жил человек хороший- Ольга Шапир...

При просмотре воспоминаний Зинаиды Гиппиус о муже Мережковсом- привлекла
мимоходная строка об  Ольге Шапир- когда-то популярном авторе,  которого уже никто не читает... Невольно вспомнил судьбу Ольги Кляйнер(Фадеевой)- с творчеством которой все знакомы, а о жизни- ни слова и ни единого фото...
http://www.proza.ru/2011/10/17/591

и решил посмотреть в интернете.

Вышел на  статью=

////
Опубликовано в журнале:
«Нева» 2006, №11http://www.proza.ru/2011/10/17/591
Владимир Парахуда
"Она жила своей страстью к чтению...". Забытое имя: Ольга Шапир

Имя Ольги Андреевны Шапир большинству современных читателен ничего не говорит. А в начале прошедшего XX века литературные энциклопедии России ставили ее имя в один ряд с известными писателями “серебряного века”. Творчество Шапир получило высокую оценку литераторов Н. К. Михайловского, В. Г. Короленко, Е. Чебышевой-Дмитриевой[1] и академика Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Людская память

Вот уже лет двадцать, как я тщетно пытаюсь приобрести собрание сочинений или отдельные ее произведения в книжных и комиссионных магазинах города, даже “на заказ”… Не переиздавались они и в советское время. Не удивительно, что в редкостно “круглом” 2000 году 150-летний юбилей со дня рождения писательницы вовсе не был отмечен хотя бы и в “культурной столице” России — Петербурге…

Закрадывается сомнение, а был ли такой человек, или чем же “провинилась” Ольга Андреевна перед памятью неблагодарных потомков? Современные критики сошлются, дескать, творчество ее относится к литературе писателей так называемого “второго круга”! Риторический вопрос: кем и главное когда были очерчены эти пресловутые вторые круги в поэзии, живописи, музыке, архитектуре…

Где-нибудь в республиках Средней Азии, Закавказья, в Прибалтике или, например, в Швеции (родине ее предков), население которых по численности сравнимо или меньше, чем Петербурга, писатель с 10-томным собранием сочинений[2], хранящимся в “Основном собрании” Библиотеки Академии наук, давно стал бы национальным героем, имя которого присваивалось бы крупнейшим учреждениям культуры. Пусть даже детская писательница, ее имя было бы “на слуху” у всего мира… В России же, как повелось, знаменитостей действительно настолько “много”, что не составляет труда кого-то просто позабыть или умолчать.

Как здесь ни вспомнить казавшиеся критикам “слишком лирическими и женственными, а порой и ходульными”[3] созданные ею образы, особенно в наше время, когда профессиональные историки констатируют факт обращения ученых и исследователей прошлого к истории повседневности, то есть закономерный отказ от нарочито классовой оценки в области гуманитарных знаний. При этом эпоха первоначального накопления капитала в России 1860–1880-х годов очень созвучна нынешнему постперестроечному времени. Но творчество Шапир, отразившее извечное стремление “простых людей выбиться из подневольного положения, из нищеты и темноты и, как говорится, выйти в люди” (Овсянико-Куликовский), по-прежнему скрыто от читателя…

К 30-летию литературной деятельности О. А. Шапир в 1909 году были отмечены “мастерство рисунка, значительность психологического анализа, серьезность замысла” ее романов, повестей и рассказов. Энциклопедический словарь Брокгауза–Ефрона констатировал: “Ее произведения всегда принадлежали к разряду читаемых”. Ставившиеся автором-женщиной вопросы, относившиеся к “области семейных отношений и приводившие к постановке морально-этических задач, из этих отношений вытекавших”, позволяют назвать Ольгу Шапир петербургской Элизой Ожешко, впрочем, также бывшей российской подданной, но писавшей на польском языке. Одна из сильных сторон творчества обеих писательниц — отсутствие “преднамеренности” сюжетов, характерной для популярных ныне детективов, и дидактизма, то есть наставительного тона.

В ее произведениях просматривается одна из первых попыток в 1890-е годы затронуть возникавшее тогда в России социал-демократическое движение, удачно отметившая западноевропейское “немецкое” влияние в этом движении, приведшее к повороту от народнических увлечений к идеологии рабочего человека с неизбежными при этом утопиями. Женский взгляд и симпатии автора — на стороне восходившей демократии, однако “вершину” того восхождения, как ей казалось к женскому равноправию, наблюдать не довелось: в возрасте 66 лет 13 (26) июня 1916 года О. А. Шапир скончалась в Петрограде и с почестями была похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища[4].
/////

Запрос в интер на стихи автора остался без ответа: "жил человек
хороший"- ни строки из 10 томного прижизненного  издания...


Рецензии