Хамбо-лама XXIV - созидатель

Эта статья написана по просьбе редакции "Независимая газета: религия". Принята, но пока не опубликована. Поэтому я решил напечатать её здесь, т.к. 1 сентября исполняется 52 года нынешнему хамбо- ламе.

Исполнилось 250 лет появления титула хамбо-ламы в России. Нынешней хамбо-лама Дамба Аюшеев мнения разные. Восторги и восхваления за прямоту, искренность, критика и обвинения в авторитаризме. Кто удостоен столь высокого поста?

ДАЦАН БАЛДАН-БРЭЙБУН
С Дамбой Аюшеевым я познакомился осенью 1993 года на открытии дацана Балдан-Брэйбун в селе Мурочи, под Кяхтой. Это первый храм Бурятии, построенный в 1730-х годах, когда буддизм шагнул из Монголии на территорию Россию. Два века спустя древний дацан разрушили. В начале 1990 годов патриоты Кяхтинского района решили восстановить его. Энтузиасты возрождения буддизма - бизнесмены, медики, артисты, учёные.
В начале 1990-х я редактировал в Москве журнал «Буддизм» и альманах «Буддийский мир». Бизнесмен из Бурятии Валерий Цоктоев попросил послать в Мурочи комплекты журнала и альманаха. Цоктоев попросил выпустить и памятную медаль в честь возрождения дацана. Утрясти всё в Бурятии не получалось. После многих звонков, встреч, согласования цен значки сделали. Из металла за короткий срок изготовить не удалось. Сделали на стекле и деревянных плитках. Так я осенью 1993 года вылетел в Улан-Удэ.
Оттуда ехал в Мурочи на рафике новым для меня путём: Тарбагатай-Подлопатки-Харлун, вверх по берегу Чикоя. Рядом со мной сидел певец и композитор Саян Жамбалов. Путь долгий. Селенга, Тугнуй, Хилок. Красота неописуемая. Мы всю дорогу говорили.
Подъезжали к Мурочи в сумерках. Вершины холмов в снегу. Таёжная дорога таинственна. В одном месте чуть не попала под колёса дикая косуля. Не сбить бы медведя, подумал я. И рассказал спутникам, что здесь, на Чикое, кяхтинский купец Иннокентий Синицын ходил на медведя с рогатиной. Имея ружья, винтовки, миллионер предпочитал стрельбе древнейший и самый честный вид охоты – бой с медведем врукопашную.
Его сестра Августа Дмитриевна Корнакова, живя на реке Иро, в ста верстах от Кяхты, хорошо знала монгольский язык, писала статьи о быте монголов, которые любили и уважали Авгу-бакшу, как они её называли. Эти статьи удостоены медали Русского географического общества, одним из основателей которого в Кяхте был её брат И.Д. Синицын.
Закончив рассказ, я вдруг увидел справа высокий, залитый светом трёхэтажный храм. Эффект символический – возрождение из тьмы веков! Нас встречают мои друзья Валерий Цоктоев и Принлай Дармаев, врач, прилетевший из Москвы, другие знакомые. Пачки журналов унесли в дацан молодые парни. Но коробку с медалями я нёс сам.
В каменном здании, пахнущем известью и свежей краской, я впервые увидел Дамбу Аюшеева. Высокий, усталый на финише стройки, но энергичный, он пронзил меня острым взглядом и приобнял. Изображение дацана на медали и витиеватые буквы: «Балдан-Брэйбун» ему понравились.

ШИРЕТУЙ ДАЦАНА
  Ширетуй от монгольского слова ширээ - стол и престол. В переводе на русский - столоначальник или глава престола. Один из высших, весьма достойных чинов буддийской иерархии. Возглавить монастырь доверят не каждому. Дамба Аюшеев начал строительство дацана в 1991 году, став руководителем стройки. Много времени ушло на переговоры, вернее, уговоры земляков на выделение денег, цемента, леса. Средств на стройку не могли найти ни руководство района и республики, ни тогдашнее Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ). Но Аюшеев проявил недюжинные организаторские способности, использовал давние дружеские связи, установил новые. Земляки с огромным энтузиазмом, не жалея личных средств и времени, помогали так, что за два года храм воскрес из небытия.
Для Дамбы Бадмаевича наступил новый период жизни. Одно дело строить дацан и совсем другое возглавлять его - вести службы, читать проповеди, набирать, содержать, учить новых лам, сплачивать новый коллектив, общаться с верующими.
Опыта никакого. За плечами лишь пять лет учёбы (1983-88) в буддийском университете имени Дзанабазара в Улан-Баторе. И год работы куратором студентов, прибывших из разных концов СССР. Начиная учёбу, он изучал санскрит, молитвы, астрологию и традиционные обряды. Главной специальностью выбрал тибетскую медицину. Среди его предков были костоправы, травники. Вдоль Чикоя много целебных источников. Главные - Ямаровка и Усть-Киран. Они издавна популярны у местных жителей, бурят и русских.
Кяхтинцы строили там свои дачи и летом отдыхали, лечились на лоне природы. Дочь купца А.М. Лушникова, Клавдия Алексеевна, выйдя замуж за микробиолога В.П. Казанцева, на пути из Кяхты в Тифлис, ехала по Военно-Грузинской дороге, то и дело говоря мужу: «Смотри, Володя! Какая красота! Как у нас в Ямаровке!» Горы вдоль Чикоя не так высоки, как Казбек и Эльбрус, но мне запали эти слова патриотки Забайкалья. Имея хороший голос, она стала солисткой оперы в Тифлисе, которой восторгалась вся Грузия. Клавдия Казанцева, дочь кяхтинского миллионера А.М. Лушникова и К.Х. Кандинской, в 53 года умерла от голода во время блокады Ленинграда. Похоронена на Смоленском кладбище, рядом с буддийским дацаном…
Став эмчи-ламой Иволгинского дацана, Дамба Аюшеев использовал знания, полученные в Улан-Баторе. Помогла и генная память. Многие пациенты, поставленные им на ноги, превозносили нового эмчи-ламу.
Когда земляки попросили его принять участие в возрождении дацана в Мурочи, он без колебаний согласился. Ведь это фактически его родина. Хамбо-лама не только разрешил строить, но и предложил пост ширетуя.
После развала СССР наметился раскол среди буддистов СССР. В Калмыкии при участии президента этой республики К.Илюмжинова построили новый буддийский храм в Элисте, «самый большой в Европе». Калмыки решили не подчиняться Центральному духовному управлению буддистов.
Возникли сложности и в Бурятии. Большие суммы, принадлежащие Иволгинскому дацану, тогдашний хамбо-лама присвоил и вывез в Монголию. Когда он вернул часть средств, судить его не стали. Ограничились обвинением в халатности и избрали нового. Но, к сожалению, и тот вскоре был уличён в пьянстве и лишён сана. Не называю имена опорочивших высокий чин. Буддисты Бурятии знают, о ком речь, а славить на всю Россию не буду.
В 1993 году впервые были проведены альтернативные выборы нового хамбо-ламы. Одним из кандидатов оказался Дамба Аюшеев. Всего два года он возглавлял храм Балдан-Брэбун, но успел создать дружный сплочённый коллектив. Жители полюбили тридцатилетнего ширетуя. На пост нового хамбо-ламы претендовал известный в Улан-Удэ лама Илюхинов, но большинство лам проголосовало за Аюшеева.
В то время я впервые опубликовал список всех хамбо-лам Бурятии. Первым был Дамба Доржо Заяев, а Дамба Бадмаевич Аюшеев - XXIV-м. Совпадений в судьбах первого и последнего хамбо-ламы так много, что хочется назвать некоторые из них.
Начнём с того, что они тёзки – обоих зовут Дамба.
Заяев в 29 лет вернулся из Тибета и начал строительство храма на Чикое, назвав его Балдан-Брэйбун, в честь монастыря в Лхасе, где учился он. Аюшеев в 29 лет начал на Чикое возрождение храма  Балдан-Брэйбун.
Заяев в 1768-69 годах был в Петербурге, где Екатерина II удостоила его награды. Аюшеев много раз встречался с Путиным в Москве и Бурятии. И в 2013 г. президент наградил его орденом Дружбы.
Заяева уважали в Монголии и одаривали его подарками. Аюшеев – частый гость Монголии. И нынешнее правительство вручило ему орден Полярной звезды, высшую награду для иностранных друзей - «За вклад в укрепление русско-монгольских отношений».
Хамбо-лама Итыгелов считался перерожденцем Заяева. Аюшеев построил в честь Заяева субурган на реке Чикой, его родине. А в Иволге - специальный дуган в честь Итыгелова.
Возникает вопрос, не является ли Аюшеев перерожденцем Заяева и Итыгелова? Ведь все Далай-ламы, от I до нынешнего XIV-го, являются перерожденцами предыдущих. Точно так же может и должно быть с хамбо-ламами. А то, что двое предшественников Аюшеева опорочили звание, можно объяснить неправильными выборами. И я настаиваю: Дамба Аюшеев своими делами доказал то, что он – духовный наследник Дамбы Заяева.

НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО
В начале нынешнего столетия в Бурятии произошла сенсация, удивившая Россию и весь мир. В 2002 году ламы Иволгинского дацана откопали с трёхметровой глубины саркофаг из кедровых досок, внутри которого в позе лотоса сидел монах. Это был хамбо-лама Итэгелов, который вместе со знаменитым Агваном Доржиевым, построил буддийский дацан в Петербурге, первый в Европе. В начале 2-й мировой войны Итэгелов передал свои личные сбережения Николаю II, а тот отправил их на фронт. После революции 1917 года Итэгелов вернулся в Бурятию.
15 июня 1927 года ему исполнилось 75 лет, и он решил покинуть этот мир. Попросил приближённых начать молебен – проводы усопшего, но они отказались. Тогда он сам начал заупокойную молитву и вскоре дух покинул тело. Ученикам пришлось исполнить его просьбу – поместить в саркофаг из кедровых досок и закопать выше села Верхняя Иволга. Кроме того, Итэгелов завещал вскрыть его могилу через 75 лет.
В 1955 году монахи решили проведать могилу. Но место погребения не отмечено памятником. Помог историк Б.Д. Цыбиков, провожавший хамбо-ламу в последний путь. Бимбу Доржиевича и его семью я хорошо знал, так как он жил в Ильинском санатории, где его супруга Вера Кузьминична, иркутская бурятка, была главврачом, а мой отец - В.И. Бараев директором.
Когда саркофаг нашли, ламы удивились: он как живой, сидит в позе лотоса. Под молитвы они сменили одеяние Итэгелова, помазали тело кедровым маслом, осыпали солью и опустили  вниз. В 1973 году обряд повторили.
В 2002 году исполнилось 75 лет смерти Итэгелова. И Аюшеев решил  выполнить просьбу «ушедшего в нирвану» - переместить Итэгелова в Иволгинский храм. Многие думали, что прах разрушится, но он остался целым. Микробиологи провели анализ волос, ногтей, кожи и убедились: они – как у живого человека.
Известный паталогоанатом Звягин после особых исследований заявил, что глаза и внутренние органы Итэгелова тоже в норме. Более того, иногда из глаз Итэгелова текут слёзы. Это подтверждают и те, кто бывал рядом с ним. «Слёзы появляются, когда бабушки жалуются на свои беды. А дети говорят, что он им подмигивал». Сотрудник журнала «Метрофан» утверждает, что хамбо-лама так заинтересовался им, что приоткрыл один глаз. Позже «Метрофан» признали лучшим из корпоративным журналом России. В 2009 и 2011 годах я видел Итэгелова и прикасался к его плечам. Но не удостоился знаков внимания. Видимо, не заслужил их…

БОГИНЯ ЯНЖИМА
В 1990 годах лесорубы нашли в отрогах Баргузинского хребта, у села Ярикта «золотую пирамидку» - маленький домик, окрашенный в золотистый цвет с изображением «тысячи будд». Слухи о нём дошли до Аюшеева, когда он уже стал хамбо-ламой. В тридцатых годах ламы спрятали в тайге сокровища Баргузинского дацана. А ведь пирамидка это знак! – подумал Аюшеев и в 2005 году поехал туда.
Прибыв в Ярикту, хамбо-лама поднялся по лесному склону местности с загадочным названием Улзутара. По-русски – Встреча. Первые поиски не дали успеха. Решив отдохнуть, Дамба Бадмаевич вошёл в состояние медитации. А после увидел недалеко от себя на обомшелом камне танцующую богиню. На голове корона, на шее ожерелье. Руки и ноги согнуты в танце.
Аюшеев понял: перед ним богиня Янжима, по-тибетски Сарасвати. Богиня милосердия и материнства! Проведя молебен в честь Янжимы, он уехал в Улан-Удэ. Весть о богине мигом разлетелась по Бурятии. Других сокровищ пока не нашли, но богиня стала достоянием Бурятии.
В 2006 году я побывал в Ярикте. Поднимаясь к ней, шёл мимо деревьев, увешенных белыми и синими хадаками, а под ними конфеты, плитки шоколада, деньги, детские игрушки, куклы. Это - подношения верующих.
Большая каменная глыба, длиной шесть метров, шириной - два и высотой три метра. Не каждому дано рассмотреть богиню. Те, кому удаётся, видят её по-разному, например, вместо ожерелья - длинную косу. Богиня нарисована лишайником. Низшее растение, смесь грибов и водорослей, облепляющее камни, создало высшее буддийское божество!
Тут я вспомнил, что в соседних сёлах Ярикта, Улюн, Хилгана, Барагхан десятки матерей были удостоены ордена «Мать героиня». Он присуждался тем, кто родил и вырастил десять детей. Вот вам и объяснение: богиня Янжима покровительствует матерям и детям Баргузинской долины! Она ведь смотрит в её сторону.
Это место стало священным. Сотни людей на личных машинах приезжают на поклонение богине. Особенно, бездетные родители и женщины, лишённые возможности родить. Молятся Янжиме и те, у кого есть дети, просят её, чтобы она помогла вырасти им счастливыми. Из Улан-Удэ и других городов и селений есть спецрейсы автобусов, везущих туда желающих. Приезжают и иркутяне, читинцы…
У Ярикты построен специальный дуган. Ламы принимают приехавших, проводят особые молебны у изображения Янжимы. Пройти к богине можно и без труда – дорога к ней увешена хадаками, лентами, уложена куклами, конфетами, детской одеждой, обувью…
***
- Да что буряты носятся с нетленным телом и Янжимой? – заявил один калмык в Москве. Итэгелова просто засолили, вот и всё! А Янжимы мы не нашли, ведь в степи нет скал, но найдём её на Каспие.
Не став спорить с ним, я подумал о ревностном отношении наших исторических земляков к бурятскому буддизму, и подумал, что этот человек наверняка поведал бы о калмыцких чудесах, но их, видимо, нет.

ВИЗИТЫ НА ВЕРТОЛЁТАХ
Дел много не только в Улан-Удэ. Дацаны и дуганы расположены в сотнях километрах от Улан-Удэ. Хамбо-лама не любит откладывать неотложные дела и потому часто летает на вертолётах. К этим визитам духовные лица относятся порой с опаской. Хамбо-лама крутоват в отношениях с подчинёнными, и его побаиваются. Однажды ширетуй одного из дацанов стал проявлять внимание к бродячим странниками и шаманам. Ширетуя сняли, а пилигримов изгнали. Всё это в рамках борьбы за укрепление традиционного буддизма.
В числе важных дел - строительство дуганов и субурганов. Их возводят у святых мест, как, например, дуган в честь Янжимы. В нём всегда присутствуют ламы, которые проводят службы внутри него и у святого места. Субурганы –величественные сооружения, похожие на обелиски и памятники. Их возводят в местах рожденмя выдающиеся религиозные деятели. Например, субурганы в честь Дамбы Заяева, на Чикое, и Агвану Доржиеву у села Ацагат. Ослепительно белые, высокие, строгие архитектурные сооружения изменили пейзажи Бурятии, украшая её и придавая особый колорит.   
Одной из главных задач хамбо-лама ставит возрождение родного языка. В последние десятилетия усиливается обрусение бурятской молодёжи. Кино, телевидение, концерты московских звёзд сделали юношей и девушек поклонниками современной рок, поп-музыки и эстрады. В школах мало учителей родного языка. Новых песен, сказок на бурятском языке не хватает, газет и журналов на бурятском языке мало. Дошло до того, что ЮНЕСКО отнесло бурятский язык к числу исчезающих.
В ноябре 2013 г. Иволгинский дацан провёл международную конференцию «Будущее бурятского языка и его перспективы». Там говорили о том, что в основе родного языка не должен лежать один диалект. Ведь диалектов полтора десятка. Из-за этого буряты разных мест не понимают друг друга. Основой обновлённого литературного языка бурят должен стать монгольский язык. Для чего надо ввести его преподавание…
Не буду вдаваться в тонкости и сложности решения сложной проблемы. Скажу одно – именно хамбо-лама, организовав эту конференцию, внёс существенный вклад для решения сложнейшего вопроса.
1 сентября Дамбе Бадмаевичу Аюшееву исполняется 52 года. Материал вышел отнюдь не юбилейным. Автор старался показать его со всех сторон. Но пожелаем ему здоровья и долгих бодрости!
 


Рецензии
Интересно. Так же как ваши книги, изыскания о декабристах и их потомках. О многом у вас прочитала-узнала впервые, многое знала из других источников или понаслышке.

Дарима Базарсадаева   10.02.2017 07:40     Заявить о нарушении