Горох об стену - 7

Слепой рассказывает глухому о том, что он видел во сне. Пока не расскажет, он слеп. Пока не расскажет, тот глух. Кис-кис-кис.


Городская окраина. Жара. На асфальтовой полосе дороги, прямо у дома, две малышки делают аэробику. Одна, что постарше, лет 7, показывает. Вторая в священном ужасе пытается повторить. На лице – смесь восхищения мудростью наставницы и сознания собственной недалёкости... Девчонки, как они есть. То "показывают моды", завернувшись в немыслимые шали и полотенца. То ходят парой, светски оттопырив локти, сами зырят по сторонам: не набегут ли пацаны с палками? То играют с этими же пацанами в футбол. Та, что постарше – штучка! Волосы подстрижены каре, декоративный лифчик, хотя "в огороде пусто". Кстати, всё ядовито-красного цвета: и лифчик, и трусики. Клеопатра. Вот зазвонил телефон – он, вместе с одеждой (какая летом одежда), ждёт хозяйку у обочины. Берёт – кто? – ага! – лицо надменное, сама холодность:
- Н-да?
Марк Антоний, берегись...


Пройти, как по знакомой улице, внимательно вглядываясь в глаза, запоминая лица; всё, всё запомнить, но близко не подойти, ни разу... Увидеть восход в чашечке лилии бело-сонной, но день печалью пронизан, пустотелый тростник пробит тоской. Увидеть, как падает солнце, и раз, и два, тонет в чёрных солёных озёрах твоих... "Прах в пригоршне" – да, есть это. Но есть и другое, та часть. Я. Дунет ветер, снесёт прах на воду. Кожицей серой ляжет. Ветер, дождь, течение обстоятельств – и нет ничего. Но вечно, вечно сияет та часть. Я.


Форма не менее важна, чем содержание. Не будешь пить из грязного помойного ведра даже и чистейшую родниковую воду. Красивое платье на потное немытое тело вряд ли поможет произвести именно тот эффект, который подразумевался. Рассказ о поездке в Париж, языком Василия Ивановича из анекдота ("- Смотрю направо... мать, мать, мать! Налево смотрю - мать, мать, мать! – Ох, и красотища же, ВасильИваныч!"), уместен только в анекдоте. Отношение к "сокровищу в душе" зависит не только от номинала, но и от особенностей дистрибуции и обмена на эквивалент. Чистые намерения искупают и несовершенство процедуры дарения, и даже несовершенства самого дара. Волхвы пришли за известной звездой, потому что она была в их сердцах. Пришли точно и без опоздания. Вот бы и нам так.


Вдоль дорожки – заросли: иван-чай. Высокие, выше головы, стоят дружно в малиновых шапочках. Целый синклит кардиналов. Прямо Ватикан. Того и гляди, выйдет Папа и омоет беспризорнику ноги. Но Папы нет, а есть много озабоченных мам с детишками. Они снуют день-деньской вверх и вниз по дорожке в поликлинику, на приём и с приёма. Иваны отцветают помаленьку. Постепенно. Снизу вверх. Странное зрелище: весь стебель уже оголился, а малиновая шапочка ещё рдеет до сих пор. Особенно в сумерки. Уже вернулись первые сумерки. Пока присматриваются – что, как? Но скоро пойдут в наступление по всему фронту и вызовут Маяковского – набивать небо звёздами, тосковать по любимой... Пока цветёт иван-чай.


Поведение не убеждение. Человек шумит на форуме, держит в руках плакатик "Свободу ...!". Но это может ничего большего не означать, как определённый код социальной активности, поведение, которое принято в его близком окружении, или же вызвано обстоятельствами.


Интернет и реальный мир соотносятся один с другим, как микромир и макромир. И если при первом "погружении" в сеть человек испытывает изумление и восторг от его "бесконечности", его многообразного "богатства", его "возможностей", далеко превосходящих те возможности, которыми он обладает в реале, то уже в скором времени приходишь к пониманию самого, пожалуй, главного, чем мир в компьютере отличается от мира вокруг компьютера: инет-пространство предельно дегуманизировано. В населённом миллионами самых разнообразных существ космосе нет ни одного человека. Кроме тебя самого. Всё, что здесь есть, это – ты. Но не тот, кто в реальном мире сажает дерево. А другой, созданный за тебя и отнюдь не на пользу тебе. Тяга человека "туда" понятна и объяснима: чем слабее связи в реальном мире – тем более крепкими становятся слабые связи в мире интернета. Пустотная модель материи – огромные пространства, разделяющие частицы, несопоставимые с размерами самих частиц – но при этом иллюзия "массы", иллюзия "плотного" вещества, заполняющего Вселенную, есть только иллюзия. Вселенную заполняет пустота. Или, если угодно, пустоту заполняет Вселенная. Как интернет – растущую пустоту в душе человека, жителя (не)реального мира.


Многим знакомо странное чувство "повтора" жизненной ситуации, или отдельных её элементов, получившее название deja vu. Нет-нет, да и возникает ощущение того, что всё "уже было": и слова, и предметы, и даже чувства... странное и немного пугающее "открытие"! Механизм явления мне видится примерно таким: в мозгу происходит столкновение двух "картинок": реальной и сгенерированной. Как известно, память работает в двух модусах – оперативном и долговременном. Происходит постоянное "считывание" информации, а "картинка" – результат этого "считывания" – отправляется в "архив", т.е. "пишется" на матрицу долгосрочной памяти. Оттуда она по мере необходимости может быть извлечена. Вот вам и "тайна" эффекта deja vu. Это одновременное восприятие двух одинаковых (или очень похожих) "картинок", одна из которых принадлежит памяти оперативной, а вторая – долговременной. Как правило, длится это состояние "припоминания" недолго, ровно столько, сколько потребуется мозгу для того, чтобы разобраться и убрать "лишнюю картинку". Почему случилась задержка с отправкой информации в "архив", или, как вариант, почему похожая информация была вызвана из "архива", – наверное, ответы на эти вопросы могут быть более интересными, чем то, о чём я написал здесь... Мы не контролируем работу своего мозга. А кто в таком случае этот "контролёр"? Quis custodiet ipsos custodes?


Настанет день, и все оставленные тобой потянутся за тобой. Будешь ускорять шаг, побежишь, но прошлое, как тени, длиннее к вечеру. Прошлое – это хвост ящерицы: отрастает, хотя и старался, рубил, забывал...


Так бывает: сделаешь доброе дело – а душа не на месте... Всё правильно сделал. Всё как должно. На пользу. Другого пути не было. А совесть болит... Способно ли добро на зло? Может ли добро чинить зло? И как тогда различить их, зло – и добро?
Блаженный Августин, чтимый и у нас святой отец и учитель Западной Церкви, рассуждает на эту тему в своей книге "Энхиридион к Лаврентию..." ("энхиридион" означает "руководство"). Глава 13 так и называется: "Злым может быть только доброе". Вот оно как! Не было бы добра – не было бы и зла, говорит Августин. Зло есть худое добро, оно произошло из добра и иначе, как в добре, не существует. Как это понять? А очень просто. Для верующего человека. Бог делает добро, даже допуская зло (гл. 96). По справедливости, уточняет Августин. А всё, что справедливо, то и благо... Для блага нашего делается.
Ну, вот теперь понятно. Мы же тоже – на благо. Мы же поступили по справедливости? Значит, доброе сделали, а не злое. Отчего же тогда душа не на месте?


Человек в мире живёт, и даже Робинзон Крузо. Мир и всех людей мы видим непосредственно, себя же только в отражении. Как примирить мир и человека? Хорошо говорит Павел в Первом послании к Коринфянам: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (9:22). Сие не означает, что надобно манной кашей по всем тарелкам размазаться. Но и это не грех, если накормишь "по крайней мере некоторых".


Life's a severe case of understatement.


Почему у вас надменное лицо? Посмотрите, вокруг такие же люди. Некоторые одеты лучше, другие чуть хуже. Попадаются мужчины, есть и женщины с детьми. Зачем вы так? Сварите кашу для собак. Бейте спозаранку в большой турецкий барабан, пусть прибежавшие незнакомцы из соседних помещений увидят ваш испуг. Напишите всему миру поздравительные открытки, их можно потом разбрасывать всю жизнь. Меняйтесь! Быть над меной – это всего лишь иллюзия. Жизнь не прощает иллюзий, кроме тех, которые сама создаёт. Have a nice life.


Старость наступила, если очень хочется всех... предостеречь.


А ты, Адамчик, не бойся, скушай яблочко! Зачем, спросил... Ну, ты спросил! А я... я тогда стану раскованная и стоумная. Вот! И понравлюсь тебе. И начнётся такая история – выводи за дверь детей, пасти лягушек... Какие такие дети, и откуда? А вот и узнаешь всё, Адам. Всё-всё. Нам предписанный свыше шаблон не может удовлетворить мыслящую женщину и змею. Чем по схеме жить, вечно – лучше сплясать! Час, да наш. Йэх... и-и-ийэх! Ух! Йю-ю-ю... а ты, это, ты в барабан бей, Адам. Ох, ох... И кто же сочинил это. Не могу больше. Адам. Где ты. Адам. Где. Ты! История человека закончилась, речевая ситуация исчерпана.


Жизнь – причина, а не следствие.


2014.


Рецензии