Горби

Может быть, многим не так уж и важно помнить 25 декабря 1991 года? Именно в этот день перестала существовать страна, в которой многие из нас родились. Президент подал в отставку, и над Кремлем подняли флаг РСФСР. Но человек, которого в сети время от времени объявляют мертвым, жив, однако, и наверняка нынче на старой даче отметит эту дату со своими товарищами и дочкой бокалом доброго вина.
Несмотря на его девятый десяток, Михаила Сергеевича Горбачева поминают лихом многие. Даже те, кому он верил. И кто в конце восьмидесятых втихаря «делил» недра, заводы, здания, которые никогда мошенникам не принадлежали, – ни по дарственной, ни по наследству. Они принадлежали всем нам.
Человека, который обрушил Берлинскую стену, можно, конечно, не то, что не считать политиком, а открыто ругать в печати. Забыть о Горби, как Нобелевском лауреате? О почетном академике многих академий мира, авторе книг и монографий? О том, что именно при нем была прекращена война в Афганистане? Не вспоминать, что на деньги его фонда построены детские больницы?..
Время, так или иначе, когда-нибудь все расставит по своим местам.
А лично мне и многим моим друзьям он впервые принес свободу. Что может быть дороже?
На одном из вечеров на Пречистенке Горбачев, который давно знал меня по очеркам в «Огоньке», вдруг предложил спеть вдвоем. Вот, его любимую, «Летят перелетные птицы». «Боюсь, я не вспомню все слова», - сказал я. «Не волнуйся, я-то ведь помню!» И мы грянули на два голоса, баритон да бас… Подскочили изумленные фотографы…
Мне кажется, он и сейчас свято и искренне верит в слова этой песни:

А я остаюся с тобою, родная моя сторона.
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.


Рецензии