколько зеленых контейнеров для мусора.  Возле одного из них стоял наш приятель Славик, он был старше на два года и слыл человеком опытным.
- Привет Слав! Чего  тут стоишь? – спросил  Шурик.
- В школу опоздаешь. – добавил Юрка
- Успеееюуу – протянул Славка и словно фокусник вытянул из бака для мусора две длинные лампы дневного света, такие я впервые увидел в нашей школе.
 -  Знаете что это?
- Ну, лампы – сказал я.
- Лааанпыыыы… –передразнил Славка – Смотрите- и подняв одну из них вверх с размаху опустил на бетонную поверхность площадки для мусора.  Лампа легко рассыпалась мелкой  пылью, издав оглушительный, мощный звук. Это был настоящий взрыв! Голуби, которые до того лениво паслись рядом, стремительно взмыли вверх и менее чем через секунду исчезли в голубой дали.
- Атомная бомба!!!!- закричал Славик и шарахнул вторую лампу о край контейнера с тем же эффектом. 
- Ого!!! – от восторга и избытка впечатлений мы втроем закричали в голос.
- Вакуууум! – прищурив правый глаз, Славка со значением поднял вверх указательный палец.
 Подойдя к контейнеру, я почувствовал себя пиратом, высадившимся на необитаемом острове в поисках сокровищ и приключений. Оказалось, что зеленый контейнер  был наполовину заполнен лампами дневного света. Каждый из нас замер в предвкушении славы греческого бога Зевса, мечущего громы и молнии, но тут подошла Славкина мама. Она отвесила ему сочный подзатыльник,  выразительно посмотрела на каждого из нас,  и  потащила Славку за руку в школу. Ее строгий взгляд вернул нас с Олимпа на землю.  Скоро начинались занятия, и надо было торопиться.  Я с сожалением бросил прощальный  взгляд на контейнер и зашагал вслед за Юркой и Шуриком. Но не успели мы отойти, как в глубине двора с грохотом появился мусоровоз…

В этот раз вождь нашего племени послал на охоту нас  троих.  Я, Ю-рок и Ше-ур  уже второй день  безуспешно пытались набрести на следы мамонта или травоядного динозавра. Соплеменникам нужно  много мяса, к тому же близилась зима, и пора было подумать о запасах. Мы вышли к поляне, в центре которой находилось несколько растений  мусоромора, излюбленного лакомства крупных животных. Их гигантские зеленые   бутоны источали зловоние. Лучшего места для засады на мамонта не найти. Мы укрылись в густом кустарнике и стали ждать.  Вдруг, с противоположного края поляны послышался странный шум.  Это не было похоже на звуки, которые,  издают животные в движении,  скорее на стремительный камнепад.  Мы резко вскочили на ноги, готовые бежать при случае. Из-за кустов повалил черный дым, в нос ударил мерзкий запах, от которого перехватило дыхание, а  затем  на поляне возник очень странный зверь, влетев  на огромной скорости, он вмиг оказался возле мусороморов и остановился как вкопанный. Я опытный охотник, но видел такое впервые.  У него были круглые ноги,  когда они катились по земле как камни или бревна с горы - он бежал. Внутри его большой головы, за прозрачной перегородкой сидели двое странных людей. Они были одеты в шкуры ярких цветов мехом внутрь.  Мы, замерев от испуга и неожиданности, продолжали наблюдать из укрытия. Один из людей отодвинул кусок головы зверя и выбрался наружу. Подойдя к одному из мусороморов, человек стал  двигать  руками, как бы подзывая ужасного зверя к себе.
- Блэу! Хуоссе! Нахой! - другой человек закричал на незнакомом языке, высунув свою голову из головы зверя . Тот, на поляне, орал  то же самое в ответ и продолжал размахивать руками. Зверь зарычал, выпустил из под хвоста вонючий черный дым, и не спеша попятился задом, к мусоромору.   Вдруг он раскрыл огромную пасть, которая была у него почему-то сзади! Человек на поляне, широко расставив руки,  ухватил зеленый бутон мусоромора и опрокинул его прямо в темное чрево зверя, отправив туда весь зловонный нектар . То же самое он проделал и с другими растениями.  Зверь громко зарычал от удовольствия, задрожал боками и, издавая жуткие звуки,  принялся втягивать нектар из пасти внутрь своего бездонного желудка….

- Хватит уже смотреть! Мы точно в школу опоздаем!- сказал Ю-рок, развернулся и зашагал прочь, Ше-ур последовал за ним. Я постоял еще несколько секунд, наблюдая, как  мусоровоз с шумом покидает нашу помойку  и, сожалея о лампах, которые он увозил с собой безвозвратно. Вздохнул, подтянул мешок для сменки, поправил ранец на спине и побежал вслед за друзьями.Через пару минут мы вышли на школьный двор. Это была финишная прямая, оставалось пересечь футбольное поле, а там рукой подать.  Поток школьников, как и мы, спешащих на занятия, из бурной, многоводной реки превратился в чахлый ручеек.  Это значило, что время до звонка стремительно тает и еще одно приключение на нашей дороге грозит нам строгим выговором от учителя и записью в дневник, которую увидят родители.
 
Как говорится, ничто не предвещало беды, когда я краем глаза заметил собаку, которая неспешной рысцой двигалась с другой стороны поля в нашем направлении.  Это был ничем не примечательный дворовый пес  неопределенного цвета, не большой и не маленький, в общем среднестатистический.  Я сразу перестал обращать на него внимание, так как пытался сосредоточиться на быстрой ходьбе, и захлебываясь от восторга,  делился с друзьями впечатлениями от  открытия новых свойств ламп дневного света.  Неожиданно пес очутился прямо перед нами, резко прервав  наше уверенное движение в направлении школьной двери…
И опять я на этой арене, песок пропитанный кровью моих товарищей, таких же, как я рабов-гладиаторов, палящее солнце  и гул зрителей. Со мной два моих лучших друга, Юлий и Александр. Это необычный поединок, хозяин обещал, что если мы одолеем льва, нас ждет свобода. Что ж, мы опытные воины и у нас есть шанс.  Александр посредине, отвлекает внимание, мы с Юлием на флангах.  Огромный, свирепый, голодный зверь, его не кормили дней 10, он сидел в темной тесной клетке и теперь готов разорвать каждого кто стоит на его пути.  Нас трое, лев один – очень неплохие шансы, если бы не одно но, для того чтобы сделать бой зрелищным  хозяин не дал нам оружие, только рыбацкую сеть. Все равно, на кону наша свобода, рядом лучшие друзья и я верю, что мы победим! Лев бросается на Александра, он уворачивается, подставляя вместо себя сеть. Клыки зверя смыкаются на ней. Зрители неистово кричат от восторга…

Шурик орет от страха, широко раскрыв глаза. Он пытался дразнить пса своей сумкой для сменной обуви и теперь тот  намертво вцепился в нее зубами. Шурик держит с другой стороны  и тоже не отпускает.  Наши ряды дрогнули,  правый фланг в лице Юрки бежит в сторону школы, левый фланг в моем лице лихорадочно борется с неожиданным расстройством желудка, соображая как лучше поступить. Плюнуть на все и бежать до школьного туалета, благо причина  серьезная, или выручать  лучшего друга, бойца-гладиатора, с которым не один пуд соли и другое прочее...  Отмыть можно все, но не позор,  вспомнил я чьи-то слова и, раскрутив свой мешок для сменки на манер пращи, опускаю его на собачью голову.  От  неожиданности пес разжал челюсти. Оказалось, что Шурик довольно быстро бегает, а раньше я этого не замечал.  Он добегает до  Юрки, который уже стоит на безопасном расстоянии и теперь они оба наблюдают, как события будут развиваться дальше.

Этот пес был не из тех псов, которые долго думают, составляют хитрые планы,  и считают, что месть должна подаваться холодной, он предпочитал действовать сразу, без промедления.  Его челюсти сомкнулись на моем мешке, и он с рычанием потянул его к себе.  Оказалось, что собака обладает недюжинной силой, веревка больно впилась мне в кожу.  Рядом были лучшие друзья,  и я не унывал, друзья всегда приходят на помощь. Шурик и Юрка стояли на месте, предпочитая наблюдать, кто кого со стороны. Пес тянул в одну сторону я в другую, веревка все плотнее охватывала кисть,  он угрожающе зарычал, и мне стало по настоящему страшно,   мои лучшие друзья-гладиаторы, видимо вспомнив о наказании за опоздание, развернулись и побежали к школе. Я не мог в это поверить, но  они радостно смеялись!

Не знаю, что именно было причиной их смеха, возможно, это было нервное, но он добил меня окончательно. Я почувствовал себя таким одиноким и жалким, маленьким и слабым. Силы враз покинули меня, отпустив мешок из рук, я сел прямо на землю и горько заплакал от жалости к себе.  Пес, не выпуская добычу из пасти, с невозмутимым видом побежал туда, откуда появился. Я сидел  в пыли футбольного поля в слезах и думал, что, наверное, даже у этого дворового пса есть друзья, настоящие друзья, которым он сейчас понесет мой мешок, в надежде, что там есть что-нибудь вкусное, большая суповая кость или колбаса, потом они полезут туда и найдут только белые американские кеды и будут смеяться  над ним, но не зло, а по дружески «Что ж, ничего, ошибся, с кем не бывает.»
 
Все же я встал и побежал за собакой, пытался ее догнать, но бесполезно. Когда я появился в классе первый урок подходил к концу. Учительница хотела что-то сказать, но посмотрев на меня, указала на стул и промолчала, даже дневник не взяла.  Мама, услышав  всю правду, не поверила мне, а выдвинула собственную версию, в которой кеды украли какие-то злодеи.  Так как в этом случае я был не виноват, обошлось без наказания. Мы не разговаривали с Юркой и Шуриком неделю, а потом все вошло в прежнюю колею и мы стали опять ходить в школу вместе.

В детстве  мне часто снился кошмар. Наверное видел этот эпизод в каком-нибудь фильме. Я с другими красноармейцами уходил от погони, сидя в тачанке  строчил из пулемета Максим  по белякам. Потом всех моих сослуживцев убивали одного за другим и патроны кончались. Я оставался один, и несли меня в тачанке обезумевшие кони, а беляки с шашками наголо были все ближе и ближе, и кто-то из них уже замахивался над моей головой…. Тут я всегда просыпался.   


Рецензии