Бней-Брак

По мнению очень информированного еврейского источника, имеющего отношение и к национально-ориентированным украинским кругам, в этот город лучше заходить утром, пока не жарко.
Назван город в честь города с аналогичным названием, находившемся здесь в библейские времена и который был разрушен в 701 г. до н.э. ассирийским царем Санхерибом. Но, в дальнейшем, город несколько раз возрождался. Крестоносцы (коня, пол царства за коня!) называли его Бомбрак, а арабы Ибн-Абрак.
Более всего Бней-Брак был связан с именем легендарного рабби Акивы, который жил и преподавал своим многочисленным ученикам в этом городе. Вот одна из цитат, иллюстрирующих это: «Иди за мудрецами в ешиву за учением… к рабби Акиве в Бней-Брак». (Вавилонский Талмуд). И в настоящее время центральная улица Бней-Брака — несколько километров небольших магазинов и маленьких ресторанчиков, называется улицей рабби Акива. Пройтись по ней настоятельно рекомендую. Мир старых еврейских Варшав и Одесс… Мы отомстим за вас, чтоб не у кого не было иллюзий.
Магазины. Тут все выступает в защиту незыблемых моральных и идеологических ценностей. Подавляющее большинство магазинов имеют названия: «Золотая корона — магазин одежды, которую Тора велит носить народу Израиля». Ставлю 1000 баксов против пиджачной пуговицы, что вещи там продаются более чем качественные. И, относительно фешенебельных бутиков какого-нибудь Парижа, не дорого.
В магазине, торгующем предметами еврейского религиозного реквизита, рекламируют новые товары: «Особый порошок для стирки с использованием природных отбеливателей из австралийских растений, которые не дают талиту пожелтеть». Объясняю для некоренных бней-бракцев: Талит — это часть одеяния религиозного еврея, «малый талит» — накидка, выполняющая функцию майки, «большой талит» — накидка, надеваемая на время молитвы. Висящее рядом объявление извещает: «Плюшевые кипы из Америки! Не мнутся во время сна и под шляпой!» Если перед вами витрина мастерской, которой владеет ортодокс, то она сплошь заставлена портретами известных раввинов, строгих, бородатых, одетых исключительно в черное…
Кстати, именно из Бней-Брака пошло выражение «земля, текущая молоком и медом». В окрестностях библейского Бней-Брака библейские козы когда-то паслись под библейскими фиговими деревьями (она же смоковница, ее плоды — инжир), из плодов фиги тек сок, а из козьего вымени — молоко. Эта картинка в глазах жителя пустынной Палестины была символом богатства и плодородия. Та самая «земля, текущая молоком и медом».
Современный Бней-Брак основан в 1924 году хасидами-выходцами из Польши, во главе которых стоял Ицхак Герштенкорн, который и стал первым мэром Бней-Брака. Статус города Бней-Брак получил в 1950 году. И по настоящее время город является крупнейшим центром хасидизма. В Бней-Браке находятся многочисленные иешивы и более двухсот синагог, многие из которых возглавляются хасидскими цадиками. Только в Иерусалиме имеется такое же количество талмуд-тор и хасидских дворов, как в Бней-Браке.
Население города (150 тысяч человек) состоит исключительно (кроме района Пардес-Кац) из ультрарелигиозных евреев, пунктуально выполняющих все предписания иудаизма, что придает городу своеобразный колорит.
Бней-Брак — самый бедный в стране, город с нижайшими доходами на душу населения в Израиле (доход на душу населения в Бней-Браке — 2.086 шекелей, а в соседнем Тель-Авиве 4.954 шекелей). Потому что религиозные евреи рожают детей «сколько Бог послал» и семьи в Бней-Браке многодетные (в Бней-Браке в среднем в семье 3,9 человека, а в Тель-Авиве 2,3 человека). В Бней-Браке же и самые высокие расходы на общественный транспорт (220 шекелей в год на человека). А все потому, что у многодетных жителей города часто нет денег на покупку автомобиля.
Рождаемость в Бней-Браке огромная и это очень заметно. В подъезды домов плотно, одна к одной, стоят коляски. А улицы города заполненным детьми. Все детишки, даже самые маленькие, степенные, с пейсами, в строгих костюмах с галстуками. Мальчики, естественно, в ермолках. Девочки в длинных нарядных платьях. Жители города одеваются только так, как должны одеваться религиозные евреи-хасиды. Женщины — в платьях с длинными рукавами и в париках (потому что вид натуральных волос пробуждает в мужчинах похоть). Как по мне, что только похоть не возбуждает...
Впрочем, у настоящего религиозного иудея похоть возбуждает все. И никакой парик тут не спасает… Уж если кто не избегающей плотских утех — так это хасид. Хасиды — это вообще люди особенные в плане нравственности. Не то, чтобы клубок склонных к песне не владеющих собой сексуальных маньяков, нет. Но характер у хасида сложный, вспыльчивый.
Когда-то, гордо выступая по центральной улице Бердичева (традиционный для восточноевропейских евреев лапсердак, широкополая шляпа-штреймел), и увидев дебелую деревенскую бабу, доступную и податливую (Олеся любила хвастать попкой перед евреями. В ту минуту вся ее фигура как будто говорила: «Кому бы дать?»)... А он от волнения забывал идиш и быстро переходил на мову… О, это был отнюдь не откровения сельского дурачка. Это были выверенные фразы мастера русского слова и маэстро скандальной тематики. А, потому, результат подобной метаморфозы часто бывал, прямо скажем, гроссмейстерский.
Да-а. Все про проблемы социальные, да страдания народные. Но это я отвлекся. Впрочем, фразу «В полной темноте найдено тело живой голой женщины» я услышал в Бней-Браке от дедушки, которому жал руку лично маршал Рокоссовский…
…А глубоко религиозный характер Бней-Брака выражается, в частности, и в том, что в городе отсутствуют кинотеатры, дискотеки и прочие развлекательные учреждения. В субботу в городе прекращается движение транспорта (кроме машин скорой помощи и полиции).
По субботам же религиозным евреям запрещено курить. Так вот — по субботам в Бней-Браке не курят. И еще, идиш широко используется для живого общения в хасидской среде, хотя, конечно, иврит наступает.
Многочисленные еврейские праздники Бней-Брак празднует бурно и публично. В веселый детский праздник Пурим город погружается в атмосферу карнавала, в котором участвуют все. А в канун Песаха, к примеру, прямо на улице устанавливаются огромные чаны, из которых валит пар. Здесь тарелки, вилки и прочая посуда проходят очищение огнем и водой, чтобы стать кошерными к празднику великого Исхода.

PS. Интересный факт. В Бней-Браке, самом религиозном и самом бедном городе Израиля, люди живут дольше, чем другие израильтяне. Женщины в этом городе в среднем живут 81,1 года, а мужчины — 77,4.
Кашрут, однако, соблюдают… Чего и Вам желаю.


Рецензии