36. Остап Бендер и Киса Воробьянинов в Интеграле

НА СНИМКЕ А. Усова из газеты ЗНВС: Сергей Александрович Бондарин (1903-1978), русский советский писатель, написавший очерк о праздновании юбилея встречи Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова в кафе-клубе «Под интегралом»


«На праздники клуб открывался только для своих, пишет в своих воспоминаниях, озаглавленных «Реквием», Президент кафе-клуба «Под интегралом» Анатолий Бурштейн. - Праздником мог стать, например, 39-й юбилей исторической встречи Кисы Воробьянинова с Остапом Бендером (день в день). Готовился капустник, прибывали гости с 16-й полосы Литературной газеты, первый отдел клуба занимал круговую оборону от студентов, бравших здание приступом».

В комментарии он поясняет:

«Действие романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» начинается 15 апреля 1927 г. На второй день после похорон почившей 15 апреля тёщи (будем считать 20 апреля) бывший предводитель дворянства выехал ускоренным поездом № 7 в Старгород. Следовательно, вечером 21-го он входил, как описано в главе V романа, в дворницкую, где уже пристроился его будущий компаньон Остап Бендер. 

Заметим, что детальное знание романов Ильфа и Петрова было неотъемлемым элементом культуры советского интеллигента 50-х и 60-х гг., и физики в этом деле не отставали!»

Этот праздник и состоялся 25 апреля 1966 года через 39 лет после «исторической встречи – 25 апреля 1927 года. Праздник был придуман младшим научным сотрудником Института катализа СО АН Гришей Яблонским. И не только придуман. Он написал и сценарий.

"Интеграл" всегда призывал инициативных людей в свои ряды. От вновь пришедшего требовалось придумать что-нибудь этакое - экстравагантное. Потребовали и от Гриши Яблонского. через 4 дня он принёс идею, а вскоре и сценарий.

Прошло немного времени, и Гриша Яблонский стал премьер-министром "Интеграла".

По заданию «Литературной газеты» на юбилей встречи Остапа Бендера с Кисой Воробьяниновым приехал одессит Сергей Бондарин, писатель, участник войны и узник Гулага. Прочтите его статью в газете «За науку в Сибири» №19 от 11 мая 1966 г.

Заголовок статьи: «Несколько слов об Остапе Бендере в Академгородке»

А вот и сам текст:

«Представляете себе состояние человека, который, мало сказать, получает письмо, всколыхнувшее воспоминания молодости, - у которого требуют ответа на вопросы: «Что Вы делали 25 апреля 1927 года?», «Встречались ли Вы с Остапом Бендером после этого?» - далее следуют вопросы не менее каверзные.

Конечно, я решил: весёлая компания поклонников творчества Ильфа и Петрова, каким-то образом узнав мой адрес, решила разыграть меня, зная, что я не только дружил с Ильфом или Петровым, но и сам имею основания относить себя к той ветви советской литературы, которую принято считать ветвью одесской…

Однако дело приняло оборот серьёзный. Вскоре в редакции «Литературной газеты» меня познакомили с милейшим вашим президентом, то есть с президентом клуба «Под интегралом» А.И. Бурштейном. Я был очень польщён и тем, что в первый раз в жизни сидел нос к носу с президентом, и тем, что президент убеждает меня, что, дескать, тут не до шуток – «Под интегралом» должно состояться торжество юбилея первой встречи Остапа Бендера с Воробьяниновым, и мне, дескать, обязательно необходимо быть в эти дни в Академгородке.

Всё это теперь уже позади – и я счастлив теперь сказать, что моё первое знакомство с Академгородком и его населением доставило мне не только удовольствие. Разумеется, это скажет каждый, кого так или иначе привлёк городок прекрасной, выдающейся советской интеллигенции всех поколений городок мысли, труда, дерзаний и свершений. И, может быть, именно потому, что тут любят Ильфа и Петрова, Багрицкого и Бабеля, Олешу, Паустовского, охотно причисляющего себя к «одесской ветви», знают многих других писателей и поэтов – моих земляков, сверстников или просто свидетелей и участников нашей общей славной молодости, - и мне было легко и приятно говорить с людьми и «Под интегралом», и в их лабораториях, и, – что также хочется отметить с благодарностью, – за гостеприимным семейным столом.

Радостно было встретить шутку, улыбку, весёлый молодой смех, и мне уже не кажется только курьёзом театрализованное появление Остапа Бендера – героя наших славных талантливых сатириков – среди колб и реторт, роторов и ускорителей. Мои новые и незабываемые встречи и знакомства с людьми науки, без смущения можно сказать – с истинными героями наших дней – и седовласыми, и ещё совсем юными – обновили и расширили моё понимание литературных, эстетических, общественных интересов не только этих людей, но и нашего времени…

О нет! Остапу Бендеру здесь нечего было бы делать! Думаю, при его смекалке, он и это смекнул бы сразу. И поэтому я охотно рассказывал моим новым друзьям о тех проделках Остапа, которые не попали на перо Ильфа и Петрова, но, может быть, ещё повеселят нас в новых произведениях новых юмористов-сатириков – чего не бывает! Но, милые друзья, повторяю: не могу обещать того, о чём просили меня некоторые не то самые наивные, не то самые горячие головы, - приехать в следующий раз в компании с самим Остапом Бендером…

Нет, нет, этого я вам не обещаю, но сам и не только всегда буду помнить эти дни, проведённые в компании с вами в чудесном городке, но постараюсь ещё не раз побывать здесь, на берегу Обского моря, хотя и знаю, что нет лучшего моря, чем моря моей и нашей общей молодости – Чёрного».

Несколько слов о Бондарине в следующем очерке.

Продолжение следует:


Рецензии