Экзамен

            Еще со времен Ремарка повелось, что всякое более-менее сформировавшееся поколение тут же спешит объявить себя потерянным. Это уже становится даже не доброй традицией, а некоей своего рода почетной обязанностью. То есть буквально, от множества знакомых самого разнообразнейшего возрастного диапазона и социального статуса мне неоднократно, в различных контекстах, доводилось слышать такую фразу, что вот мол мы, потерянное поколение… и далее эта сентенция всегда служила особым знаком отличия, подчеркивающим, с точки зрения моего собеседника, своеобразную, свойственную только им особенность, а также некоторым, многое само собой по факту своего причастия к когорте потерявшихся, объясняющим фактором. Так рассуждали люди пожилого возраста, мои ровесники, и, что более всего удивительнее, юноши, едва получившие право на самостоятельную покупку сигарет и пива. Этот ментальный феномен невольно спровоцировал мою мысль включится в работу на заданном направлении. 
           Сразу скажу, что свое поколение потерянным я ни в какой степени считать не могу.   Однако, тут необходимо понимать, что у господина Ремарка молодые немцы, возвращающиеся с вдрызг проигранной войны в страну, где их, как героев, никто не встречает, что вполне справедливо, где они обречены на нищенское унизительное существование в условиях тотального экономического кризиса, где перспективы самого государства туманны, а его жителей вообще едва представляются, то, согласитесь, предпосылки для такого рода заявлений весьма логичны и существенны. Что было потом, всем известно. Что есть сейчас-тоже. А что имеем мы?  Согласен с тем, что в нашей стране, какой период не возьми, действительно, народившееся и к означенному сроку оформившееся поколение никак иначе, чем потерянным, называться не может. 30-е годы: репрессии, голод, страшное время. 40-е: война.  Нет смысла ворошить пласты всем хорошо известного. Тут все понятно. А что происходит сейчас? На данном этапе исторического развития?
          Возьмем поколение 90-х. Это те, которые родились в 70-х, к которому отношусь и я. И тут, однако, можно согласится. Развал империи, утрата целого ряда идеологических, социальных, культурных, нравственных ориентиров. Как ни крути, а более потерянного поколения трудно себе представить. Повторюсь однако, что мне мое поколение кажется естественным продуктом своего времени, вполне себе удачно интегрированным в социокультурное пространство. Однако, если я услышу эти сентенции от моего товарища по институту, ныне добропорядочного обывателя, это для меня откровением не станет. Это понятно. С моей точки зрения, основания для таких заявлений есть. А вот попытки примазаться к этой весьма неоднозначной мировоззренческой парадигме со стороны родившихся в относительно благополучное время молодых людей, мне, до определенного времени, были не понятны. Что же за этим кроется, юношеская бравада, свойственный молодости радикализм или что то иное? Я задумался. Готового, вот так на ход ноги пришедшего на ум ответа не оказалось.  Однако, сопоставив некоторые события из моей жизни, о которых речь пойдет ниже, кое-что, как мне показалось, я начал понимать.  Итак. Моя задача-осмыслить отношение молодого, даже юного, восемнадцатилетнего человека к реальности. Как он сам себя с ней соотносит. Поэтому, само собой, речь пойдет об экзамене.
         Волею судеб, спустя года два-три после увольнения из армии и возвращения в Москву, я поступил учиться на юридический факультет одного из многочисленных коммерческих вузов. К слову сказать, именовался он не много, ни мало университетом.  Представилась такая возможность, причем совершенно бесплатно, и я решил ее не упускать.
         Тут сразу же небольшое отступление. На тему высшего образования. Когда я, вечером, или в выходной день, встречаюсь со своими друзьями, мы собираемся обычно у кого то в гостях, случается подчас и мне принимать шумные компании. Среди самых близких мне людей, нередко оказываются и незнакомые мне, но также чьи то друзья, личности незаурядные, харизматичные. Это, обычно, большая удача. Я очень люблю именно первое знакомство с интересным человеком, мне нравится, в зависимости от ситуации, произвести на него какое-нибудь неожиданное впечатление. В уютной обстановке, в атмосфере комфорта, доверия и веселья разговорится с незнакомым человеком, слегка, ненавязчиво удивить его нестандартным ходом своих рассуждений, дать возможность ему взять реванш и сполна насладиться неспешным ходом приятной беседы.  Попадались все люди с высшими, техническими образованиями, математики, инженеры. Встречались, много реже, и гуманитарии. Но, смысл такой, что на человеке стоит печать. И ее сразу видно. Это некий знак качества. Он светится в глазах, и его не скроешь.
          Однако, с течением времени, и на наших вечеринках, и среди коллег по работе, куда также, к слову, наличие диплома о высшем образовании являлось обязательным условием при приеме, я стал замечать людей, ну, скажем так, странных. По уровню знаний- дрессированная обезьяна. Простейшие вопросы ставят в тупик. Нет понятия об элементарнейших вещах. Диплом о высшем образовании-есть. Я спрашиваю-как? Я теряюсь в догадках. Купил? Да нет. Не похоже. Может быть, человек выпустился и резко все забыл? То есть все, абсолютно. Стерилизовался. Но что за удивительный метаморфоз? Куда делась база, куда пропало все, что является неотъемлемой частью сущности человека, дающееся ему в процессе получения качественных разносторонних знаний. Запишем пока в область загадок.
          Итак.  Поступил я, значит, на юрфак. В назначенный день пришел с тетрадками учиться. Утром дело было.  В процессе выясняется, что, здание арендуется, расписания, как такового, нет, полная неразбериха во всем, хаос жуткий совершенно. К обеду кое-как сформировалась наша группа. В ней: человек 80 народу, и жуткий винегрет. И очники, и заочники, и второе высшее, и черт знает кто еще. Ну ладно, я же все понимаю, первый день, ну, бывает. Ненавязчиво вспоминается, при этом, наша старушка академия.  Ладно, подождем, посмотрим.
          А вокруг суета несусветная. Новоиспеченные студенты, в основном, курят на лестницах и в туалетах. Тем временем, пара недель прошла, и кое-как понемногу устаканилось. Группа оформилась, преподаватели нашлись, читают вроде как даже нам лекции, но ощущение полнейшего бардака и лажи не покидает. Перед глазами все чаще и чаще стоит моя академия. А учеба набрала полный ход и несется с чудовищной скоростью.  Важнейший профильный предмет, две-три лекции, и все, далее список литературы и дуйте сами. И так абсолютно по всему. Профанация полнейшая. Деканат занят сбором оплаты. Посещаемость нулевая. Журнала, как такового нет, нет и контроля. Физической подготовки нет в принципе. О военной и говорить не приходится.  И это университет, пусть и коммерческий. Диплом то о высшем образовании, со всеми вытекающими. Мне засчитывают все предметы со старого диплома без учета часов, что-то приходится доздать, в виде скачанных никому не нужных рефератов. Все курсовые проходят таким же нехитрым образом.
         Вот и сессия. Первый экзамен. Заходит преподаватель. Садится.  Первая фраза: - кто согласен на тройку, зачетки на стол и свободны. Остальные сдаем. Половина аудитории тут же исчезла. Далее. Всем сразу раздаются билеты, и пошел кто во что горазд, или, точнее, у кого на сколько хватит наглости, просто даже не списывать, а переписывать из учебников, особо не скрываясь. Потом пошли отвечать. Недолго, минут по пять максимум. Оценки все хорошие, редко четыре, чаще отлично. И я свою пятерочку получил. Очень мне понравился этот экзамен. Не было еще таких. Дальнейшие принципиально не отличались. Не хочешь морочится, билет брать, сидеть, свои три бала бери и гуляй здоров. Претендуешь на отлично, изволь. И билетик тебе дадим, пожалуйста, сиди, думай. Готовься.
        И вот значит, пока я так готовился в очередной раз, неотлучно стоявшая перед глазами родная моя академия, воскресила в памяти зимние студеные дни холодного января 97 года. Снежная была зима, вьюжная. Но в тот раз это было мне на руку. И мне, и товарищам моим, курсантам военной академии. Хорошо, что морозно и метет, значит, ночной патруль по территории бродить не станет, а будет сидеть где-нибудь в одном из корпусов, греться, а может и спать себе, если повезет, попадется нормальный дежурный и отпустит до утра без часового доклада.
        Ждали этой ночи давно. Все не совпадало никак. Кафедра математики и физики в восьмом корпусе, на другой стороне через плац. В корпусе дежурный и помощник. Договариваться надо с дежурным. А он со старшего курса. А там люди разные. Мало кто захочет идти на такой риск. Патруль тоже надо учитывать, никак нельзя ему попадаться. Любое неверное движение-и ты уже солдат! Ошибка исключена. Тщательнейшим образом отбиралась команда. Я был необходим, как обладатель редкого дара подделывать любые подписи. В помощь мне полагались двое помощников. Их задача-обеспечить мое прикрытие во время работы. Общая длительность операции-один час, с учетом дороги туда и обратно. Дежурный по роте на этот час прикрывает отсутствие трех человек в расположении.
        Наконец, звезды сошлись, заступил на дежурство надежный человек, метель и мороз достигли апогея, и на три часа ночи был назначен старт операции. За пятнадцать минут подъем. Полная зимняя экипировка, проверка снаряжения: комплект ручек разных цветов и оттенков, фонарики, бахилы на сапоги, чтобы не следить на кафедре. Далее начинается самое интересное. Выходим втроём на мороз. Не знаю, как ребята мои, но я ледяного, пронизывающего ветра не чувствую совсем, а ощущается легкая дрожь от мощного адреналина, от риска. Начинаем путь на кафедру. Короткими перебежками, где-то ползком, задворками, между куч накиданного снега, подходим к освещенному окну дежурного к трем часам ровно. Стучимся. Открывает. Заходим. Берем огромную связку ключей от кафедры и кабинетов. Поднимаемся. Уже вдвоем. Третий остается на улице стеречь любые опасные движения.  У нас около часа. Вскрываем кафедру. Свет не зажигаем, только небольшой фонарик. Вот нужный кабинет. Методом перебора, теряя драгоценные минуты, я ищу нужный ключ. Надо было ключик то запомнить. Маленькое упущение. Ну да ладно.  Заходим в кабинет. Заветный шкаф. Только бы была там. Открываем-есть.
       Вот она, сводная таблица зачетов и лабораторных работ нашей группы по физике. Много пустых клеток. Очень много. А экзамен на носу, и нужен допуск. Тут уже пошла моя работа. Долгая подготовка, доведенные до автоматизма движения, и таблица постепенно заполняется. Тут главное не наглеть.  Ставлю каждому с таким расчетом, что за оставшееся время можно подсобраться и небольшой остаток добить самому. Все оценки давно заранее были с каждым обговорены. Времени на самодеятельность нет.  Ставлю в основном зачеты и тройки по лабораторным работам. Реже четверки. Вспотел так, что со лба льет. Дежурный поднялся, нервничает, торопит. Так, ну вроде все. Последний взгляд, ведомость в шкаф, дверь на замок, кафедру на замок, ключи дежурному, большой привет ему, и такими же маневрами в казарму.
       Уходим.  Основная задача выполнена. И, как показало время, удачно. Дело в том, что несколько преподавателей принимали зачеты независимо друг от друга, в разные дни и время, и на этот факт и был сделан расчет, который полностью оправдался. Постепенно большинству моих товарищей и мне удалось подтянуться по всем оставшимся хвостам и получить волшебный допуск к экзамену, до которого, правда, оставалось совсем немного времени. А его ведь надо еще сдать. Но и на этот случай имелся весьма интересный и неожиданный план.
       Казалось бы, ну что такого сверхсложного-сдать экзамен по физике. Пусть итоговый, за полуторагодичный курс, с большим объемом часов, но все же? Можно подготовится, вырубить заветный трояк и собираться в отпуск. Но. Слишком большой объем сложнейшей информации. Я сейчас не оправдываю собственную лень и дурость. Слишком многое упущено. В том числе и по объективным причинам. На большинстве лекций я лично спал. Ничего не мог с собой поделать. Хроническое недосыпание, физические нагрузки, холода-а тут сидишь в тепле, занудный голос выдает монотонную скучнейшую информацию, и тут крепись, бодрись, но через пятнадцать минут неминуемо начинает просто вырубать, и с этим, поверьте, ничего поделать нельзя.
       Хорошо, допустим, конспект можно потом восстановить, переписать у более стойких товарищей, чего уж там, были и такие среди нас. Монстры. Можно было, конечно. Я этого не делал. На что рассчитывал-не знаю. Пришла сессия, нависла реальная угроза отчисления с последующим отправлением в батальон солдатом, и голова сразу просветлела, заработала.
       Итак, первый этап, удачно спланированная и блестяще проведенная операция поселили в душе определенные надежды. И к экзамену мы были полностью готовы.  Нет, в области непосредственно знаний, лично я был очень слаб. Думаю, что и подавляющее большинство нашей группы, человек в пятнадцать, тоже.  Несколько действительно грамотных ребят, в общем то, которые не спали на лекциях, прилежно в течении семестра занимались, пожалуй, были готовы решительно. Но, речь сейчас не о них.
       Сам экзамен проходил в не совсем привычной форме. Билеты, как категория, отсутствовала напрочь.  Вся группа запускалась в аудиторию и рассредотачивалась на задних рядах.  Далее, согласно списка, к преподавателю по одному приглашались курсанты, и начиналось своего рода беседа физика с физиком. По результатам этого общения выставлялась итоговая оценка, как правило, прямо пропорциональная продолжительности разговора. Не смысла говорить, что с большинством разговор был бы очень коротким. И чтобы продлить радость общения с любимыми учителями на столь волнующие нас темы, был разработан и воплощен следующий хитроумный план. Не помню уже, кому пришла в голову эта простая и великолепная идея, похожая на вариант из советского смешного фильма с одноименным названием. Принимались во внимание два следующих благоприятных обстоятельства: вопросы, задаваемые испытуемому, были хорошо слышны в конце аудитории, которая была обозначена как зона подготовки, следовательно, там можно было пользоваться любым подсобным материалом, учебниками всех мастей и лекциями.
        Понятно, что ответ на любой вопрос мог быть найден в течении нескольких десятков секунд. Что вполне соответствует времени естественного размышления перед ответом. Это более чем логично и допустимо. Далее, экзаменуемый клал в карман форменных брюк заранее настроенный на определенную частоту обычный кассетный плеер с радио, через рукав кителя пропускался наушник и зажимался в левой ладони. Теперь в положении сидя, полубоком к преподавателю оставалось только, найдя подходящий момент, вставить его в ухо и опереться щекой на ладонь, приняв позу мыслителя. Курсант к экзамену готов. Это уже я. Спрашивайте. Первый вопрос. На задних партах легкий шорок страниц, и неразличимым на слух, но прекрасно слышимом в наушнике шепотом через состроенный на одной частоте с плеером передатчик прямо в ухо гладко, по лекционному материалу полилась информация по предлагаемому вопросу. Хорошо. Заметно повышается настроение у обоих беседующих сторон. Ответы кратки и исчерпывающи. Вопрос-ответ. Дополнение-несколько секунд на размышление, получите пояснение.  Следующий вопрос. Небольшая заминка. Так, задумайся, говорят. Я думаю. Тереблю волосы на затылке. Нужен график. Так. Рисуй пока шкалу. Медленно черчу ось. Еще медленно другую. Так, есть. Давай. Ручку в точку с координатами. И пошло. Что не вопрос, есть четкий и грамотный ответ. Преподаватель не скажу, что в шоке, но приятно удивлен. Светлая голова, говорит, вот если бы еще спал поменьше на лекциях. Получаю четыре балла. Это выше самых дерзких ожиданий.
      И далее все в самых восторженных тонах. Каждый садился и начинал удивлять. В меру своих способностей. Сложнейшая, важнейшая, краеугольная дисциплина, ставшая для многих и многих непреодолимой стеной и закончившая их недолгое пребывание в стенах нашей прославленной академии, была взята. И как! Долго еще ходили легенды на младших курсах об этих дерзких комбинациях, о походе ночью на кафедру, о ведомости в шкафу, об удивительном экзамене по радио. Честно говоря сейчас, спустя столько лет, мне и не верится уже, что все это было так, но это было так. Все, что я сейчас рассказал, является чистейшей правдой! Просто такая у нас была учеба в академии, просто все нужно было делать всерьез. И самому. Звонки не работали. Никакие. Никогда.
     Первый раз не сдал, второй, третий-ты солдат. Без вариантов. С первых двух курсов из восьмидесяти осталось меньше половины. Многие срезалось на физподготовке.  С большой группой простились на высшей математике. Ожидались серьезные потери на физике, но массовых репрессий удалось избежать. Я отправился в отпуск. Приехал домой, переоделся и отправился бродить по центру, на Арбат. Я шел очень медленно и абсолютно бесцельно, колючий ледяной ветер трепал распахнутую куртку, а я снова совсем не замечал его, и даже с радостью подставлял ему свою непокрытую голову. Я шел ему на встречу и наслаждался легким чувством свободы. Было мне тогда восемнадцать.
      А потом, на юрфаке, я долго и мучительно, на каждом экзамене боролся тогда с желанием сдать зачетку, получить полагающийся в таком случае трояк и свалить поскорее домой, и, как оказалось, не зря. Получил в результате красный диплом. Не слышу поздравлений...


Рецензии