В сердце гор

Из чего состоит жизнь альпиниста? Из палатки, сминаемой ветром и отвесных скал, веревок и карабинов, фиолетового неба и слепящего льда. Максим Богатырев, пожалуй, единственный на сегодняшний день представитель Адыгеи, совершивший восхождения на высочайшие вершины семи континентов, в том числе на суровый восьмитысячник – гору Эверест. Долгие путешествия и бесконечность дорог наложили свой отпечаток – в быту он привык обходиться малым, полагаясь лишь на содержимое своего рюкзака. Ведь горы не просто противоположность городской суеты, они всегда требуют от человека выносливости.

Первые походы
  Серьезно туризмом Максим начал заниматься еще в 6 классе, когда учитель биологии Генрих Дерзиян открыл в школе секцию по туризму. От желающих  пройти горными маршрутами не было отбоя. Снаряжения тогда не было ни у кого, и на выручку приходила изобретательность – ребята вручную мастерили коврики, котелки. Но, несмотря на некоторую условность, спортивные походы организовывались по всем правилам. Участникам присваивались разряды, выдавались значки.  Новички в горах получали бесценный опыт – не так-то просто идти по узкой тропе, петляющей по крутым склонам. В таких условиях начинаешь постигать жесткий характер природы. Дед подарил Максиму кирзовые сапоги и портянки, однако в первом же походе те сослужили плохую службу, намозолив ноги так, что еле удалось добраться домой. Ко всем неудобствам добавился еще громоздкий рюкзак, натерший спину.
 
- Первые технические навыки мы получали, участвуя в соревнованиях по туристическому многоборью – вспоминает альпинист. – Все было неказисто, если смотреть современным взглядом. Но начало оно потому и начало…  Зато мы учились лазать по скалам, гордились самыми простыми, но уже своими ледорубами и даже таскали их в походы по лесам и взгорьям, где снега то не было, учились вешать веревочные переправы и спускаться по скалам, нести условных пострадавших и переходить болота по кочкам. Все это учило думать, принимать решения, искать что-то новое…

  В старших классах школы Максим принял участие в чемпионатах России по спортивному туризму, где команда из Адыгеи заняла призовые места. Оставшиеся за пьедесталом спортсмены не могли скрыть своего удивления – откуда эти неожиданные победители? Название небольшой республики мало кому что говорило, и некоторые с легкостью путали ее с северным полюсом. Затем последовали походы высшей категории сложности, служба в армии, работа спасателем. Поворотный момент, определивший судьбу спортсмена, наступил в 2002 году, когда в числе опытных альпинистов он поднялся на вершину Мак-Кинли в Северной Америке. Экспедиция имела особое значение – на равных условиях в ней участвовали два спортсмена с серьезной травмой позвоночника. Специально для них разработали кресла с лыжными снарядами. До сих пор этот случай остается единственным в своем роде и включен в книгу рекордов России…

Пирамида в джунглях
  Настоящее приключение почти всегда щекочет нервы. Городок Сугапа, затерянный в глубине индонезийского острова, почти не тронут современной цивилизацией. Отсюда экспедиции Богатырева в октябре 2011 года предстояло начать недельный переход через джунгли к пирамиде Карстенз. Альпинистам было на что поглядеть. На рыночной площади перемешались городские жители в грязных футболках и аборигены из окрестных племен, обходившиеся без всякой одежды. Вооруженные луками и мачете, они с любопытством поглядывали на белых туристов. Но обманываться добродушием этих людей никто и не думал, оно также изменчиво как погода. Недаром любая ссора может закончиться здесь кровопролитием. И словно в подтверждение невысказанных опасений, вскоре на площади действительно вспыхнул спор – папуас Максимус, взявший роль посредника, решал вопрос с носильщиками. Желающих нести снаряжение оказалось тридцать человек – больше, чем необходимо. Пришлось брать всех, чтобы избежать конфликта. Однако на этом дело не кончилось. Как только экспедиция через несколько часов подошла к реке, путь им преградила толпа папуасов. Начались новые переговоры, в результате которых часть носильщиков из городка заменили на тех, кто охранял бревенчатый мост.
   
  Пирамида Карстенз – высшая точка Австралии и Океании высотой 4884 м. включена в программу «Семь вершин» и поэтому привлекает многих альпинистов. Правда, сложна не столько гора, как подход к ней. Обильные ливни вспучивали реки, палатки приходилось ставить прямо в болотную грязь. Вода шумела повсюду, и вскоре в рюкзаках не осталось ни одной сухой вещи. К тому же по пути спортсмены не раз обнаруживали пропажу мелких вещей и продуктов. То консервов не хватало, то шоколада. Однажды отдыхая на привале, неподалеку разместился маленький бородатый папуас. Он вытащил из сумки пачку печенья и с довольным видом принялся его уплетать.

 - Нет, ну ты посмотри на него! - присвистывали участники похода.

   Закончив кушать, туземец потянулся к сумке и вынул на этот раз ярко-оранжевую расческу. На глазах удивленных туристов он взялся вычесывать из бороды крошки. Пример хороших манер в джунглях запомнился надолго.

  В базовом лагере у подножия пирамиды собралось две команды – российская и американская.

- Так вышло, что в ночь перед восхождением ни у американцев, ни у нас не осталось ни одного местного аборигена-носильщика или местного гида-проводника, – рассказывает Максим. - Они просто убежали. В стране Советов, в которой выросли мы, нас подготовили ко всяким трудностям, поэтому от такого поворота событий мы не сильно расстроились в отличие от американской сборной.
   
  Восхождение наметили на 4 утра, но разыгравшаяся непогода задержала спортсменов на несколько часов.

- Вернулись с горы мы ближе к вечеру, – продолжает рассказ альпинист. – В лагере стояла тишина. Я распорядился сортировать снаряжение, бросать все лишнее здесь,  брать только необходимое и уходить известным путем через джунгли. От американцев подошел представитель и попросил возглавить их группу, чтобы вывести к цивилизованным поселкам. Я предупредил, что смогу вывести их только к карьеру Фрипоинт.

  Всю обратную дорогу шел дождь. Границы золотодобывающего карьера обе команды достигли глубокой ночью. Еще несколько десятков лет назад это место по добыче ископаемых облюбовали американские дельцы. Промышленная деятельность активно изменила ландшафт, а вместе с ним и отношение к людям. Пытаясь поладить с аборигенами, администрация распорядилась снабжать племена ланчбоксами с едой. В итоге от благотворительности образовались мусорные свалки из пластиковой посуды. Казалось, что разбросанные тарелки и груды разорванной одежды стали неотъемлемой частью здешней жизни. Не разбивая лагерь, американские альпинисты спешно отправились к руководству карьера с просьбой предоставить им вертолет. Но переговоры затянулись. Незадолго до этого мирный порядок на руднике потрясло серьезное столкновение с местным племенем. При разгрузке пустой породы в отвалы из кузова машины вывалилась тяжелая глыба и, скатившись вниз по склону, покалечила аборигена. Происшествие не осталось без последствий - в отместку папуасы сожгли машину с четырьмя рабочими. Отголоски распрей и стычек еще не успели утихнуть, поэтому обращения спортсменов просто проигнорировали. Утром Максим со своей группой двинулся дальше. Американцы, не желая отступать, решили попытать счастья снова. Как выяснилось впоследствии, альпинисты просидели в карьере почти восемь дней и только вмешательство правительств тех стран, откуда они были родом, позволило эвакуировать их на вертолете.

Пик Победы
  У каждой вершины особенный характер. Унесший жизни многих альпинистов северный семитысячник приобрел мрачную репутацию. Еще в середине 50-х годов на его склонах трагически погибла казахская группа спортсменов. Сложные климатические условия – неожиданно резкие порывы ветра с надутыми снежными карнизами, готовые обрушиться в любой момент, превратили гору в неприступную «крепость».
 
  В августе 2013 года в базовом лагере хорошую погоду ожидала группа из 20 человек, в их числе и Максим Богатырев. Густо сыпал снег и под его тяжестью оседали палатки. За непритязательным разговором каждый украдкой устремлял тревожный взгляд на вершину – что творилось сейчас там, не хотелось думать. В это время новички с робким восхищением прислушивались к рассказам бывалых альпинистов. Последних не сложно определить по обветренным лицам и грубоватой небрежности тона. Неподалеку находится скала памяти – на ней закреплены таблички с именами тех, кто остался на горе. Как рассказывают участники восхождения, по необъяснимой загадке природы у подножия растут цветы, хотя вокруг простирается  безжизненная пустыня.  Наконец, 15 августа альпинисты вышли из лагеря. Впереди 12 километров рваного ледника Звездочка. На леднике, погребенного под толщей снега, эти незначительные километры с точки зрения городского жителя, здесь растягиваются на пару дней. За ним раскинулся ледопад Дикий, еще дальше гребень и скалы, ведущие к Важе – западной вершине, от которой начинается опасный гребень к вершине пика Победа.
 
  Тропили снег по очереди. Кто-то стремился вперед, кто-то наоборот предпочитал держаться в хвосте. До Важи группа пробилась за 4 дня. Высота почти 7000 метров. К вечеру начался снегопад, а утром стало ясно – надо спускаться.

- На Победу надо идти подготовленным – комментирует Богатырев. – Отсутствие запасных батареек в фонарь может стать причиной трагедии. По скалам висят веревки многолетней изношенности. На них смотреть страшно, не то чтобы лезть по ним. Человек обладает некой особенностью. Вверх ему лезть чуть проще, чем вниз. А на засыпанных снегом скалах даже профессиональный скалолаз может растеряться.
 
  Что значит веревка длиной 10-15 метров, когда спускаешься со скальной стены? Ничего. Как ни странно, альпинисты, штурмовавшие пик Победы, сэкономили на весе своих рюкзаков, захватив именно такие. Подходящая веревка оказалась у Максима и еще у питерской команды. По ним все и спустились вниз. Позже, ими подстраховывали живца, пробивающего канаву в снегу и при этом рисковавшего срезать лавину на себя. Канаву для остальных. Вопрос, кто это будет делать, решался долго.

- А если лавина – спрашивает Сергей, опытный альпинист – то что… минус один?
  Впоследствии раздумывая о чужой беспечности, Максим не раз задавался вопросом – а если бы не веревка? Скорее всего, многие так бы и спустились, прибегнув к природной цепкости и взаимовыручке, но ведь могло сложиться иначе…

…Послесловие
  И все же, что движет людьми, которые из года в год, рискуя жизнью, не устают покорять новые высоты? Скалистые пики, подпирающие самое небо, молчаливы и опасны – все живое отступает перед ними в жестокой борьбе. И только человек с извечным желанием узнавать заступает черту «запредельного». В этой пограничной зоне все голо. Поэтому после долгих недель холода, так удивительно возвращаться в мир запахов, земли и тепла. Максим за годы практики многого добился, стал мастером спорта по спортивному туризму, гидом-инструктором международного класса, под его руководством прошла не одна экспедиция. Но, несмотря на трудности восхождений, ему, как и многим другим альпинистам важны не просто завоеванные метры, а возвращение домой, просто потому, что «…должны возвращаться».

Фото из личного архива Максима Богатырева. Пик Ленина, август 2013 год      


Рецензии
Аня! Написано великолепно - как многие Ваши произведения. Жаль, что не пишете
стихи - в Ваших вещах чувствуется поэзия, особенно поэзия гор. В студенческие
годы я увлекался горным туризмом, ходил в Карпаты и по Приэльбрусью. Поэтому
мне особенно приятно любоваться фотографиями из Вашего приложения. С уважением.

Аркадий Белкин   14.05.2017 19:26     Заявить о нарушении
Доброе утро, Аркадий! Спасибо за такой душевный отзыв! Если честно, я даже не подозревала о собственной поэзии, потому что она мне никогда не удавалась. Да и тяги не было... к рифме. Но горы действительно впечатляют - даже небольшие трехтысячники (в этом отношении прекрасен Кавказский заповедник, где туристов не жалуют). И очень хочется побывать в Приэльбрусье.
Мне кажется, увлечение горным туризмом никуда не уходит с годами, просто меньше времени остается в связи с работой, семьей. Неужели вы больше не ходите в походы?



Анна Юркова   17.05.2017 06:56   Заявить о нарушении
Увы, все это было в студенческие годы. Потом работа, семья. две диссертации. Но
память осталась и я ее выливаю в стихах(на сайте стихи Ру у меня есть цикл
"Лучше гор могут быть только горы"). Сейчас я живу в Канаде, город Ванкувер, где
2010 г. была олимпиада. Вдали виднеются горы с заснеженными вершинами. Туда меньше
часу на машине и я иногда доставляю себе удовольствие. Здесь я занялся журналистикой - печатаю свои стихи и очерки в городской русскоязычной газете.
Так что - мы сейчас коллеги. Я постоянный читатель Ваших "В контакте". Всего
хорошего.

Аркадий Белкин   17.05.2017 23:22   Заявить о нарушении
А я о Канаде только читала...

Анна Юркова   18.05.2017 22:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.